Фикх

Имам аш-Шурунбулали: Восхождение к блаженству (9)

Азан и икамат

Азан (призыв к молитве) и икамат (призыв к началу молитвы) – выделенные сунны[1] для пяти ежедневных молитв[2], пятничной молитвы и ни для какой иной молитвы более.

Услышав азан, совершенный в соответствии с сунной, следует ответить[3] тому, кто его исполняет, а затем вознести мольбу о том, чтобы пророку (салляллаху ‘алейхи уа саллям) была дана позиция заступничества.

Фраза اَللهُ أَكْبَرْ «Алла́ху акьбар» произносится четыре раза в начале, а остальные фразы проговариваются дважды. То же самое верно и для икамата.

Поэтому человек произносит (на арабском) азан следующим образом:

اَللهُ أَكْبَرْ، اَللهُ أَكْبَرْ

اَللهُ أَكْبَرْ، اَللهُ أَكْبَرْ

а) «Аллах велик» (4 раза);

أَشْهَدُ أَن لَّا إِلٰهَ إِلَّا اللهْ، أَشْهَدُ أَن لَّا إِلٰهَ إِلَّا اللهْ

б) «Свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха» (2 раза);

أَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّدًا رَّسُولُ اللهْ، أَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّدًا رَّسُولُ اللهْ

в) «Свидетельствую, что Мухаммад – посланник Аллаха» (2 раза);

حَيَّ عَلَى الصَّلَاة، حَيَّ عَلَى الصَّلَاة

г) «Спешите на молитву» (2 раза);

حَيَّ عَلَى الفَلَاحْ، حَيَّ عَلَى الفَلَاحْ

д) «Спешите к успеху» (2 раза);

اَلصَّلَاةُ خَيْرٌ مِّنَ النَّوْمْ، اَلصَّلَاةُ خَيْرٌ مِّنَ النَّوْمْ

е) в фаджр-азане: «Молитва лучше сна» (2 раза);

قَدْ قَامَتِ الصَّلَاة، قَدْ قَامَتِ الصَّلَاة

ж) в икамате: «Молитва началась» (2 раза); два последних добавления (для фаджра и икамата) произносятся после фразы «Спешите к успеху»;

اَللهُ أَكْبَرْ، اَللهُ أَكْبَرْ

з) «Аллах велик» (2 раза);

لَا إِلٰهَ إِلَّا اللهْ

и) «Нет божества, кроме Аллаха» (1 раз).

Тот, кто произносит азан, должен делать короткую паузу между каждым набором фраз. В икамате же он должен поспешить. Между азаном и икаматом он должен (недолго) посидеть, за исключением магриба.

Является неугодным совершение азана и икамата в состоянии большой нечистоты и исполнение икамата в состоянии малой нечистоты.[4]

И азан, и икамат нельзя произносить не на арабском, даже если известно, что это азан, согласно более веской позиции.

Рекомендуется, чтобы человек, оглашающий азан:

а) был праведным;

б) знал метод исполнения азана по сунне и периоды молитв;

в) находился в состоянии чистоты;

г) был обращен в сторону киблы;

д) в каждое ухо вложил по указательному пальцу[5];

е) поворачивал (только) лицо: когда говорил «Спешите на молитву» – направо, а когда произносил «Спешите к успеху» – налево.

Мольба (ду‘а) после азана:

اَللّٰهُمَّ رَبَّ هٰذِهِ الدَّعْوَةِ التَّامَّةِ وَالصَّلَاةِ الْقَآئِمَةِ، أٰتِ سَيِّدَنَا مُحَمَّدًا الْوَسِيْلَةَ وَالْفَضِيْلَةَ وَالدَّرَجَةَ الرَّفِيْعَةَ، وَابْعَثْهُ اللّٰهُمَّ الْمَقَامَ الْمَحْمُودَ الَّذِيْ وَعَدتَّهُو

«О, Аллах, Господь этого совершенного призыва и установленной молитвы! Дай нашему господину Мухаммаду место ходатайства, величайший ранг и высочайшую степень и воскреси его, о Аллах, на Достохвальном посту, что Ты ему обещал!»

Далее человек направляет благословения и мир посланнику (салляллаху ‘алейхи уа саллям) и возносит Аллаху общую мольбу о своих нуждах и желаниях.

