Фетвы Фикх

Имам аш-Шурунбулали: Восхождение к блаженству (26)

Погребальная молитва (джаназа) и похороны

Является сунной[1] направить человека на его смертном ложе к кибле так, чтобы он был обращен к ней, находясь на правом боку. Впрочем, разрешается сделать это и при его лежании на спине (ноги обращены к кибле), но голову при этом следует (слегка) чем-нибудь приподнять.[2]

Далее следует произнести в его присутствии шахаду, чтобы он мог проговорить ее. Это называют талькын и совершают также после похорон.[3]

Когда человек помирает, челюсти ему следует закрыть и привязать, а глаза – закрыть. Закрывающий ему глаза говорит:

بِسْمِ اللهِ وَعَلٰى مِلَّةِ رَسُوْلِ اللهِ. اَللّٰهُمَّ يَسِّرْ عَلَيْهِ أَمْرَهُو، وَسَهِّلْ عَلَيْهِ مَا بَعْدَهُو، وَأَسْعِدْهُ بِلِقَائِكَ، وَاجْعَلْ مَا خَرَجَ إِلَيْهِ خَيْرًا مِمَّا خَرَجَ عَنْهُ

«Именем Аллаха и на пути посланника Аллаха! О, Аллах! Сделай его дело гладким для него, облегчи ему последующее, сделай его блаженным встречей с Тобой и сделай так, чтобы то, куда он ушел, было лучше того, что он покинул!»

Затем следует укрыть его аурат.[4] Потом снимают его оставшуюся одежду, совершают ему омовение без полоскания рта и носа. Далее все тело моют (купанием, в идеале состоящим из трех полных промываний для соблюдения сунны) с водой и, если возможно, листьями зизифуса или т. п. (в ином случае достаточно одной теплой воды). А его бороду и волосы (перед купанием) моют с листьями алтея или мылом (любым его видом). Тело (во время купания) моют cначала с правой стороны, а затем – с левой (что составляет первые два промывания).[5] Далее тело усаживают и живот мягко массируют (для удаления его содержимого). После этого тело поливают чистой водой (в качестве третьего, завершающего промывания купания).[6] Потом тело вытирают тканью. Волосы не причесывают, и ногти не подстригают. Саван обдают благовонием нечетное количество раз и далее оборачивают его вокруг тела. Смесь ароматических веществ (ханут) наносится на волосы и бороду, а камфора – на стопы, колени, ладони, лоб и нос (из почтения к частям тела, на которые человек совершал земной поклон).

Мужской саван по сунне состоит из длинной рубахи (камис), внутреннего савана (изар) и внешнего савана (лифафа) (предпочтительно, чтобы все они были) того качества (стандарта), что он одел бы при жизни (для пятничной или праздничных молитв). Наиболее предпочтителен саван, изготовленный из белого хлопка. Как изар, так и лифафа должны укрывать тело с верха головы до низа стоп.[7] У камиса[8] не должно быть рукавов, ластовиц, шейного выреза.[9] Края камиса не зашивают.

Надевать на голову (покойного) тюрбан является неугодным.

Изар (сначала) заворачивают с левой стороны, затем с правой. Если есть опасение, что саван раскроется (например, если место погребения далеко), его связывают.

Изара и лифафы достаточно (для выполнения обязательного в отношении мужчины).

Для выполнения сунны в отношении женского савана лицо следует обернуть в головной платок (химар), а груди закрепить отдельной тканью (хирка).

Для достаточного женского савана хватит и головного платка (в добавление к внутреннему и внешнему савану).

Ее волосы заплетают в две косы, укладывая их на груди поверх камиса. Далее поверх этого, но под лифафу – химар.[10] Наконец, на обе груди поверх лифафы – хирка.[11]

Минимальный саван (для обоих полов) основывается на том, что доступно.

Погребальная молитва является общинной обязанностью (фарз-кифая).[12]

Ее совершают, говоря (в своем сердце): «Намереваюсь совершить молитву ради Всевышнего Аллаха и мольбу за умершего».

Последователь дополнительно принимает намерение на моление за имамом.

