
Нечистоты (наджаса) бывают двух видов: значительные (мугалляза) и незначительные (мухаффафа).[1]
Значительные включают:
а) пролитую кровь[2];
б) кал[3];
в) вино (хамр)[4];
г) сперму и половую жидкость (мани).[5]
Незначительные включают:
а) мочу животных, чье мясо дозволено к употреблению[6];
б) мочу лошадей;
в) помет птиц, чье мясо не дозволено к употреблению.[7]
Очищение от различимых и неразличимых нечистот
Место с различимыми нечистотами[8] очищается удалением их остова (пусть даже и однократным промыванием), кроме того, что трудно удалить.[9]
Место с неразличимыми нечистотами очищается трехкратным промыванием и выжиманием.[10] Если место нельзя выжать, то (моют три раза, делая паузу после каждого мытья) пока не вода не прекратит капать.[11]
Извиняемое количество нечистот
Извиняемым (в отношении молитвы) количеством значительных нечистот является размер дирхама (серебряной монеты).[12] Извиняемое количество незначительных нечистот – менее четверти (всего) предмета одежды (или всего тела).[13]
Легкие брызги мочи извиняемы, если каждая точка не больше головки иголки.[14]
Примеры, когда нечистоты не переходят с одного места на другое[15]
а) Не является нечистой влага[16], появляющаяся на сухой, чистой одежде после того, как ту завернули во влажную, нечистую одежду[17], с которой бы не стекали капли, если б ее отжали.
б) Если мокрая (чистая) стопа ступает на нечистую почву, и на стопе не появляется никакого следа[18] нечистот, она не считается нечистой.
в) Если влажную, чистую одежду ставят на нечистую почву, и на одежде не появляется следов нечистот, она не считается нечистой.
г) Если тело спящего в (сухой) нечистой одежде намокнет от пота, но никаких следов нечистот на теле не появится, оно не станет нечистым.
Очищение от нечистот
Место (тело, одежду или др.) с нечистотой можно очистить водой, пусть даже и использованной[19], а также любой иной жидкостью, которая (по своей природе) удаляет[20] (нечистоту), например, розовой водой или уксусом.
Полное химическое преобразование является средством очищения (самой нечистоты), например, когда кал преобразуется в соль или золу.[21]
Хуффы и т. п. (например, туфли) можно очистить (соскребанием или) растиранием (затронутого места) по земле или почвой, если нечистота на них имеет твердый остов.[22] Промывание в этом случае не является необходимым.
Меч и т. п.[23] можно очистить протиранием (его поверхности)[24].
Поверхность (природной земли)[25] может быть очищена высыханием[26], если не остаются видимыми никакие следы нечистот. Так она может быть очищена для молитвы (на этой земле), но не для таяммума (поскольку поверхность будет считаться чистой, но не очищающей).
Одежду или тело с засохшей спермой можно очистить соскребанием спермы.[27]
Шкура (любого) мертвого животного очищается:
а) фактическим дублением посредством (химических агентов) таких, как стручки нильской акации или зернышки граната;
б) естественным дублением посредством земли, солнца, ветра и т. п.
Далее (после очищения) на шкуре можно молиться, и из (воды внутри) нее можно совершать омовение (как в случае омовения водой из бурдюка, сделанного из шкуры). Исключением является кожа свиней и людей.[28]
Шкуры животных, чье мясо нельзя есть, могут быть очищены посредством забоя в соответствии с шариатом, в отличие от их мяса (которое останется нечистым).[29]
Все (любая часть тела), что не имеет внутри текущей крови, не считается нечистым после смерти (творения), например:
а) шерсть;
б) срезанные перья (в отличие от выщипанных перьев, кончики которых нечисты);
в) рог;
г) копыто;
д) кость, если в ней нет жира.
Мускусный мешочек оленя, как и сам мускус, является чистым и дозволен к употреблению. То же самое относится к цибетину.
Колодцы
Маленький колодец воды оказывается нечистым при попадании в него нечистоты – например, мочи, крови, куриного помета – даже в маленьком количестве без появления какого бы то ни было ее следа в воде.
То же правило применяется к большому количеству экскрементов верблюдов, ослов, коров, в отличие от малого количества (которое является извиняемым), то есть количества, которое не считает большим тот, кто его видит (в колодце).