Примечание

[1] Но в отношении греха за их пропуск они находятся на уровне необходимого (уаджиб), поскольку являются символами ислама. Это относится только к мужчинам, поскольку совершение как азана, так и икамата женщинами совершенно неугодно (макрух-тахриман), ведь является неугодным исполнение женщинами молитвы в собственном женском коллективе. (Абидин. Хадия, 56–57; Хаскафи. Дурр мухтар, 1:257; Зеда. Маджма анхур, Хаскафи. Дурр мунтака, 1:76)

[2] Независимо от того, совершается молитва вовремя или является восполняющей, в пути или в месте проживания, в одиночку или коллективно. В случае путника и один икамат исполнит сунну, а предварительный азан является рекомендуемым (мандуб). Если человек молится один в своем доме, азан и икамат местной мечети исполнят сунну, хотя ему и рекомендуется совершить их. (Абидин. Хадия, 57; Зеда. Маджма анхур, 1:75; Шурунбулали. Мараки фалях, 1:273; Хаскафи. Дурр мухтар, Ибн Абидин. Радд мухтар, 1:257, 264–265)

[3] Совершение азана в соответствии с сунной заключается в том, что он исполняется: на арабском, мужчиной, в период для молитвы, без грамматических ошибок и без преувеличенной мелодичной интонации. Если азан совершается так, то следует ответить на него повторением каждого набора фраз. При этом после слов «Хайя аляс-соля́х», а также после «Хайя аляль-фаля́х» отвечающему следует добавить: «Ля́ хауля уа ля́ куууата илля́ билля́х» («Нет силы и мощи, кроме как посредством Аллаха»). После слов «Ас-саля́ту хъайрум-минан-наум» человек не повторяет их, а произносит вместо этого: «Садакъта уа барарта уа биль-хаккы натакта» («Ты прав и хорошо поступил; правдиво ты сказал») или «Ма́ ша́ Алла́ху кя́на уа ма́ лям яша лям якун» («Что Аллах желает, то существует (а того, что Он не желает, не существует)»). (Абидин. Хадия, 59)

Устный ответ на азан признается необходимым (уаджиб) некоторыми теологами и рекомендуемым (мандуб) другими теологами, полагающими, что необходимым является ответ на азан не языком, а ногами (то есть посредством молитвы в коллективе). (Тахтави. Хашия «Мараки фалях», 1:283; Хаскафи. Дурр мухтар, Ибн Абидин. Радд мухтар, 1:265)

Человек не отвечает на азан, если, например, он в это время молится, проводит или слушает хутбу, дает или получает урок, ест, находится в половых сношениях или справляет нужду. (Шурунбулали. Мараки фалях, 1:284)

Если азан совершают не по сунне, то он является неугодным, а потому человек не слушает его и не отвечает повторением. Это касается, например, азана с ошибками или преувеличенной мелодичной интонацией (то есть не одним лишь украшением голоса, которое является дозволенным). (Зеда. Маджма анхур, 1:76; Насафи. Канз дакаик, Зейляи. Табьин хакаик, 1:90–91)

Если азан совершается до наступления времени для молитвы, то он не исполняет сунну и потому должен быть впоследствии повторен. (Хаскафи. Дурр мухтар, Ибн Абидин. Радд мухтар, 1:258)

[4] Не является неугодным (порицаемым) исполнение азана в состоянии малой нечистоты, хотя азан рекомендуется исполнять в состоянии чистоты. Азан, совершенный человеком в состоянии большой нечистоты, является неугодным и должен быть повторен. То же самое касается азана, исполненного ребенком, не достигшим возраста различения. Икамат не повторяют независимо от того, кто его исполнял, за исключением случая, когда икамат от молитвы разделяет постороннее действие, например, излишний прием пищи или излишняя речь, поскольку сунной является начать молитву с окончанием икамата без перерыва. (Зеда. Маджма анхур, Хаскафи. Дурр мунтака, 1:78; Хусро. Дурар хуккам, 1:56; Ибн Абидин. Радд мухтар, 1:258, 268)
[5] Или положил ладони поверх ушей или даже одну ладонь поверх одного уха. (Зеда. Маджма анхур, 1:77; Хусро. Дурар хуккам, 1:55; Ибн Абидин. Радд мухтар, 1:260)

Автор: Имам Абу Ихляс аш-Шурунбулали аль-Ханафи (1586–1659)
Примечание: Шейх Фараз Хан аль-Ханафи
Книга: «Маракиюс-саадат фи ильмаит-таухид уаль-‘ибадат».

Print Friendly, PDF & Email

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *