Протирание хуффов
И мужчины, и женщины, могут протирать[1] хуффы как в пути, так и в месте проживания.
Хуффы должны укрывать обе лодыжки, даже если изготовлены из толстой шерсти.[2]
Чтобы иметь возможность протереть хуффы следует завершить омовение до его аннулирования. Но завершение омовения до надевания хуффов не является условием. То есть, если человек вымоет обе стопы, наденет хуффы и затем завершит омовение, протирание хуффов будет впоследствии действительным.
Если человек находится в месте проживания (не в пути), он может протирать хуффы в течение одного полного дня и ночи (24 часов). Путник же может протирать их в течение трех полных дней и ночей (72 часов).
Этот временной отрезок начинается с момента аннулирования омовения после того, как хуффы были надеты в состоянии чистоты.
Минимальная поверхность, требуемая к протиранию, эквивалентна поверхности трех наименьших пальцев руки человека. Столько должно быть протерто на верху каждого из двух хуффов.[3]
В каждом из хуффов не должно быть дыр[4], (суммарно) равных поверхности трех наименьших пальцев ноги человека. Соответственно, если дыры на одном хуффе меньше этой поверхности, протирание будет действительным, даже если в таком состоянии находятся оба хуффа: дыры одного хуффа не суммируются с дырами другого.
По сунне, протирание хуффов заключается в том, чтобы начать с пальцев ног растопыренными пальцами рук и протереть (один раз) по направлению к голени.
К недействительности протирания хуффов приводит следующее[5]:
а) все, что аннулирует омовение;
б) снятие пусть даже и одного из двух хуффов;
в) истечение временного отрезка протирания, за исключением случая, когда имеется (обоснованное, правдоподобное) опасение вреда для ног из-за чрезвычайного холода;
г) большая часть одной стопы выходит из хуффа.[6]
Недействительным является протирание тюрбана, тюбетейки, лицевого покрывала и перчаток.
Протирание повязок
Если у человека имеется сломанная или поврежденная часть тела, он может протирать[7] наложенную повязку, пока для этого имеется оправдание, даже если повязка была наложена в состоянии большой или малой нечистоты.
Не является условием протирание всей повязки[8], хотя это менее веское мнение.
Также не является необходимым мыть открытую кожу в промежутках повязки, наложенной на кожу, где совершалось кровопускание (или т. п.).[9]
Если повязка упадет, и часть тела еще не зажила, то ни протирание, ни молитва (если человек молится) недействительными не становятся.
Если новая повязка накладывается (взамен старой) на поврежденную часть тела, ее протирание рекомендуется, но не является необходимым, если была протерта старая повязка.
Как и в случае с хуффами, протирание повязки не требует намерения.[10]
Примечание
[1] Когда говорят о протирании хуффов, повязок и пр., под «протиранием» подразумевается его правовое определение, то есть прикосновение влаги к поверхности.
[2] То есть, даже если хуффы изготовлены не из кожи, все равно будет действительным их протирание, если они удовлетворяют следующим условиям:
а) они сделаны из толстого материала – такого, как шерсть или сукно;
б) благодаря толщине они держатся на ноге без нужды в привязке (за исключением молнии или подобного ей, прикрепленного к хуффу);
в) они не просвечивают;
г) полностью покрывают стопу до лодыжек включительно (лодыжки должны быть укрыты с боков; если их можно увидеть сверху, ничего страшного в этом нет);
д) человек способен пройти в них, как минимум, (около) 3,48 мили (5,6 км) (фарсах) без изнашивания (маленькие дырочки, о которых говорится в тексте, не считаются);
е) вода не просачивается через них при протирании. (См. Шурунбулали. Имдад Фаттах, 126; Шурунбулали. Мараки фалях, Тахтави. Хашия «Мараки фалях», 1:186–187; Халяби. Гуньят мустамли, 120–123; Абидин. Хадия, 39; Зейляи. Табьин хакаик, 1:52; Майдани. Любаб, 42; Хаскафи. Дурр мухтар, 1:179; для расчета фарсаха см. примечание Башшара Бакри Арраби к книге «Любаб» Майдани, стр. 34, п. 8)
[3] Недействительным будет протирание любой иной части хуффа: низа, боков, пятки, ножной части (выше лодыжек). Учитывается лишь верх хуффа. Кроме того, даже если указанная ранее, минимально требуемая (фарз) область верха хуффа станет влажной от очищающей воды – например, посредством дождя или мокрой ткани, – это будет действительным. (Шурунбулали. Мараки фалях, 1:190–191; Абидин. Хадия, 40; Касани. Бадаи санаи, 1:87)
[4] Сюда также входит стандартный износ хуффа до невозможности пройти, как минимум, (около) 3,48 мили (5,6 км) (фарсах) с таким ухудшением. (Абидин. Хадия, 41)
Но это не включает обычные линии сшива хуффа. То есть в расчет не берутся дыры, через которые не пройти большой швейной игле. (Шурунбулали. Мараки фалях, 1:189)
[5] Кроме того, если, несмотря на хуффы, вода дойдет до большей части одной стопы (или большей части обеих стоп), хуффы более нельзя будет протирать; вместо этого нужно будет полностью вымыть обе стопы. (Абидин. Хадия, 41; Ибн Абидин. Радд мухтар, 1:184–185)
[6] У хуффа есть две главных части:
а) стоповая часть – та, что обычно ниже лодыжек;
б) ножная часть – та, что обычно выше лодыжек.
I. Если человек не снимает хуфф умышленно, а стопа сама (например при ходьбе) выходит из него, то:
а) пока бо́льшая часть стопы остается в стоповой части хуффа, протирание будет дозволенным;
б) если же бо́льшая часть хуффа дойдет до ножной части хуффа, то этот случай аналогичен выходу всей стопы, то есть протирание хуффа далее станет недозволенным.
II. Если же человек снимает хуфф умышленно, то, как только бо́льшая часть пятки стопы дойдет до ножной части хуффа, протирание перестанет быть дозволенным. (Абидин. Хадия, 41; Хаскафи. Дурр мухтар, Ибн Абидин. Радд мухтар, 1:184)
[7] И для омовения, и для купания человек должен умыть, если способен, поврежденную или пораненную часть тела, пусть даже и теплой водой. Если же человек не может ее умыть, он должен напрямую протереть ее. Если не может напрямую ее протереть, становится необходимым (ваджиб) протирание повязки, наложенной на нее. Если протирание повязки вредит ему, то он может вовсе оставить эту часть тела. (Шурунбулали. Мараки фалях, Тахтави. Хашия «Мараки фалях», 1:195–196; Хаскафи. Дурр мухтар, 1:186)
Под «протиранием» в данном разделе подразумевается его правовое определение, то есть касание влагой поверхности.
[8] Нужно протереть бо́льшую часть повязки. (Шурунбулали. Мараки фалях, 1:196; Хаскафи. Дурр мухтар, 1:187; Абидин. Хадия, 42)
[9] Можно просто протереть открытую кожу при протирании повязки. Такое освобождение от мытья открытой кожи применяется, лишь если снятие повязки повредит человеку, поскольку из-за промывания открытой кожи может намокнуть вся повязка, в результате влага дойдет до раны и навредит ей. Если же он может снять повязку, то ему так и следует поступить, вымыв затем непораненную кожу и напрямую протерев рану. Если протирание раны навредит ему, он может оставить ее в покое и, протерев неповрежденную кожу, заново наложить повязку, и протереть повязку поверх раны. (Шурунбулали. Мараки фалях, Тахтави. Хашия «Мараки фалях», 1:196; Ибн Абидин. Радд мухтар, 1:187)
[10] В отличие от протирания хуффов, протирание повязки принимает правовое правило «мытья» и соответственно не считается его «заменой». В результате некоторые ключевые нормы отличаются от протирания хуффов, в частности:
а) у протирания повязки нет ограничения по времени;
б) не является условием наложение повязки в состоянии чистоты (как малой, так и большой);
в) повязка может быть наложена и на одну ногу, а другая нога будет по-прежнему умываться;
г) снятие или схождение повязки до заживления раны не аннулирует ее протирания;
д) повязку можно сменить на новую без необходимости повторного протирания новой повязки, если человек находится в состоянии чистоты, хотя повторное протирание и рекомендуется;
е) в случае снятия или схождения повязки после заживления раны достаточно промыть лишь эту поверхность, если человек – в состоянии чистоты (в случае с хуффами нужно мыть всю часть тела);
ж) если поверх повязки накладывается еще одна повязка, достаточно протереть вторую (внешнюю) повязку;
з) проникновение воды под повязку, приводящее к умыванию части тела, не аннулирует протирание;
и) необязательно, чтобы повязка укрывала некоторую конкретную поверхность или мешала проникновению воды через нее, или оставалась на части тела сама по себе без дополнительного укрепления;
к) многочисленные дыры на повязке, независимо от их размера, не аннулируют протирание;
л) повязку можно накладывать на любую часть тела. (Абидин. Хадия, 42; Хаскафи. Дурр мухтар, Ибн Абидин. Радд мухтар, 1:186–188)
Автор: Имам Абу Ихляс аш-Шурунбулали аль-Ханафи (1586–1659)
Примечание: Шейх Фараз Хан аль-Ханафи
Книга: «Маракиюс-саадат фи ильмаит-таухид уаль-‘ибадат».