Не делает колодец нечистым также и следующее:
а) голубиный и воробьиный помет;
б) мертвые животные, у которых нет крови[30], например, (крупные) комары[31], мухи, осы, скорпионы;
в) (мертвые) водные животные[32];
г) существо, падающее (в колодец), но выходящее оттуда живым, при условии, если на его теле не было нечистот: сюда относятся люди, верблюды, рогаты скот, ослы, хищные птицы, хищные наземные животные (то есть все, кроме свиней).
Если животное умирает в колодце[33], то здесь есть три категории:
1) Если это животное – маленькое, как мышь, необходимо (ваджиб) удалить 20 ведер (воды);
2) Если животное – среднее, как голубь, необходимо удалить 40 ведер;
3) Если животное – большое, необходимо удалить всю воду. То же правило применяется, когда животное – маленькое (или среднее), но его труп вздулся или распался на части. Если невозможно удалить всю воду, то необходимо удалить 200 ведер.
При касании воды слюной животного нужно удалить всю воду, если слюна была нечистой или сомнительной. Если же она была чистой, но неугодной, то удаление воды (лишь) рекомендуется (мустахаб).
Категории слюны
Различают четыре категории слюны (в отношении правила о воде, смешанной с ней):
1. Чистая, очищающая и не являющаяся неугодной (при использовании воды для очищения и питья):
а) слюна человека с чистым ртом даже в состоянии большой нечистоты и даже немусульманина;
б) слюна лошадей;
в) слюна животных, чье мясо разрешено есть.
2. Нечистая. Такую воду в любом случае нельзя использовать для очищения. Нельзя ее и пить, кроме как в случае крайней нужды, при которой человеку можно есть и мясо животных, забитых не по исламу. К данной категории относится слюна собак, свиней и (хищных наземных животных, а именно) львов, волков, гиен, обезьян и т. п.
3. Неугодная[34] при доступности иной (чистой) воды. Сюда входит слюна домашних котов, выпущенных куриц[35], хищных птиц – таких, как ястребы и соколы, – и животных, рыскающих вокруг домов, как мыши и змеи. Если никакая иная вода не доступна, использование данной воды для очищения не будет неугодным.
4. Слюна, в отношении очищающей природы которой имеется сомнение. Это слюна мулов и ослов. Если никакая иная вода не доступна, человек совершает омовение этой водой, после чего исполняет таяммум и далее молится.
Пояснения
[1] Данное разделение влияет лишь на то, наличие какого количества нечистот является извиняемым (то есть допускается) при молитве. А так, данные виды нечистот эквивалентны в том, как они делают жидкости нечистыми при смешивании с ними, и каким образом очищаются вещества, загрязненные ими. (Шурунбулали. Мараки фалях, 1:217)
[2] От всех животных (в том числе людей, то есть если она вытекает). Отметим, что кровь не является нечистой в следующих случаях:
а) кровь, остающаяся в мясе и сосудах животного, забитого согласно шариату;
б) кровь в печени, селезенке и сердце;
в) кровь, не аннулирующая омовение (то есть если она лишь появляется у поверхности, но не вытекает);
г) кровь или любая жидкость жуков, комаров, тараканов;
д) кровь рыбы. (Шурунбулали. Мараки фалях, Тахтави. Хашия «Мараки фалях», 1:219)
Однако все части животного с текущей кровью, не забитого по шариату, включая его мясо и шкуру, являются нечистыми. (Шурунбулали. Мараки фалях, 1:219)
[3] Сюда входят экскременты всех наземных животных: как хищных, так и нехищных. Мочу животных, мясо которых не дозволено к употреблению, а также слюну хищных наземных животных и собак тоже относят к значительным нечистотам. (Шурунбулали. Мараки фалях, 1:220)
[4] Сюда входят все опьяняющие напитки. (Абидин. Хадия, 47; Ибн Абидин. Радд мухтар, 1:213)
[5] Все, чье выделение из человеческого тела приводит к обязательности омовения или купания, относится к значительным нечистотам, в том числе:
а) текущие кровь и гной;
б) моча;
в) кал;
г) сперма и половая жидкость (мани);
д) предэякулятная жидкость (мази);
е) вади (белая мутная жидкость, сопровождающая мочеиспускание у мужчин);
ж) кровь от месячных, послеродового кровотечения и истихады;
з) полный рот (или более) рвоты. (Шурунбулали. Мараки фалях, 1:220–221; Касани. Бадаи санаи, 1:193)
Если же вещество не аннулирует омовение – например, кровь, появляющаяся у поверхности, но не текущая, или рвота, которой меньше полного рта, – то эта жидкость не является нечистой. (Тахтави. Хашия «Мараки фалях», 1:220; Касани. Бадаи санаи, 1:195)
[6] То есть таких животных, как олени, овцы, козы, коровы. (Шурунбулали. Мараки фалях, 1:221)
[7] Имеются в виду хищные птицы – такие, как орлы, соколы, ястребы.