Далее произносится первый такбир[13] (для начала молитвы) и проговаривается открывающая мольба (сана), хотя дозволено прочесть «Фатиху».[14] Затем произносится второй такбир, после чего направляются благословения пророку ﷺ. После этого проговаривается третий такбир и произносится следующее:[15]

اَللّٰهُمَّ اغْفِرْ لَهُو وَارْحَمْهُ، وَعَافِهِۦ وَاعْفُ عَنْهُ، وَأَكْرِمْ مَنْزِلَهُو، وَوَسِّعْ مَدْخَلَهُو، وَاغْسِلْهُ بِالْمَاءِ وَالثَّلْجِ وَالْبَرَدِ، وَنَقِّهِۦ مِنَ الْخَطَايَا كَمَا يُنَقَّى الثَّوْبُ الْأَبْيَضُ مِنَ الدَّنَسِ، وَأَبْدِلْهُ دَارًا خَيْرًا مِنْ دَارِهِۦ وَأَهْلًا خَيْرًا مِنْ أَهْلِهِۦ وَزَوْجًا خَيْرًا مِنْ زَوْجِهِۦ، وَأَدْخِلْهُ الْجَنَّةَ وَأَعِذْهُ مِنْ عَذَابِ الْقَبْرِ وَعَذَابِ النَّارِ

«О, Аллах! Прости его и смилостивись над ним! Дай ему благополучие и извини его! Почти его место пребывания и сделай его вход широким! Омой его водой, льдом и снегом! Очисть его от грехов, как очищают белое одеяние от грязи! Замени его обитель на лучшую, его семью на лучшую и его супругу на лучшую![16] Введи его в рай и спаси от наказания могилы и огня!» 

Затем произносится четвертый такбир, за которым следуют завершающие салямы.

За умершего ребенка и душевнобольного (поскольку они не несут правовой ответственности) прощения (в погребальной молитве) не просят, а говорят:

اَللّٰهُمَّ اجْعَلْهُ لَنَا فَرَطًا، وَّاجْعَلْهُ لَنَا أَجْرًا وَّذُخْرًا، وَّاجْعَلْهُ لَنَا شَافِعًا وَّمُشَفَّعًا

«О, Аллах! Сделай его направленным[17] от нас, а также наградой и запасенным сокровищем для нас! Сделай его заступником за нас и прими его заступничество!»

Если умерший похоронен без погребальной молитвы, следует совершить ее у его могилы, если только тело уже не разложилось (что определяется оценкой).

Погребальную молитву совершают за выкидыш, если бо́льшая его часть вышла, пока он был жив[18], до смерти. В ином случае плод моют, заворачивают в ткань и хоронят без погребальной молитвы.

Наиболее заслуживающим возглавить погребальную молитву является глава государства, далее – его представитель, судья, местный имам и, наконец, опекун.[19]

За мятежников и дорожных разбойников погребальную молитву не совершают.[20]

Разрешается искупать и похоронить родственника-немусульманина без следования сунна-способу для этого. Или можно отдать его тело людям его религии.[21]

Одну погребальную молитву можно совершить за всю группу умерших, хотя предпочтительнее совершать отдельную молитву за каждого.

При несении похоронных носилок рекомендуется (сначала) положить переднюю правую сторону на правое плечо, затем заднюю правую сторону на него же, далее положить переднюю левую сторону на левое плечо, затем заднюю левую сторону на него же.[22]

При несении тела рекомендуется двигаться быстро, но не слишком, чтобы не вызвать тряски. Предпочтительнее идти позади процессии, а не впереди нее. Является неугодным повышать голос в зикре и т. п.[23], равно как и садиться до того, как тело будет опущено в могилу.[24]

Могилу копают на глубину, как минимум, в половину высоты тела. Могилу копают с ляхдом[25] (нишей в сторону киблы), а не прямо вниз (с шакком), кроме случая, когда земля – мягкая.[26]

Тот, кто опускает тело (в землю внутрь ниши), говорит: «Именем Аллаха и на пути посланника Аллаха

Тело направляют в сторону киблы, укладывая его на правый бок (согласно сунне), узлы савана развязывают, необожженные кирпичи[27] кладут напротив ниши (тем самым изолируя ее внутри могилы).

Могилу женщины – но не мужчины – укрывают перед тем, как тело укладывают в нее.[28]

Землю сбрасывают в могилу и затем округляют на ее верху (с возвышением на пядь или чуть больше, наподобие верблюжьего горба).

Запрещается строить постройку над могилой для украшения.[29]

Если имеется узаконенная потребность, допускается хоронить несколько тел в одной могиле. В этом случае в качестве преграды между телами используют песок и землю.

