МОЛИТВА (НАМАЗ)
Время молитв
Всего есть пять периодов предписанных молитв:
1) Время фаджр (субх) – от наступления истинного рассвета[1] до восхода (не включая его).[2]
2) Время зухр – от зенита (заваля, не включая его)[3] до момента, когда тень любого объекта станет размером с две его высоты или (согласно второму мнению) с одну его высоту, не учитывая размер тени в зенит.[4] Имам Тахави предпочел второе мнение, которого придерживались два ученика (имама Абу Ханифы: Абу Юсуф и Мухаммад).
3) Время аср – с этого момента (о котором есть разные мнения) до заката (не включая его).[5]
4) Время магриб – от этого момента (заката) до исчезновения красных сумерек, согласно данному для фетвы мнению.[6]
5) Время иша и витр – с этого момента до фаджр (не включая его). Нельзя совершить витр до иша из-за условия об их исполнении в правильном порядке.[7]
Следующее время исполнения рекомендуемо (мустахаб)[8]:
а) фаджр – когда начнет появляться свет (исфар)[9];
б) зухр летом – когда погода станет прохладнее;
в) аср – задержать его исполнение, но до изменения солнца[10];
г) зухр зимой и магриб (во все времена года) – сразу, как только наступит время для них;
д) в облачную погоду: аср и иша – сразу по наступлении времени для них, другие молитвы – слегка задержать.[11]
Есть три периода в сутках, когда любая молитва, ставшая обязательной до[12] такого периода, становится недействительной при ее исполнении в это время:
1) на восходе[13];
2) в зенит[14];
3) на закате, кроме аср-молитвы этого дня.[15]
Является неугодным исполнение добровольных молитв в следующее время:
а) в три перечисленных выше периода;
б) во время хутбы (проповеди)[16];
в) перед обязательной фаджр-молитвой[17], за исключением двух ракаатов сунны;
г) после обязательной фаджр-молитвы без исключений (до периода восхода, неугодного для молитвы);
д) после исполнения аср-молитвы до заката.[18]
Недействительным является совмещение каких бы то ни было двух обязательных молитв в одно время молитвы, за исключением молитвы в Арафате и Муздалифе, то есть паломник во время хаджа может совместить зухр и аср (в зухр-время в День Арафата) и должен задержать магриб до (времени) иша в Муздалифе.
Примечание
[1] Под «истинным рассветом» подразумевается горизонтальный белый свет, распространяющийся по горизонту. А «ложный рассвет» – это вертикальный свет, который появляется до этого, и после которого следует темнота (отсюда и его название). Говорится, что разница между ними, а также разница между красными и белыми сумерками, составляет 3 градуса (обычно около 12 минут). (Хаскафи. Дурр мухтар, Ибн Абидин. Радд мухтар, 1:239–241) Но на разницу во времени могут повлиять и иные факторы – такие, как место расположения и широта. Если говорить о современных расписаниях молитв, то 18-градусное время для фаджр является более предосторожным, и потому следует использовать его, особенно для поста.
[2] Имеется в виду, что время фаджр прекращается c началом восхода, когда верх диска впервые появляется над горизонтом. (Абидин. Хадия, 54; Зеда. Маджма анхур, 1:69)
[3] Наиболее точный метод определения зенита состоит в том, чтобы перпендикулярно воткнуть прямую палку в ровную землю и следить за ее тенью. Если она сокращается, то зенит еще не настал. Как только она прекратит сжиматься, наступает зенит. Соответственно, в это время совершение молитвы является неугодным (см. стр. 68). Как только тень начнет удлиняться, наступает время зухр. (Зеда. Маджма анхур, 1:69; Зейляи. Табьин хакаик, 1:80)
[4] То есть длина неподвижной «зенитной» тени, которая прекратила сокращаться, но еще не начала удлиняться, вычитается из общей длины тени при определении окончания времени зухр и начала времени аср. (Зейляи. Табьин хакаик, 1:80)
[5] Когда диск солнца полностью скрывается за горизонтом, время аср прекращается и начинается время магриб. (Зеда. Маджма анхур, 1:70)
[6] Таково мнение Абу Юсуфа и Мухаммада, двух учеников Абу Ханифы. Во многих классических ханафитских трудах, включая данный, это мнение приводится как фетва для ханафитского мазхаба. Сам имам Абу Ханифа полагал, что окончание времени магриб (и начало времени иша) происходит позже, а именно: с исчезновением белых сумерек после заката. Данное мнение тоже является веским в мазхабе, поскольку ему отдается первенство в книгах «Ихтияр» Маусили (1:57), «Фатх Кадир» Ибн Хумама (1:196–197), «Канз дакаик» Насафи, «Табьин хакаик» Зейляи (1:80–81) и др. Ибн Абидин, похоже, поддерживал данное мнение в плане его правовой силы, однако в конце подтверждал мнение двух учеников, цитируя ряд работ, явно указывающих на мнение учеников как позицию для фетвы. Его главное обоснование заключалось в том, что такова практика большинства мусульманских земель в его время. (Ибн Абидин. Радд мухтар, 1:241)
[7] Впрочем, если человек сделает так по забывчивости или совершит их по порядку, но потом вспомнит, что иша (но не витр) был недействительным, то повторять витр не требуется, поскольку такие оправдания считаются приемлемыми. (Зеда. Маджма анхур, Хаскафи. Дурр мунтака, 1:70; Хаскафи. Дурр мухтар, Ибн Абидин. Радд мухтар, 1:241)
[8] То есть мужчинам рекомендуется исполнять молитвы в это время, если только это не приведет к пропуску коллективной молитвы, которая важнее. (Тахтави. Хашия «Мараки фалях», 1:255)
Женщинам же рекомендуется совершать фаджр, когда еще темно, а остальные молитвы – по завершении мужской коллективной молитвы. (Шурунбулали. Мараки фалях, 1:254; Хаскафи. Дурр мухтар, 1:245) Впрочем, некоторые ханафитские теологи считали, что женщинам рекомендуется исполнять все пять молитв в начале каждого времени, поскольку они не исполняют их коллективно. (Ибн Абидин. Радд мухтар, 1:166, 245)
[9] То есть мужчинам рекомендуется задержать исполнение молитвы до того момента, при котором в случае, если человек осознает недействительность совершенной молитвы, у него еще хватило бы времени (до восхода) на гусль (если необходимо) и повторение молитвы в том же темпе, в котором он ее совершал в первый раз. (Абидин. Хадия, 54; Ибн Абидин. Радд мухтар, 1:245)
Рекомендуемая задержка состоит в том, чтобы и начать, и закончить молитву, как появится свет. (Зеда. Маджма анхур, 1:71)
[10] Под изменением солнца подразумевается изменение его яркости, когда человек может без вреда смотреть на его диск. Задерживать молитву настолько, что она будет совершена при таком изменении, является совершенно неугодным действием (макрух-тахриман) даже для больных и путников. (Шурунбулали. Мараки фалях, 1:256, 260) Рекомендуемая задержка подразумевает исполнение молитвы до такого изменения, поскольку позволяет совершить дополнительные добровольные молитвы до обязательной, ведь после аср-молитвы исполнение молитв является неугодным действием. (Зеда. Маджма анхур, 1:71; Зейляи. Табьин хакаик, 1:83)
[11] То есть слегка задержать фаджр, зухр и магриб, чтобы быть уверенным в наступлении времени этих молитв. (Хусро. Дурар хуккам, 1:53; Зеда. Маджма анхур, 1:71; Зейляи. Табьин хакаик, 1:85)
[12] То есть в течение данных периодов нельзя исполнять восполняющие молитвы, а также земной поклон чтения за прочтенный до этих периодов аят: все это будет недействительным и грешным. Но, если что-то становится обязательным (или необходимым) во время одного из трех этих периодов, его исполнение в этот период будет действительным. Например:
а) Если погребальная процессия прибыла для погребальной молитвы в такой период, молитву в этот период и совершают. Это нисколько не является неугодным.
б) Если аят земного поклона произносят в такой период, земной может быть совершен в этот период, поскольку он будет действителен. Впрочем, при этом он будет несколько неугодным (макрух-танзихан), и его лучше совершить после этого периода.
в) Если человек во время хаджа или умры начал таваф во время такого периода, то необходимые (ваджиб) два ракаата по завершении тавафа будут действительны в этот период, хотя это будет совершенно неугодным (макрух-тахриман) и грешным действием. Поэтому следует подождать окончания этого периода и уже затем совершить молитву.
Наконец, совершенно неугодным будет исполнение в один из трех данных периодов любой добровольной молитвы, даже той, у которой имеется конкретная причина, например, два ракаата приветствия мечети. (Абидин. Хадия, 55)
[13] Вплоть до момента, когда солнце поднимется над горизонтом примерно на высоту одного-двух копий (высота у копья – около 3 м). (Шурунбулали. Мараки фалях, 1:260; Абидин. Хадия, 55; Ибн Абидин. Радд мухтар, 1:558) Это приблизительно 15-20 минут после восхода.
[14] То есть когда тень перестанет сокращаться, но до того, как она начнет удлиняться. Поэтому, если человек совершает обязательную или необходимую молитву в этот период так, что какая-то часть молитвы (до завершения последнего рукна, см. стр. 75) попадает в этот короткий промежуток времени, молитва тогда становится недействительной. (Тахтави. Хашия «Мараки фалях», 1:260) Этот период составляет приблизительно 7-10 минут до зухр.
[15] То есть в последнюю часть дня перед закатом, когда солнце тускнеет так, что на него можно смотреть без вреда для глаза. (Тахтави. Хашия «Мараки фалях», Шурунбулали. Мараки фалях, 1:260)
Исключение – аср-молитва этого дня, которая будет действительной и в это время, поэтому ее обязательно нужно исполнять, несмотря на грех, получаемый за задержку до этого периода. (Хаскафи. Дурр мунтака, 1:73; Абидин. Хадия, 55)
Данный период длится приблизительно 15-20 минут до заката, хотя его длительность зависит от различных факторов, включая широту и время года.
[16] То есть как только имам появляется или встает для исполнения хутбы и до полного завершения самой молитвы. Еще один период, когда совершение добровольных молитв является неугодным, наступает после заката и длится до совершения обязательной магриб-молитвы, чтобы избежать значительных задержек этой молитвы, которые являются несколько неугодными (макрух-танзихан). (Абидин. Хадия, 56; Тахтави. Хашия «Мараки фалях», 1:264–265) А задержка магриб-молитвы до момента, когда «появляется много звезд» (что, вероятно, наступает примерно через 40 минут после заката: впрочем, это значение может меняться в зависимости от таких факторов, как широта и время года), является совершенно неугодной (макрух-тахриман), равно как и задержка иша-молитвы до второй половины ночи. Под «ночью» подразумевается период от заката до истинного рассвета. (Шурунбулали. Мараки фалях, Тахтави. Хашия «Мараки фалях», 1:257–258)
[17] То есть после наступления фаджр-времени (истинного рассвета), но до реального исполнения обязательной фаджр-молитвы.
[18] В периодах от истинного рассвета до восхода, а также от совершения аср-молитвы до потускнения солнца, можно исполнять восполняющие молитвы, но ни добровольные молитвы, ни необходимые два таваф-ракаата в эти периоды исполнять нельзя, поскольку их исполнение в это время является совершенно неугодным (макрух-тахриман). Для их исполнения следует подождать:
– до завершения послевосходного времени, в которое совершение молитв тоже является неугодным;
– до времени после заката (магриб). (Абидин. Хадия, 55)
Автор: Имам Абу Ихляс аш-Шурунбулали аль-Ханафи (1586–1659)
Примечание: Шейх Фараз Хан аль-Ханафи
Книга: «Маракиюс-саадат фи ильмаит-таухид уаль-‘ибадат».