Глава четвертая: Упоминание сахабов, с которыми он встречался и от которых передал хадисы
Сообщил нам Абу аль-Касим Закир бин Камил, который сказал: «Сообщил нам Абу Гали ал-Хаддад, который сказал: «Сказал Абу Нагим:
«Среди сподвижников, с которыми виделся Абу Ханифа и передал он них хадисы, были Анас бин Малик[1], Габдулла бин аль-Харис аз-Зубейди. Кроме них называют еще и Габдуллу бин Абу Ауфа аль-Аслами. Что касается года смерти Анаса бин Малика, то среди ученых есть разногласия, одни говорят, что он умер в девяностом (708г.) году, другие – в девяносто третьем (711г.), третьи – в девяносто четвертом (712г.)».
Абу Нагим сказал: «Анас бин Малик (радиаЛлаху ‘анху) умер в девяносто третьем году, а Абу Ханифа родился в восьмидесятом[2], т.е. за тринадцать лет до смерти Анаса». Абу Нагим сказал: «Из числа табигинов, Абу Ханифа передавал хадисы от аль-Ахваса бин Хакима».
Рассказал нам Абу Нагим, рассказал нам Абу аль-Хусейн Мухаммад бин Мухаммад бин Ахмад аль-Муъаззин, рассказал нам Ибрахим бин Мухаммад бин Гамрувия, рассказал нам Ахмад бин ас-Салтат бин ал-Муглис[3], рассказал нам Башар бин аль-Валид, рассказал нам Ягкуб бин Ибрахим от Абу Ханифы, который сказал: «Я слышал Анаса Бин Малика (радиаЛлаху ‘анху), который сказал: «Я слышал пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам), который сказал:
«Поиск знаний – обязанность каждого мусульманина».
В ривайате от Габдуллы бин аль-Хариса бин Джузъа аз-Зубейди (Этот риваят считается достоверным. Несмотря на то, что этот сподвижник жил в Египте, Абу Ханифе удалось встретиться с ним в Мекке, когда ему было шестнадцать лет — автор) приводится: Абу Нагим сказал: «Рассказал нам Мухаммад бин Гумар бин Салам аль-Багдади (у него я учился, записал некоторые хадисы, и мне было дано разрешение передавать их — автор), мне от него этот хадис передал Абу Бакр Мухаммад бин Ахмад бин Гумар и Мухаммад бин Ибрахим бин Гали, которые сказали: «Рассказал нам Мухаммад бин Гумар бин Салам, рассказал мне Габдулла бин Джагфар ар-Рази Абу Гали из книги своего отца от Мухаммада бин Самаги от Абу Юсуфа, который сказал: «Я слышал Абу Ханифу, который рассказал следующее:
«В девяносто шестом году (714г.) я совершал хадж вместе со своим отцом, мне тогда было шестнадцать лет. Вдруг мы увидели старца, вокруг которого сидело очень много людей. Я спросил у отца: «О отец, кто этот старец?», он ответил: «Это человек, который был сподвижником Мухаммада (саллаллаху ‘алейхи уа саллам), его зовут Габдулла бин ал-Харис бин Джузъа аз-Зубейди»[4] (радиаЛлаху ‘анху), я спросил: «Что же он рассказывает?», отец ответил: «Хадисы, услышанные от пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам)», я сказал: «Протолкни меня вперед, чтобы я мог послушать его слова», он протолкнул меня поближе к сподвижнику пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) и я услышал слова: «Сказал посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам):
«Кто изучит религию Аллаха, того Аллах освободит от печали и дарует ему пропитание оттуда, откуда он не ждет»».
Абу Нагим сказал, что этот хадис приводят только от Ибн аль-Хариса бин Джузъа и Мухаммад бин Самага является единственным, кто передал его от Абу Юсуфа, от Абу Ханифы. Однако, этот хадис подкрепляется другим одиночным (гариб) ривайатом, переданным от Абу аль-Хусейна Мухаммада бин Гали бин Хабиша, учителя Корана в Багдаде. Он сказал: «Рассказал нам Мухаммад бин аль-Касим бин Хашим, рассказал нам мой отец, рассказал нам Юсуф бин Гатаъ бин Суфьян ас-Саври, от своего отца, от деда, от Зияда бин аль-Хариса ас-Садаъи, который сказал: «Сказал посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам):
«Если кто-либо ищет знания, то Аллах сам отвечает за его пропитание»».
Абу Нагим сказал: «Этот хадис относится к одиночным риваятам Юнуса от ас-Саври, и мне неизвестны его другие передатчики».
Первый хадис я узнал от шейха, имама, ученого Абу аль-Ганаъима бин Шарвия бин Шахардана бин Шарвия в Хамазане в Раджабе 572г. (1177г.). Он сказал: «Сообщил нам мой отец Шахардан бин Шарвия, который сказал: «Сообщили нам два шейха, имамы Абу Закария Яхъя бин Габдулваххаб бин Мухаммад бин Исхак бин Манда и Ибрахим бин аль-Фадл аль-Баар аль-Асбахани, рахимахумуЛлах (я лично учился у них обоих в Хамазане в Мухаррам 502г. (1109г.) — автор). Они сказали: «Сообщил нам казий Абу Сагид Габдулмалик бин Габдрахман бин Мухаммад ас-Сархаси, сказавший: «Сообщил нам Абу Габдрахман бин Мухаммад бин Ахмад ас-Сархаси[5] в Басре (у него я учился и именно он анализировал этот хадис — автор). Он сказал: «Сообщил нам Абу Ахмад Мухаммад бин Габдулла Рабиб, советник Абу аль-Габбаса аль-Асфарани (он продиктовал его в Багдаде в Зулькагда 398г. (1008г.). Он сказал: «Сообщил нам Абу Гали Мансур бин Габдулла бин Халид бин Ахмад аз-Захли, сообщил нам Абу Исхак Ибрахим бин Мухаммад бин Гамрувия бин Габдрахман аль-Марвизи, рассказал нам Абу аль-Габбас Ахмад бин ас-Салта бин аль-Муглис аль-Хамани, рассказал нам Башар бин аль-Валид аль-Кази, рассказал нам Абу Юсуф Ягкуб бин Ибрахим аль-Кази, который сказал: «Рассказал нам Абу Ханифа ан-Нугман бин Сабит, (рахимахуЛлах): «Я слышал как Анас бин Малик (радиаЛлаху ‘анху), сказал: «Я слышал слова посланника Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам):
«Поиск знаний – обязанность каждого мусульманина»».
То же самое рассказал нам Мухаммад бин Габдулла, сообщил нам Абу Гали аль-Хасан бин Гали бин Мухаммад бин Исхак аль-Ямани ад-Димашки, рассказал нам Абу аль-Хасан бин Бабувия аль-Асвари в Ширазе, рассказал нам Джагфар бин Мухаммад бин аль-Хасан аль-Асбахани, рассказал нам Юнус бин Хабиб, рассказал нам Абу Дауд ат-Тайалиси, от Абу Ханифы (рахимахуЛлах), который сказал:
«Я родился в восьмидесятом году, а Габдулла бин Унайс[6] (радиаЛлаху ‘анху), приехал в Куфу в 94г. (713г.), поэтому я лично видел его и слышал его речи, тогда мне было четырнадцать лет. Я слышал, как он сказал: «Я слышал слова посланника Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам):
«Твоя любовь к чему-либо ослепляет и оглушает тебя»».
Это же нам рассказал Мухаммад бин Габдулла, сообщил нам Абу Зуфар Габдулгазиз бин аль-Хасан ат-Табари в Амиле, рассказал нам Абу Бакр Мукаррам бин Ахмад бин Мукаррам аль-Багдади, рассказал нам Ахмад бин Мухаммад бин Самага, рассказал нам Башар бин аль-Валид аль-Казий, рассказал нам Абу Юсуф аль-Казий, рассказал нам Абу Ханифа (рахимахуЛлах), который сказал:
«Я родился в восьмидесятом году и совершил хадж вместе с отцом в девяносто шестом году (715г.), когда мне было шестнадцать лет. Когда мы вошли в мечеть аль-Харам, то я увидел большой кружок. Я спросил у отца: «Чей это кружок?», он ответил: «Это кружок Габдуллы бин аль-Хариса бин Джузъа аз-Зубейди (радиаЛлаху ‘анху), сподвижника пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам), я протиснулся поближе и услышал, как он рассказывал:
«Кто ищет религиозное знание, того Аллах будет оберегать от печали и даст ему пропитание оттуда, откуда он не ждет».
Это же нам рассказал Мухаммад бин Габдулла, рассказал нам Абу Гали аль-Хасан бин Гали ад-Димашки, рассказал нам Абу аль-Хасан Гали бин Гияс аль-Кази аль-Багдади, рассказал нам Мухаммад бин Муса, рассказал нам Мухаммад бин Гияш аль-Джулуди от ат-Тамтама Яхъи бин аль-Касима от Абу Ханифы (рахимахуЛлах), от Джабира бин Габдуллы[7] (радиаЛлаху ‘анху), который сказал: «Один из ансаров пришел к пророку (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) и сказал: «О посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам), у меня нет детей», посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) сказал: «А совершаешь ли ты достаточное число истигфаров и даешь ли достаточно подаяний, чтобы Аллах даровал тебе детей?». Этот человек действительно часто давал подаяния и часто просил у Аллаха прощения, и Аллах даровал ему девятерых сыновей»».
Об этом же нам рассказал Мухаммад бин Габдулла, нам рассказал Абу Гали аль-Хасан бин Гали ад-Димашки, нам рассказал Абу аль-Хасан Гали бин Гияс аль-Кази, нам рассказал Мухаммад бин Мусса, нам рассказал Мухаммад бин Гияш аль-Джулуди от ат-Тамтама Яхъи бин аль-Касима от Абу Ханифы (рахимахуЛлах), который сказал: «Я слышал как Габдулла бин Абу Ауф[8] (радиаЛлаху ‘анху) сказал: «Я слышал, что посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) сказал:
«Кто построит мечеть, пусть даже размером с гнездо куропатки, тому Аллах построит дом в Раю»».
Об этом же нам сообщил Мухаммад бин Габдулла, нам сообщил Абу Гали аль-Хасан бин Гали ад-Димашки, нам рассказал Абу Хамла Габдулла бин Мухаммад бин аль-Хасан аль-Ханафи (писарь в Куфе), нам рассказал Талха бин Суфьян от Хинада бин ас-Сари от Абу Сагид от Абу Ханифы[9] от Васили бин аль-Аскага (радиаЛлаху ‘анху), который сказал: «Я слышал как посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) сказал:
«Не злорадствуй над своим братом, возможно Аллах избавит его от горести и нашлет её на тебя»».
Об этом нам рассказал Мухаммад бин Габдулла, который сказал: «Нам сообщил Абу Гали аль-Хасан бин Гали ад-Димашки, нам рассказал Абу Мухаммад Габдулла бин Намир ар-Рази, нам рассказал Габдрахман бин Абу Хатим ар-Рази, нам рассказал Габбас бин Мухаммад ад-Дури, нам рассказал Яхъя бин Мугин[10], что Абу Ханифа, основатель медресе ар-рай[11], слышал как Гайша бинт Гаджрад (радиаЛлаху ‘анха) сказала: «Я слышала, что посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) сказал:
«Самым большим воинством Аллаха на земля является саранча, поэтому я не употребляю её в пищу, но и не запрещаю»».
Примечание
[1] Действительность этой встречи и этого ривайата подтверждают Абу Сагид, ад-Даркутни, Абу Нагим, Ибн Габдулбарр. Более подробно об этом вы можете прочесть в «Таъниб ал-хатыб». Эти свидетельства не оставляют никаких сомнений относительно достоверности этих ривайтатов и относительно встречи Абу Ханифы с этим сахабом. Тем более следует учесть, что Абу Ханифа в то время уже достиг возраста, когда человек способен запомнить услышанное и передать его другим. Кроме этого следует учесть и тот факт, что каждый мусульманин того времени стремился встретиться со сподвижниками пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) и известными учеными и услышать их слова. У Абу Ханифы очень много подобных ривайатов, собранных Абу Хамидом Мухаммадом бин Харуном аль-Хадрами, Абу аль-Хусейном Гали бин Ахмадом бин Гиса, Абу Магшаром Габдулкаримом ат-Табари, Абу Бакром Габдрахманом бин Мухаммадом бин Ахмадом ас-Саджстани. Первые трое входят в ривайаты Ибн Хаджара в «аль-Мугджам ал-муфахрас», также они есть и среди ривайатов Ибн Тулуна в «аль-Фихрист аль-аусат». А ривайаты последнего относятся к ривайатам внука Ибн аль-Джавзи в «ад-Дурр аль-муназзам», принадлежащего перу Нуха аль-Каууна.