Помет нехищных нелетающих птиц (куриц, уток, гусей) относится к значительным нечистотам.
Помет нехищных летающих птиц (голубей, воробьев) является чистым. (Шурунбулали. Мараки фалях, 1:69, 220–222)
[8] Различимые нечистоты – те, что можно увидеть после их высыхания, например, кровь. То, что нельзя увидеть после высыхания, называют неразличимыми нечистотами: сюда, например, относится моча. (Шурунбулали. Мараки фалях, Тахтави. Хашия «Мараки фалях», 1:226; Хаскафи. Дурр мухтар, Ибн Абидин. Радд мухтар, 1:218–219)
[9] Трудность определяется как необходимость использовать что-нибудь помимо воды (например, мыло) для устранения любого остающегося следа нечистоты, то есть цвета или запаха. Как только остов нечистоты удален водой, человек не обязан использовать мыло или подогревать воду для устранения любого остающегося цвета, который не получится удалить одной лишь холодной водой. Кроме того, как только остов удален водой, любой остающийся запах не учитывается, даже если его несложно удалить. (Шурунбулали. Мараки фалях, Тахтави. Хашия «Мараки фалях», 1:226; Абидин. Хадия, 50; Хаскафи. Дурр мухтар, Ибн Абидин. Радд мухтар, 1:219; Зейляи. Табьин хакаик, 1:75)
[10] Если положить затронутое место под текущую воду так, чтобы она била по нему, покидала его и заменялась новой водой всего три раза (основываясь на правдоподобной вероятности), это заменит трехкратное мытье и выжимание. (Шурунбулали. Мараки фалях, Тахтави. Хашия «Мараки фалях», 1:229; Хаскафи. Дурр мухтар, Ибн Абидин. Радд мухтар, 1:222)
Если же человек моет и выжимает, каждое выжимание должно быть в полную силу, пока не прекратится капание с этого места. Если же моется деликатная ткань, после каждого из трех промываний можно просто оставить ее высыхать, чтобы не испортить. (Шурунбулали. Мараки фалях, Тахтави. Хашия «Мараки фалях», 1:228; Хаскафи. Дурр мухтар, Ибн Абидин. Радд мухтар, 1:221; Абидин. Хадия, 51)
[11] То, что по своей природе нельзя отжать (например, гончарные изделия, ковры), оставляют высыхать после каждого промывания. Всего три раза. «Высыхание» в данном случае означает, что изделие становится таким, что вода более не капает с него, или, как говорил Ибн Абидин, таким, что рука не становится мокрой от соприкосновения с ним. Полное высыхание условием не является. Кроме того, можно ускорить процесс посредством впитывания воды чистой тканью (или пылесосом) после каждого промывания. (Хаскафи. Дурр мухтар, Ибн Абидин. Радд мухтар, 1:221)
[12] Это эквивалентно поверхности внутренней округлой впадины ладони. Определить данный размер можно, расправив ладонь и налив в нее воду; вода, оставшаяся в ладони, укажет примерную площадь (около 3-5 см в диаметре). (Шурунбулали. Мараки фалях, 1:222; Хаскафи. Дурр мухтар, Ибн Абидин. Радд мухтар, 1:211; Абидин. Хадия, 48) Хотя такое количество и является изменяемым, молитва с ним является несколько неугодным действием (макрух-танзихан) и считается неправильным поступком (иса́а), но греха в этом нет. Молитва с меньшим количеством нечистот тоже является несколько неугодным действием (макрух-танзихан), но уже не считается неправильным поступком (иса́а). (Ибн Абидин. Радд мухтар, 1:210–211)
[13] Есть два мнения насчет извиняемого количества:
1) четверть или менее от всего тела или предмета одежды;
2) четверть или менее от затронутой части тела (руки, стопы) или затронутой части предмета одежды (рукава, передней части рубашки и т. д.).