Не разрешается перевозить тело после его захоронения (как только могила заполнена землей), если только не окажется, что земля была конфискована.[30]

Рекомендуется посещать могилы и читать суру «Я-син», даже сидя у них, поскольку было передано:

«Если кто посетит могилы и прочтет суру «Я-син», в тот день Аллах облегчит им (наказание), а у него (читавшего) будет столько добрых дел, сколько покойных на этом кладбище». [31]

Является неугодным сидеть у могил не ради чтения Корана (или зикра), наступать на них[32], а также выдергивать влажную траву[33] с кладбища.

Шахиды

Шахид[34] – тот, кто убит вражескими воинами, мятежниками, дорожными разбойниками или грабителями в его доме ночью, даже если он был убит тяжелым предметом; а также тот, кто несправедливо убит мусульманином острым предметом.

Шахида хоронят с его кровью и в его одежде, молитву за него совершают, не купая его, а его оружие, доспехи, зимнее пальто и стеганую одежду снимают. Впрочем, если он убит, будучи в состоянии большой нечистоты или будучи ребенком, то его тело купают.

То же самое верно и для того, чья смерть становится продленной[35] по окончании сражения, будь то посредством еды, питья, сна, получения лекарства, прохождения времени молитвы в сознательном состоянии или переноса с поля сражения при жизни, если это не было произведено из опасения быть затоптанным животными.

Убитого по правовому наказанию (хадд) или возмездию (кисас) купают после смерти.

Пояснения

[1] В том случае, если это не доставляет ему трудностей. В ином случае следует оставить его в покое в той позе, в какой он находится, или же привести его в наименее затруднительную для него позу. (Тумурташи. Танвир абсар, 1:570; Тахтави. Хашия «Мараки фалях», 2:189)

[2] Чтобы лицо было обращено к кибле, а не к небу. (Шурунбулали. Мараки фалях, 2:190; Ибн Абидин. Радд мухтар, 1:570)

[3] Талькын у смертного ложа человека рекомендуется, чтобы его последними перед смертью словами были «Ля́ иля́ха иллялла́х». Не следует приказывать ему произнести их. Нужно просто произносить их в его присутствии и мягким образом, поскольку ему приходится трудно. (Шурунбулали. Мараки фалях, 2:191; Хаскафи. Дурр мухтар, 1:570–571)

Что касается совершения талькына после похорон, у ханафитских теологов есть на этот счет разные мнения. Автор считает это узаконенным, а значит, по его мнению, это следует совершать. Если это кто-то делает, то, как минимум, другие не должны осуждать это, поскольку в этом есть польза для умершего. (Хаскафи. Дурр мухтар, Ибн Абидин. Радд мухтар, 1:571)

[4] От пупка до колен, хотя, согласно другому мнению, достаточно прикрыть интимные места. (Ибн Абидин. Радд мухтар, 1:574)

[5] В своей книге «Имдад Фаттах» автор писал, что тело сначала укладывают на левый бок для одного полного промывания, которое начинают с правого бока и заканчивают левым («боком, касающимся доски»). Далее его укладывают на правый бок для второго промывания, которое начинают с левого бока и заканчивают правым («боком, касающимся доски»). (Шурунбулали. Имдад Фаттах, 573)

[6] Как в арабском печатном издании, так и в рукописи здесь говорится, что воду льют «на правый и левый бока». Подразумевается, как об этом писал сам автор в «Имдад Фаттах» (573), что тело укладывают на левый бок для третьего, завершающего промывания. Каждое промывание относится ко всему телу, чтобы тем самым соблюсти сунну трех полных промываний. В отношении текста в скобках см. «Имдад Фаттах» Шурунбулали (573) и «Бахр раик» Ибн Нуджейма. (2:302–303)

[7] Но лифафа чуть длиннее, чтобы облегчить завязывание савана. (Шурунбулали. Имдад Фаттах, 577)

[8] Его длина – от основания шеи до низа стоп. (Шурунбулали. Имдад Фаттах, 576)

[9] Хватит того, чтобы иметь достаточно места для прохода головы, без дополнительного разреза на груди, как у обычных рубашек. (Тахтави. Хашия «Мараки фалях», 2:216)

[10] То есть под изар и лифафу. (Тахтави. Хашия «Мараки фалях», 2:217; Ибн Абидин. Радд мухтар, 1:579)

[11] В идеале для облачения мужчины в саван следует расстелить лифафу, поверх нее – изар. Далее сверху кладут камис с закатанной верхней частью. Тело укладывают поверх и сначала оборачивают в камис. Затем его заворачивают в изар, начиная с левой стороны (то есть правая сторона – сверху). Наконец, таким же образом оборачивают лифафу.