[2] Это один из трех ривайатов именно его избрало большинство ученых. Кроме него в книге Ибн Хиббана «ад-Дугафа ва аль-матрукин», книге Абу аль-Касима ас-Самнани «Равдат аль-кудат», книге ас-Самгани «Китаб аль-ансаб» приводится ривайат о том, что Абу Ханифа родился в семидесятом году (689г.). В третьем ривайате сообщается о том, что он родился в шестьдесят первом году (680г.) этот ривайат относят к Зуаду бин Галбе. Что же касается большинства, избравшего первый вариант, то это сделано в целях ихтията (полной уверенности), именно поэтому в вопросах рождения избираются наиболее поздние ривайаты, а в вопросах смерти наиболее ранние. Если же мы учтем все ривайаты, связанные с Абу Ханифой, то это значительно увеличивает срок его общения со сподвижниками.
[3] Он единственный передатчик этого ривайта, но его упоминает аль-Джамал бин Габдулхади в «аль-Арбагин аль-мухтарат»
[4] Нет ничего удивительного, ведь ученые разошлись во мнениях по поводу его смерти, одни назвали 86г. (705г.), а другие 99г. (717г.) см. «Шарх аль-муснад» Гали аль-Кари. Точно также ученые разошлись относительно даты смерти, например Убая бин Кагба, одни назвали 18г. (639г.), другие 23г. (643г.). Аз-Захаби выступил с критикой Ахмада бин ас-Салта аль-Хамани, по-скольку он единственный, кто передал этот ривайат хадиса и он отсутствует в ривайатах его ученика Габдуллы бин Джагфара см. «Джамиг байан аль-гилм» 1-45 Ибн Габдулбарра. В этой же книге сообщается, что Абу Ханифа из числа сподвижников встречался с Анасом бин Маликом и Габдуллой бин аль-Харисом. Автор приводит этот ривайат двумя разными путями, один из которых принадлежит Ахмаду бин Мухаммаду бин Самага. Также хочется отметить, что ривайаты аль-Хамани принимал ад-Даркутни. Также этот хадис содержится у аль-Джамала бин Габдулхади в «аль-Арбагина аль-мухтарат» и у аль- Хамани в «Таъниб аль-хатыб».
[5] Он считается одним из самых надежных и достоверных ученых, его биографию описал Габдулкадир аль-Кураши.
[6] Ас-Суюты сказал, наверняка это не аль-Джахни, а другой.
[7] Как видите, в данном случае Абу Ханифа не сказал: «Я слышал», потому, что он не застал этого сподвижника.
[8] Хадисоведы минимальным возрастом запоминания и передачи хадисов признали пять лет, что же касается возраста Абу Ханифы то на момент смерти Ибн Абу Ауфа он быль больше этого минимума.
[9] Со ссылкой на Василя, поскольку не виделся с ним.
[10] Яхъя бин Мугин не застал Абу Ханифу, поэтому только ссылается на него.
[11] Рациональный подход к анализу Корана и сунны.
Автор: Имам Абу аль-Мазфар Джамалуддин Юсуф бин Фаргал бин Абдулла аль-Багдади аль-Ханафи, внук Абу аль-Фараджа ибн аль-Джаузи аль-Ханбали (ум. 654 г/х).
Примечание: Шейх аль-Ислам Мухаммад-Захид аль-Каусари аль-Ханафи
Из книги: «Аль-Интисар уа ат-тарджих лил-мазхаб ас-сахих».