Первое мнение озвучено в скобках основного текста. Ибн Абидин склонялся ко второму мнению. (Ибн Абидин. Радд мухтар, 1:213–214) Оба мнения являются вескими и достойны следования, поскольку у каждого из этих мнений есть сторонники среди ханафитских имамов. (Хаскафи. Дурр мухтар, 1:213–214; Шурунбулали. Мараки фалях, Тахтави. Хашия «Мараки фалях», 1:223; Абидин. Хадия, 49)
[14] Правовое объяснение этому – в том, что сложно избежать таких брызг. (Маргинани. Хидоя, 1:38)
[15] Еще один пример – когда нечистота падает в чистую воду, из-за чего вода разбрызгивается на одежду или тело: если след нечистоты виден, то, значит, состоялся переход нечистоты; в ином случае – нет. (Шурунбулали. Мараки фалях, Тахтави. Хашия «Мараки фалях», 1:224)
Кроме того, если ветры проходят через нечистоту и затем доходят до чистой одежды, одежда не считается нечистой, если на ней не появляется следа нечистоты. (Абидин. Хадия, 49)
[16] То есть влага, в которой нет следов нечистот, и с которой бы не стекали капли, если б одежду отжали. (Абидин. Хадия, 49)
[17] Имеется в виду одежда, затронутая нечистотой, которая затем стала влажной от воды (или иной чистой жидкости). Здесь не подразумевается одежда, влажная от мочи (или любой иной нечистой жидкости), поскольку влага, которая появилась бы на изначально сухой, чистой одежде, собственно и была бы мочой, а значит, являлась бы нечистой. (Абидин. Хадия, 49)
[18] След нечистоты – это либо ее цвет, либо запах, либо вкус. (Шурунбулали. Мараки фалях, 1:225; Шурунбулали. Имдад Фаттах, 37)
[19] Согласно правовому определению, «использованной» называют воду, которую использовали:
а) на теле для любого акта богослужения, например, в мытье рук до или после приема пищи с намерением исполнения сунны;
б) или на теле для исполнения фарза омовения или купания, пусть даже и неумышленно, например, когда человек в состоянии нечистоты моет руки без намерения омовения и купания.
Использованная вода является чистой и может быть использована для удаления нечистот, но она не является очищающей для омовения и купания. (Абидин. Хадия, 14–15)
Вода, использованная не на теле, а на кастрюлях, одежде, еде, не считается, с правовой точки зрения, «использованной», а потому остается чистой и очищающей (для омовения и купания), если на объекте ее использования не было нечистот. (Ибн Абидин. Радд мухтар, 1:133)
[20] Жидкостью, удаляющей нечистоты по своей природе, является та, что при отжиме с легкостью выжимается из ткани, промоченной этой жидкостью. Например, розовая вода и уксус. Но не молоко, масло и т. п. (Тумурташи. Танвир абсар, Хаскафи. Дурр мухтар, Ибн Абидин. Радд мухтар, 1:205)
[21] Или, например, виноградный сок, являющийся чистым, возможно преобразовать в вино, являющееся нечистым, которое, в свою очередь, можно преобразовать в уксус, являющийся чистым. (Ибн Абидин. Радд мухтар, 1:218)
[22] Под нечистотами с твердым остовом подразумеваются те, что остаются и могут быть видимы на внешней поверхности хуффа после высыхания, например, помет, кровь. Если у нечистоты нет твердого остова – как в случае с мочой и вином, – то затронутое место следует промыть, ведь кожа впитывает нечистоту. Но если жидкую нечистоту немедленно растереть в почве так, что она приобретет твердый остов (то есть после того, как на хуфф попадает нечистота, но до впитывания), тогда это место может быть очищено растиранием или соскребанием, как описано выше. (Абидин. Хадия, 51; Насафи. Канз дакаик, Зейляи. Табьин хакаик, 1:70–71; Маргинани. Хидоя, 1:36; Хаскафи. Дурр мухтар, Ибн Абидин. Радд мухтар, 1:206)
[23] То есть любая гладкая поверхность без трещин и пор, например, зеркало; ноготь; кость; стекло; фарфор; гладкое отполированное дерево, серебро и медь и т. д. без гравировки; гладкая плиточная (кафельная) поверхность (за исключением строительного раствора в промежутках между плитами из-за грубой текстуры). Данное правило основывается на том, что такие поверхности не впитывают нечистоты, а то, что остается на поверхности, удаляется протиранием. (Абидин. Хадия, 51; Маргинани. Хидоя, 1:37)
[24] То есть протереть сухой тканью (без какой бы то ни было необходимости в использовании воды и жидкости) так, чтобы не осталось никаких следов нечистоты, независимо от того, твердая это нечистота или жидкая, есть ли у нее твердый остов или нет. (Шурунбулали. Мараки фалях, 1:231; Абидин. Хадия, 51; Зейляи. Табьин хакаик, 1:72)
[25] В противоположность ковру на почве. То есть данный вопрос рассматривается в отношении земли и всего, что стабильно соединено с ней: деревьев, растений, стен здания. (Абидин. Хадия, 52; Шурунбулали. Мараки фалях, Тахтави. Хашия «Мараки фалях», 1:231; Хаскафи. Дурр мухтар, Ибн Абидин. Радд мухтар, 1:206–207)
[26] Под высыханием здесь подразумевается не полное высыхание, а исчезновение влаги. Как только это произошло – будь то посредством ветра, прохождением времени или любым иным способом, – данное место считается чистым для молитвы. (Ибн Абидин. Радд мухтар, 1:207)
[27] То есть соскрести ее рукой так, чтобы сперма распалась. (Ибн Абидин. Радд мухтар, 1:207)
[28] Свинья является нечистой по своей сути (наджис-айн), то есть нечистыми являются все части ее тела без исключения. Поэтому дубление не очистит ее кожу. Человеческая же кожа является чистой, однако из почтения к человеческому телу запрещено использовать и извлекать выгоду из какой бы то ни было его части. (Маргинани. Хидоя, 1:23; Хаскафи. Дурр мухтар, 1:136)
Шкуры всех других животных, включая собак, слонов и хищников, очищаются дублением. (Хаскафи. Дурр мухтар, 136–137)
[29] Основное правило состоит в том, что любую шкуру, которую можно очистить дублением, можно очистить забоем в соответствии с шариатом. Такой забой делает чистым также и мясо того животного, чье мясо дозволено к употреблению; если же мясо животного запрещено, оно так и останется нечистым. (Хаскафи. Дурр мухтар, Ибн Абидин. Радд мухтар, 1:137)
[30] То есть текущей крови. (Ибн Абидин. Радд мухтар, 1:123, 148)
[31] Кровь комара не является нечистой, даже если получена из другого источника, поскольку она не считается «текшей». (Ибн Абидин. Радд мухтар, 1:123; Абидин. Хадия, 13)
[32] То есть животные, рожденные в воде и обитающие там: рыбы, крабы, лягушки и т. д. А животные, рожденные на земле, но обитающие в воде, – такие, как утки, гуси – делают колодец (и любой малый контейнер воды) нечистым в случае своей смерти. (Абидин. Хадия, 13)
[33] Или если в колодец сброшен труп животного. (Абидин. Хадия, 16)
[34] Несколько неугодная (макрух-танзихан). (Хаскафи. Дурр мухтар, 1:150)
[35] То есть не те курицы, что ограничены в пространстве и получают корм, а курицы, выпущенные так, что они бродят вокруг, и, соответственно, их клювы могут коснуться нечистот. Курицы же, находящиеся в огражденном пространстве и получающие чистый корм, не бродят вокруг в нечистотах (вокруг есть лишь их собственные нечистоты, которых они сторонятся), и потому использование воды, смешанной с их слюной, не является неугодным. (Ибн Абидин. Радд мухтар, 1:149)
Автор: Имам Абу Ихляс аш-Шурунбулали
Пояснения: Шейх Фараз Хан аль-Ханафи
Из книги: «Восхождение к блаженству», стр. 56-63
Подготовил: Хадис аль-Ханафи