Для облачения женщины таким же образом расстилают лифафу и изар (лифафу – сначала, изар – поверх). Далее сверху кладут камис с закатанной верхней частью. Тело укладывают поверх и затем оборачивают в камис. Но потом, перед тем как обернуть тело в изар и лифафу, на голову и лицо кладут химар. Далее тело заворачивают сначала в изар, затем в лифафу, начиная с левой стороны (как и в случае с мужчиной). Наконец, поверх лифафы используют хирку для подвязывания грудей, начиная с левой стороны. Некоторые теологи, впрочем, полагали, что подвязывать следует под лифафой. (Хаскафи. Дурр мухтар, Ибн Абидин. Радд мухтар, 1:579; Шурунбулали. Мараки фалях, Тахтави. Хашия «Мараки фалях», 2:217)

[12] То есть, даже если один человек из общины исполнит эту обязанность, вся община будет считаться освобожденной от нее. То же правило верно и в отношении подготовки тела (то есть его купания), укрывания в саван и захоронения. бидин. Хадия, 144) Если никто не исполнит это, вся община получит грех за невыполнение данных действий.

[13] Это единственный такбир, при котором поднимают руки. (Тумурташи. Танвир абсар, 1:585) Все четыре такбира произносятся громко, а завершающие два саляма – тихо. бидин. Хадия, 146)

[14] После первого такбира можно произнести «Фатиху» с намерением мольбы (дуа), но не с намерением чтения Корана, что является совершенно неугодным. (Хаскафи. Дурр мухтар, Ибн Абидин. Радд мухтар, 1:586)

[15] После третьего такбира можно произнести любую мольбу (дуа) о том свете, в идеале моля за себя, своих родителей, умершего и всех мусульман. Но предпочтительно произносить мольбу, переданную от пророка ﷺ, например, ту, что приведена выше. (Хаскафи. Дурр мухтар, Ибн Абидин. Радд мухтар, 1:585) Кроме того, согласно веской позиции мазхаба, после четвертого такбира нет мольбы, хотя некоторые теологи считали хорошим произнесение короткой мольбы. бидин. Хадия, 146; Ибн Абидин. Радд мухтар, 1:585)

[16] Ибн Абидин говорил, что под заменой семьи и супруги подразумевается замена их качеств, а не самих личностей, то есть это будут те же люди, но с улучшенными чертами. (Ибн Абидин. Радд мухтар, 1:585)

[17] То есть направленным к Водоему пророка ﷺ, чтобы подготовить его воду для них, или направленным для заготовки полезностей для его родителей в Вечной Обители. (Хаскафи. Дурр мухтар, Ибн Абидин. Радд мухтар, 1:587)

[18] То есть посредством проявления некоторого признака жизни, например, плача или движения конечности. В этом случае тело моют и совершают погребальную молитву. Кроме того, в этом случае ребенок будет наследником, наследуемым и именуемым.

Если же признаков жизни не было, тело моют, дают имя, заворачивают в ткань и хоронят без погребальной молитвы (и распределения наследства). бидин. Хадия, 148)

[19] Порядок опекунов при возглавлении погребальной молитвы – такой же, как в отношении брака и наследства, но первым является отец (то есть отец, сын, брат, дядя по отцу). (Шурунбулали. Имдад Фаттах, 586; Хаскафи. Дурр мухтар, 1:590; Тахтави. Хашия «Мараки фалях», 2:232)

[20] Это в том случае, если они убиты во время боев. Если же они схвачены государством и лишь потом убиты, погребальную молитву за них совершают. (Шурунбулали. Имдад Фаттах, 594) В арабском печатном издании это предложение повторено в конце раздела. В русском переводе предложение приводится один раз.

[21] Более того, родственник-мусульманин может проследовать за погребальной процессией издали. (Шурунбулали. Имдад Фаттах, 594)

[22] То есть рекомендуется, чтобы каждый носильщик попеременно нес все четыре угла носилок, придерживая каждый угол в течение десяти шагов, всего в течение сорока шагов. Носильщик начинает с правого переднего угла (если смотреть со стороны умершего, которого укладывают на спину; изголовье считается передней частью) и ставит его себе на правое плечо. Далее он перемещается к правому заднему углу носилок (со стороны правой ноги умершего), чтобы нести его также на правом плече. Затем он переходит к левому переднему углу и, наконец, к левому заднему углу, каждый из которых он несет на левом плече. (Шурунбулали. Мараки фалях, 2:250–251)

[23] Повышение голоса в зикре и т. п., например, чтении Корана, является либо совершенно неугодным, либо несколько неугодным; оба варианта приводятся Ибн Абидином без указания им собственного предпочтения того или иного мнения. Вместо этого следует хранить длительное молчание или совершать зикр неслышно для других. (Ибн Абидин. Радд мухтар, 1:598)

[24] Садиться до того, как тело будет опущено в могилу, является совершенно неугодным. (Ибн Абидин. Радд мухтар, 1:597)

[25] L-форма (с ляхдом) является сунна-способом копания могилы, то есть в земле выкапывают яму, а после этого внутри ямы со стороны, обращенной к кибле, выкапывают нишу, в которую укладывают тело. В результате тело лежит под «потолком» из земли. (Ибн Абидин. Радд мухтар, 1:599)

[26] В этом случае выкапывают прямую могилу (с шакком) или, если могила – L-образная, можно использовать гроб. В ином случае, если нет на то конкретной потребности, использование гроба является неугодным (если только не требуется законом). (Ибн Абидин. Радд мухтар, 1:599) Если гроб все же используется, следует раскидать немного земли на его дно. (Зейляи. Табьин хакаик, 1:245)

[27] И в арабском печатном издании, и в рукописи здесь, похоже, имеется опечатка. В переводе приведено верное предложение из книги автора «Нур идах». (См. Шурунбулали. Мараки фалях, 2:258; Шурунбулали. Имдад Фаттах, 600)

[28] То есть для дополнительного укрытия рекомендуется (мустахаб) покрыть могилу женщины предметом одежды или покрывалом на то время, пока ее тело укладывают в могилу вплоть до укладки необожженных кирпичей у ниши. Это не относится к могиле мужчины, если только не делается по иной причине, например, из-за дождя или снега. (Шурунбулали. Мараки фалях, 2:260; Ибн Абидин. Радд мухтар, 1:600)

[29] В другой своей книге «Имдад Фаттах» автор указывает, что некоторые теологи полагали хорошим укладку некоторого количества кирпичей или камней на могилу для защиты ее от вскапывания. (Шурунбулали. Имдад Фаттах, 602)

[30] Если говорить о перевозке тела до похорон, то в ней нет вреда, если она происходит на разумное расстояние, которое правоведы оценивали примерно в 3,72 км. Оценка основывалась на том факте, что обычно городское кладбище могло находиться на определенном расстоянии от города. Руководствуясь такой логикой, некоторые теологи делали вывод, что по сути неугодной является перевозка в совершенно другой город. (Шурунбулали. Имдад Фаттах, 604; Ибн Абидин. Радд мухтар, 1:602)

В соответствии с таким мнением, даже если кладбище современного большого города весьма удалено от него, перевозка туда тела неугодной не будет, в отличие от перевозки в другой город, которая будет неугодной.

[31] Этот хадис приводится ханбалитским теологом Абу Бакром Абдульазизом (учеником Халляля) с его цепочкой рассказчиков от господина Анаса (да будет доволен им Аллах) в книге «Китаб сунан». (Кари. Миркат мафатих, 4:174)

[32] Если только при хождении по ним человек не читает Коран, совершает зикр или молится за их обитателей. бидин. Хадия, 151; Ибн Абидин. Радд мухтар, 1:606)

[33] Поскольку влажная трава постоянно занята прославлением Аллаха, посредством чего умерший получает отдых, и посредством чего нисходит милость Аллаха. (Шурунбулали. Имдад Фаттах, 609)

[34] Этот раздел касается шахидов в правовом смысле, в отношении правил этой жизни, например, некупания их тел.

В отношении же того света одному лишь Всевышнему Аллаху известно, кто будет в числе шахидов, поскольку этот момент полностью основывается на намерении человека, хотя и есть надежда, что указанные люди получат данный ранг. При этом есть и немало иных путей смерти, которые считаются смертью шахида в отношении того света, как о том передается в ряде хадисов. (Зеда. Маджма анхур, 1:188; Хаскафи. Дурр мухтар, Ибн Абидин. Радд мухтар, 1:611)

[35] «Продление» смерти определяется как испытание некоторого жизненного комфорта или подпадание под правовую обязанность на совершение того или иного действия, например, молитвы. Тело того, чья смерть оказалась «продленной», подлежит купанию. (Шурунбулали. Мараки фалях, 2:285; Зеда. Маджма анхур, 1:189)

Автор: Имам Абу Ихляс аш-Шурунбулали
Пояснения: Шейх Фараз Хан аль-Ханафи
Из книги: «Маракиюс-саадат», стр. 122-129

Print Friendly, PDF & Email

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *