Биографии Усуль

Имам Джамалуддин Юсуф аль-Багдади: Предпочтение верного мазхаба (3)

Глава вторая: Ответы на претензии некоторых хадисоведов к нему

В этой главе мы ответим на три претензии хадисоведов:

  1. Они говорили, что якобы у него была плохая память.
  2. Они говорили, что он якобы был мурджиитом-джахмитом.
  3. Они говорили, что он иногда отвергал хадисы и прибегал к киясу.

Что касается первой претензии, относительно слабой памяти, то она ошибочна. Дело в том, что Абу Ханифа допускал передачу только смысла хадисов1 они же, ошибочно, подумали, что у него была плохая память.

Что касается второй претензии относительно его причастности к джахмизму и мурджиизму, то известно, что он утверждал: «Вера – это произнесение слов, а не деяния». Действительно, в сборнике Муслима приводится хадис, о том, что у пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) спросили о вере и он ответил: «Это вера в Аллаха, Его пророков, ангелов, писания, посланников, Судный день и предопределение с его добром и злом», следовательно учение Абу Ханифы в этом вопросе не содержало никакой бидга (нововведений). В своих выводах он основывался на достоверном хадисе и данных арабского языка. «Вера» в арабском языке несет смысл «признание, подтверждение», а, как известно, признание не может ни уменьшаться, ни увеличиваться.

Что же касается слов Аллаха: «когда им произносят Его аяты, приумножается их вера» (8:2), то в нем речь идет о силе2 веры. Усиление веры подразумевает приумножение числа поклонений, а ослабление – приумножение числа грехов.

Что же касается третей претензии, относительно того, что Абу Ханифа отвергал некоторые хадисы и прибегал к киясу, то мы скажем следующее:

Во-первых, Абу Ханифа не принимал хадисы ахад (т.е в цепочке передатчиков которых всего лишь один человек – п.п), в тех случаях, когда вопрос имел глобальные масштабы.

Во-вторых, он хорошо владел приемами науки ал-джарх ва ат-тагдил (анализ, критика и восхваление передатчиков хадисов – п.п), поэтому он имел полное право отвергать хадисы одних передатчиков и принимать других, точно также поступали и другие имамы, т.е. аш-Шафиги, Малик и Ахмад. Они также как и Абу Ханифа отвергали некоторые хадисы и прибегали к киясу. Более подробно мы расскажем об этом в последней главе.

Однажды, я нашему шейху имаму ученому Джамалуддину Шамс аль-Хуффаз Абу аль-Фараджу бин аль-Джаузи задал вопрос: «Господин наш, почему хадисоведы критикуют Абу Ханифу?», он ответил: «Потому, что он предпочел кияс». Я сказал: «Но ведь и другие имамы тоже иногда предпочитали кияс», он ответил: «Он прибегал к киясу чаще, чем остальные», я спросил: «Но разве их критиковали так, как критиковали Абу Ханифу». Он не ответил.

Критика Абу Ханифы в основном исходит от Суфьяна ас-Саури. Но здесь очень много ривайатов, приписанных Суфьяну, и также есть ривайаты, сообщающие о том, что Суфьян отказался от своих слов.

Примечание

1. Ученые факихи в целом во время своих лекций допускали передачу только смысла хадисов, что же касается передатчиков хадисов, то они придавали значение точности передачи.

2. Т.е. отдаленность, застрахованность человека от опасности неверия.

Автор: Имам Абу аль-Мазфар Джамалуддин Юсуф бин Фаргал бин Абдулла аль-Багдади аль-Ханафи, внук Абу аль-Фараджа ибн аль-Джаузи аль-Ханбали (ум. 654 г/х)
Примечание: Шейх аль-Ислам Мухаммад Захид аль-Каусари аль-Ханафи (ум.1371 г/х)
Из книги: «Аль-Интисар уа ат-тарджих лил-мазхаб ас-сахих».

Print Friendly, PDF & Email

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *