Истинджа (очищение после справления нужды)
Мужчина (после мочеиспускания) должен совершить истибру (то есть убедиться, что никакие капли мочи не остались в мочеиспускательном канале), пока у кончика его органа не прекратит (даже) появляться след влаги, поскольку такое появление препятствует действительности омовения.[1]
Если нечистота (выходящая из тела) не выдвигается за пределы выходного отверстия, то сунной[2] будет очистить это место, используя камень, удаляющий (нечистоту), или т. п.[3] Следует протирать вперед и назад, пока это место не станет чистым. В идеале следует после этого промыть данное место[4], пока человек не почувствует уверенность в удалении нечистоты. Кроме того, нужно продолжать мыть, пока не уйдет неприятный запах. Не разрешается раскрывать свой аурат (перед другими[5] даже для совершения истинджи).
Если нечистота выдвигается за пределы выходного отверстия, но при этом выдвинувшееся количество менее извиняемого[6], то молитва (совершенная с ним) будет действительной. Но если количество больше (извиняемого), то обязательно (фарз) удалить его (водой или жидкостью удаляющей) так же, как обязательно (фарз) исполнить гусль человеку в состоянии большой нечистоты.
Является неугодным совершение истинджи костью, высохшим навозом, едой и всем тем, что имеет ценность, например, шелком или хлопком. Использование правой руки при истиндже тоже является неугодным.[7]
Входить в туалет следует с левой ноги, заранее попросив защиты у Аллаха.
اَللّٰهُمَّ إِنِّيْ أَعُوْذُ بِكَ مِنَ الْخُبْثِ وَالْخَبَائِثِ
«О, Аллах! Прошу защиты у Тебя от бесов мужского и женского пола (и нечистоты в целом)». (Бухари. Сахих; Муслим. Сахих)
Не следует (при справлении нужды) сидеть лицом или спиной к кибле.[8] Не следует также быть лицом к солнцу и луне.[9] Не следует говорить без необходимости.
Выходить (по завершении) следует с правой ноги. Затем нужно сказать:
غُفْرَانَكَ اَلْحَمْدُ لِلّٰهِ الَّذِيْ أَذْهَبَ عَنِّيْ الْأَذٰى وَعَافَانِيْ
«Прошу Твоего прощения! Хвала Аллаху, удалившему вред от моего тела и давшему мне благополучие!»
После того, как раб очистит свою одежду, тело, место молитвы, начнет молитву или т. п., сопроводив это по-настоящему полезным очищением (сердца) от злобы, ненависти и т. п., и от всего, помимо Аллаха, вознамерившись исполнить Его божественное веление, помня о колоссальности Его величия и почета, с полной надеждой на то, что Аллах примет то (богослужение), что предписал человеку, тогда можно надеяться, что рабу будет дано Вечное Блаженство вследствие (божественного) принятия его служения.
Примечание
[1] Истибру можно совершить разными способами в зависимости от того, что человек чувствует для себя удобным, например, ходьбой, прочищением горла, лежанием на боку или мягким выжиманием органа (без нанесения себе вреда). (Хаскафи. Дурр мухтар, 1:230; Шурунбулали. Мараки фалях, 1:74) Истинджу нельзя совершить заранее. Цель истибры – увериться, что никакого следа влаги не осталось у поверхности выхода, ведь это препятствует действительности омовения. Поэтому истибра обязательна (фарз), но только для мужчин из-за особенности их органа. Женщинам достаточно замереть на момент после мочеиспускания, а затем они могут приступить к истиндже. (Ибн Абидин. Радд мухтар, 1:230)
[2] Истинджа является выделенной сунной (муаккада) как для мужчин, так и для женщин после использования туалета. Совершение истинджи только лишь из-за газовыделения является предосудительным нововведением (бидгат), поскольку газы сами по себе не являются нечистыми. (Шурунбулали. Мараки фалях, 1:75)
[3] Можно использовать камень, который удаляет нечистоту (а не гладкий камень) и т. п., а именно: все, что является чистым и удаляющим без нанесения вреда, при этом не имеющим ценности и не являющимся почтенным. (Шурунбулали. Мараки фалях, 1:76)
Рекомендуется, но не является выделенной сунной, протирать три раза или при необходимости большее нечетное количество раз. (Хаскафи. Дурр мухтар, Ибн Абидин. Радд мухтар, 1:225)
Несмотря на наличие у туалетной бумаги определенной ценности, ее можно использовать, поскольку она специально производится для подчищения (истинджи).
[4] Оптимально будет и протереть (туалетной бумагой или т. п.), и подмыть (водой). Следующим по оптимальности является подмывание без протирания, далее – протирание без подмывания. Выделенная сунна считается исполненной при использовании любого из данных методов. (Ибн Абидин. Радд мухтар, 1:226)
[5] То есть всеми, с кем человек не имеет права вступать в половой акт. (Ибн Абидин. Радд мухтар, 1:225)
[6] То есть поверхность внутренней округлой впадины ладони.
[7] Использование таких вещей, а также правой руки является совершенно неугодным (макрух-тахриман). (Хаскафи. Дурр мухтар, Ибн Абидин. Радд мухтар, 1:226–227)
[8] Обращение к направлению киблы лицом или спиной при справлении нужды является совершенно неугодным (макрух-тахриман) даже внутри здания. Делать же так во время истинджи не грех, но является плохим этикетом, поскольку при этом раскрыт аурат. (Шурунбулали. Мараки фалях, Тахтави. Хашия «Мараки фалях», 1:85–86; Хаскафи. Дурр мухтар, Ибн Абидин. Радд мухтар, 1:228)
[9] Находиться лицом к диску солнца или луны при справлении нужды является несколько неугодным действием (макрух-танзихан). Но если человек находится внутри здания, то в таком случае вреда от этого не будет. (Ибн Абидин. Радд мухтар, 1:228)
Автор: Имам Абу Ихляс аш-Шурунбулали аль-Ханафи (1586–1659)
Примечание: Шейх Фараз Хан аль-Ханафи
Книга: «Маракиюс-саадат фи ильмаит-таухид уаль-‘ибадат».