Биографии История Ислама Фикх

Имам Джамалуддин Юсуф аль-Багдади: Предпочтение верного мазхаба (6)

Глава пятая: Причины предпочтения его другим имамам

Доводом этому служат Коран, сунна и разум.

Что касается Корана, то Аллах сказал:

«…те которые опередили и были первыми» (9:100),

«А также опередившие [других на пути к Аллаху]. [Так кто же они] — опередившие [других]? Это — те, которые приближены [к чертогу Аллаха]» (56:10-11),

«Не равны среди вас тот, кто расходовал и сражался [на пути Аллаха] до победы [под Меккой]» (57:10).

Эти аяты ясно свидетельствуют в пользу того, что «опередившие» имеют более высокую степень нежели другие мусульмане.

Что касается сунны, то пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) сказал:

«Самым лучшим поколением является то, в котором я живу, затем те, кто последует за ними, затем те, кто последует за ними».

Хадис достоверен и соответствует условиям обоих имамов-хадисоведов.

Даже если мы и согласимся с теми, кто не относит Абу Ханифу ко второму поколению, то все равно он относится к третьему. Некоторые приводят хадис из сборника Муслима, в котором сказано:

«Моя умма подобна дождю, не знаешь, какая капля более полезна, первая или последняя».

По этому поводу хочется сказать, что, во-первых, данный хадис является одиночным хадисом из сборника Муслима, а хадис, приведенный нами соответствуем условиям обоих имамов.

Во-вторых, скорее всего последний хадис касается мусульман, которые появились на свет после первых трех поколений. Эти хадисы не могут быть взаимоотменяющими, поскольку не связаны с законами шариата, а являются лишь пророчеством. 

В другом хадисе пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) сказано:

«Как хороши те, кто видел меня, и те, кто видел тех, кто видел меня, и те, кто видел тех, кто видел тех, кто видел меня».

Еще в одном хадисе сказано:

«Не поносите моих сподвижников, даже если вы пожертвуете золото, равное по объему горе Ухуд, то не достигнете и половины их степени».

Точно также есть и различия в степенях между сподвижниками и табигинами, между табигинами и табгу табигинами.

Что касается доводов разума, то каждому ясно, что предыдущие лучше последующих. Имам аш-Шафиги об Абу Ханифе сказал: «В науке фикх люди в сравнении с Абу Ханифой подобны детям». В одном из стихотворений по этому поводу сказано: «Если бы до меня никто не пролил бы слез, то я проплакал бы даже их остатки, это излечило бы мою душу. Однако, были глаза, которые плакали раньше моих, ведь первенство принадлежит предыдущим».

Некоторые могут сказать, что наш пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) был самым последним пророком, но это не свидетельствует в пользу того, что более ранние пророки были лучше него. Тем более, что пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) в своих хадисах сказал:

«Не ставьте меня выше Мусы (‘алейхис-саллам)»,

«Не ставьте меня выше Юнуса бин Мата (‘алейхис-саллам)».

На это мы ответим, что эти хадисы указывают лишь на скромность пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам), однако, это не отрицает слова пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам):

«Я господин всех потомков Адама (‘алейхис-саллам), однако, это не предмет гордости».

В этом хадисе пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) лишь упоминает милость Аллаха, дарованную ему, а под словом «господин» в данном хадисе имеется в виду степень пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) в Судный день, когда ему будет даровано право заступничества. Кроме этого хочется привести еще один хадис:

«Адам и все остальные в Судный день встанут под моим знаменем, однако, это не является предметом гордости».

Таким образом, вышеприведенное возражение можно считать снятым и суждение о превосходстве предыдущих верным.

Глава шестая: Причины предпочтения его мазхаба другим мазхабам

Во-первых, имам аш-Шафиги ясно заявил, что люди, по сравнению с Абу Ханифой, в науке фикх подобны детям. Кроме этого, мы выше привели высказывание имама Малика и Абу Нагима.

Во-вторых, если мы предпочли одного ученого другим ученым, то это указывает на то, что его учение также лучше учения других ученых. Ведь мы отдали ему предпочтение, не только как человеку, а признали превосходство его знания.

В-третьих, в седьмой главе, которая приводится ниже, мы упомянем, что люди зачастую вынуждены прибегать к выводам его мазхаба.

В-четвертых, в восьмой главе мы приводим примеры того, как строго имам Абу Ханифа следовал требованиям Корана и сунны, превзойдя в этом всех остальных.

Автор: Имам Абу аль-Мазфар Джамалуддин Юсуф бин Фаргал бин Абдулла аль-Багдади аль-Ханафи, внук Абу аль-Фараджа ибн аль-Джаузи аль-Ханбали (ум. 654 г/х).
Из книги: «Аль-Интисар уа ат-тарджих лил-мазхаб ас-сахих».

Print Friendly, PDF & Email

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *