Купание (гусль)
Фарзы
Купание состоит из трех обязательных составляющих:
1) полоскание всей ротовой полости;
2) полоскание носа (вплоть до кости);
3) умывание всего, что возможно промыть без излишних сложностей и трудностей, по всему телу.[1]
Выделенные сунны
В число выделенных сунн купания входят следующие в указанном порядке:
1) намерение[2];
2) мытье рук до запястий;
3) мытье интимных мест (спереди и сзади);
4) смывание всех нечистот с тела;
5) совершение сначала омовения; а затем – поливание водой всего тела, начиная с головы (всего три раза)[3].
Категории купания
Есть три категории купания:
- Обязательное (фарз) – когда случается что-то из трех:
а) выделение мани[4], покидающей свое обычное место внутри тела с удовольствием (даже если выйдет без удовольствия) по любой причине – такой, как возбуждающий сон или рассматривание (кого-нибудь или чего-нибудь с вожделением);
б) исчезновение головки мужского полового органа во влагалище или анусе живого человека, чье тело желаемо (даже при отсутствии выделения половой жидкости);
в) окончание месячных или послеродового кровотечения.
- Необходимое (ваджиб): для того, кто становится мусульманином, будучи в состоянии большой нечистоты, хотя более веское мнение состоит в том, что купание для него обязательно (фарз), а не необходимо (ваджиб).
- Рекомендуемое (нафль) – при любой из следующих причин:
а) пятничная молитва;
б) две праздничных молитвы;
в) вступление в состояние ихрама;
г) День Арафата[5];
д) вступление в Мекку;
е) вступление в Лучезарную Медину;
ж) посещение пророка (мир ему и благословение Аллаха).
Примеры отсутствия необходимости в купании
Следующие случаи не приводят к необходимости купания:
1) выход мази или вади[6];
2) пробуждение после возбуждающего сна, если не было обнаружено никакой влажности, даже для женщины;
3) введение пальца и т. п. во влагалище;
4) половой акт с животным без выделения спермы.
Сухое очищение (таяммум)
Когда таяммум дозволен
Таяммум дозволен в случае наличия оправдания для этого:
1) нахождения в одной хашимитской правовой миле (1,86 км)[7] от воды[8];
2) чрезвычайного холода[9];
3) болезни[10];
4) ран на большинстве тела[11];
5) опасения жажды[12];
6) опасения врага или дикого животного (у воды)[13];
7) отсутствия приспособлений (для извлечения воды из колодца);
8) опасения пропустить погребальную или праздничную молитву, даже в случае основания на молитве (когда омовение аннулировано во время молитвы), в отличие от пятничной, а также обычно предписанной молитвы.[14]
Забывчивость о воде в караване
Если человек забудет, что у него имеется вода в его караване (и из-за этого исполнит таяммум, думая, что воды не хватает), ему не нужно будет восполнять эти молитвы (когда он вспомнит о наличии в караване воды). И Аллах знает лучше.
Чем совершают таяммум
Таяммум может исполняться любым чистым веществом земли[15] – таким, как почва, песок, сурьма, известняк, камни или пыль, даже пыль на одежде.[16]
Способ совершения таяммума
Поэтому, когда мусульманин намеревается[17] устранить состояние нечистоты, ударяет один раз по земле и протирает лицо полностью почвой (или тем веществом, которое он использует), ударяет по ней второй раз[18] и протирает полностью почвой руки (до локтей включительно), он становится чистым, даже если прежде находился в состоянии большой нечистоты. Далее он может исполнить столько молитв, сколько пожелает (даже на протяжении нескольких периодов времени для молитвы), как обязательных (фарз), так и добровольных (нафль), пока его омовение не будет аннулировано, или его оправдание для таяммума не окончится.
При наличии ран
Если на теле есть раны, но при этом непораненных частей тела больше, чем пораненных, нужно вымыть непораненные и протереть раненые, если протирание не вредит им. В ином случае он может оставить эти части тела (без мытья и протирания).[19]
Но человек не может вымыть некоторые части тела и совершить таяммум.
Примечание
[1] Поэтому обязательно (фарз), чтобы вода дошла до следующих частей тела:
– внутренней части ушной раковины;
– кожи под бородой, усами и бровями, независимо от их густоты;
– всех волос до корней (женщинам с заплетенными косами достаточно промыть лишь корни волос);
– внутри пупка;
– нижней поверхности клиторального капюшона;
– внешнего отверстия гениталий. (Касани. Бадаи санаи, 1:142; Зеда. Маджма анхур, 1:21; Хаскафи. Дурр мухтар, 1:103–104)
[2] Это делается в начале, наряду с поминанием Имени Аллаха (басмаля), что производится до раскрытия аурата (определение см. на стр. 72). (Абидин. Хадия, 28)
[3] Впрочем, если человек основательно промокает под текущей водой или дождем в течение такого времени, которое нужно для трехкратного мытья тела, это будет считаться исполнением сунны промывания всего тела три отдельных раза. (Шурунбулали. Мараки фалях, 1:156)
[4] У мужчин мани – это сперма. Определяется как белая густая жидкость, выходящая толчками в качестве вожделенного выделения (оргазма), после чего следует вялость полового органа. У женщин мани – половая жидкость. Является негустой и желтой, тоже выходит с оргазмом. (Шурунбулали. Мараки фалях, 1:144)
[5] То есть для тех, кто находится в хадже, совершается до зенита (заваля).
Для первых четырех указанных здесь случаев купание на самом деле не просто рекомендуется, а является выделенной сунной. (Шурунбулали. Мараки фалях, 1:160–161)
[6] Мази – предэякулятная жидкость: негустая, прозрачная, выделяется при возбуждении, но не как сперма (мани). За ее выходом не следует вялость полового органа.
Вади – белая густая, мутная жидкость, часто выходит из мужского полового органа после мочеиспускания, может также предшествовать ему.
Согласно консенсусу теологов, выход мази и вади не приводит к необходимости купания, однако нужно исполнить омовение. (Шурунбулали. Мараки фалях, 1:150; Хаскафи. Дурр мухтар, Ибн Абидин. Радд мухтар, 1:111)
[7] Данное расстояние приравнивается примерно к получасу ходьбы. (Тахтави. Хашия «Мараки фалях», 1:169) Обоснованная правдоподобная вероятность такого расстояния достаточна для дозволенности таяммума. (Шурунбулали. Мараки фалях, 1:169; Ибн Абидин. Радд мухтар, 1:155) В отношении современного эквивалента, приведенного в тексте, см. примечание Башшара Бакри Арраби к книге «Любаб» Майдани. (Стр. 34, п. 7)
[8] Как в пути, так и в городе, даже если это город собственного проживания. (Шурунбулали. Мараки фалях, Тахтави. Хашия «Мараки фалях», 1:169; Абидин. Хадия, 34; Хаскафи. Дурр мухтар, 1:155)
[9] Такой, что человек обоснованно опасается возможности заболевания или утраты (нанесения вреда) конечности в случае использования воды и при этом не имеет доступа к средствам для ее подогрева. (Шурунбулали. Мараки фалях, Тахтави. Хашия «Мараки фалях», 1:170–171; Абидин. Хадия, 34; Хаскафи. Дурр мухтар, 1:156)
[10] То есть, если человек болен и опасается ухудшения или продления болезни вследствие омовения или купания из-за самой воды или из-за сопутствующего движения, то он может вместо этого исполнить таяммум. При этом его опасение должно быть обоснованно и оправдано одним из следующих фактов:
а) наличием ясного и очевидного признака;
б) прошлым опытом;
в) медицинским мнением опытного врача-мусульманина, не являющего открытым грешником (фасиком). (Хаскафи. Дурр мухтар, Ибн Абидин. Радд мухтар, 1:156; Абидин. Хадия, 34)
[11] См. в конце данного раздела на стр. 47 с пояснением № 109.
[12] В отношении себя, своего спутника или своего животного; как в настоящем, так и в будущем. (Шурунбулали. Мараки фалях, 1:171; Хаскафи. Дурр мухтар, 1:157)
[13] Если опасение возникло из-за угрозы, или если произошло непосредственное воспрепятствование использованию воды, то молитву следует потом повторить, хотя таяммум и был дозволен. Если же человек опасался присутствия врага или животного без угрозы и воспрепятствования, молитву повторять не нужно. (Шурунбулали. Мараки фалях, Тахтави. Хашия «Мараки фалях», 1:171; Хаскафи. Дурр мухтар, Ибн Абидин. Радд мухтар, 1:156–157)
[14] То есть, если человек боится, что, исполнив омовение или даже купание, он пропустит всю погребальную или праздничную молитву, он может вместо этого совершить таяммум, чтобы точно застать молитву, поскольку эти два вида молитвы не восполняются. Данное правило верно, даже если он находится в молитве, и его омовение тем временем аннулируется: в этом случае он мог бы совершить таяммум и продолжить молитву с того момента, на котором он ее оставил. Это правило не применяется, если он сам аннулировал свое омовение: в таком случае ему нужно начать молитву заново подобно опоздавшему после повторного омовения. Не применяется данное правило и к пятничной молитве, равно как и к любой из пяти предписанных молитв, ведь у каждой из них имеется восполнение: зухр – за пятничную молитву, каза (восполняющая молитва) – за обычную предписанную молитву. Впрочем, в последнем случае, если имеется обоснованная уверенность или убежденность, что время молитвы пройдет до того, как он совершит омовение или купание, из предосторожности он может исполнить таяммум и помолиться (хотя это не снимет с него обязанности). Если он так поступит, то ему нужно будет потом совершить молитву заново (и это будет обязательным для него) в качестве восполняющей молитвы, предварительно исполнив подобающее омовение или купание. (Шурунбулали. Мараки фалях, Тахтави. Хашия «Мараки фалях», 1:172–174; Хаскафи. Дурр мухтар, Ибн Абидин. Радд мухтар, 1:161, 164)
[15] Если вещество земли:
а) не является ковким, что исключает металлы;
б) не может быть сожжено в пепел, что исключает растительность и дерево. (Шурунбулали. Мараки фалях, 1:175; Абидин. Хадия, 34–35)
Если нет доступа ни к воде, ни к такому веществу земли, или человек не в состоянии использовать ни то, ни другое, то из уважения к священному времени ему необходимо (ваджиб) исполнить «имитацию молитвы». То есть он должен совершить все движения молитвы, включая поясной и земной поклоны, но без намерения молитвы и – будь то в малом или большом состоянии нечистоты – без чтения Корана. Молитву, конечно, нужно будет впоследствии восполнить. (Хаскафи. Дурр мухтар, Ибн Абидин. Радд мухтар, 1:168)
[16] То есть при условии, что пыль видима на руках после того, как ими потерли одежду. (Хаскафи. Дурр мухтар, Ибн Абидин. Радд мухтар, 1:160)
[17] В отличие от омовения и купания, для таяммума намерение является обязательным условием (фарз) его действительности. Более того, для исполнения молитвы с таяммумом, его намерение должно быть конкретно на «выход из состояния нечистоты» или на «дозволенность исполнения молитвы». (Шурунбулали. Мараки фалях, 1:167; Касани. Бадаи санаи, 1:178)
[18] В данном случае слово «ударять» означает «положить». Оба «удара» являются условием для действительного таяммума. (Шурунбулали. Мараки фалях, Тахтави. Хашия «Мараки фалях», 1:177)
[19] Для омовения «большинство» частей тела учитывается на основе их количества, а для купания – на основе общей поверхности тела. В обоих случаях, если половина или большинство омываемых частей тела повреждены, можно совершать таяммум. Если же повреждено менее половины, таяммум совершать нельзя; вместо этого нужно вымыть неповрежденные части тела и протереть пораненные мокрой рукой или, если это вредно, мокрой тканью. Если и это вредно, нужно просто оставить в покое пораненные части тела и ограничиться мытьем непораненных. Наконец, человек не обязан мыть непораненные части тела, если это приведет к тому, что вода дойдет до пораненных (и тем самым нанесет вред); в этом случае можно совершить таяммум. (Шурунбулали. Мараки фалях, Тахтави. Хашия «Мараки фалях», 1:182–183; Абидин. Хадия, 37)
Автор: Имам Абу Ихляс аш-Шурунбулали аль-Ханафи (1586–1659)
Примечание: Шейх Фараз Хан аль-Ханафи
Книга: «Маракиюс-саадат фи ильмаит-таухид уаль-‘ибадат».