Пятничная молитва
Пятничная молитва – индивидуальная обязанность (фарз-айн) со следующими своими условиями:[1]
– быть мужского пола;
– быть вольным;
– проживание в городе или (даже) на его околице, согласно более веской позиции (то есть в городских границах);[2]
– хорошее здоровье;[3]
– безопасность от всякого угнетателя (то есть общая безопасность прохода);
– хорошее зрение;[4]
– способность ходить.[5]
Условия ее действительности[6] – следующие:
– город или его околица;[7]
– глава государства или человек, назначенный им (чтобы возглавить молитву);[8]
– зухр-время;[9]
– предшествующая ей проповедь (хутба), проведенная умышленно и тоже в зухр-время;[10]
– присутствие пусть даже и одного человека, чтобы услышать проповедь, этот человек должен быть из числа тех, с кем пятничная молитва действительна;[11]
– общее разрешение (для мусульман на присоединение к коллективу этой молитвы);[12]
– коллектив в (как минимум) трое мужчин, помимо имама, даже если они – рабы или путники;[13] условие состоит в том, чтобы они оставались в молитве с имамом до совершения им земного поклона, то есть, если они (прервут молитву и) оставят его одного после совершения им земного поклона, ему тогда следует самостоятельно закончить два ракаата пятничной молитвы; в ином случае молитва недействительна.[14]
Любая местность, имеющая своего правителя (амира) и судью (кади), кто воплощает закон и устанавливает правовые наказания (худуд), считается действительным городом (миср) для пятничной молитвы.
Минимальная обязанность для действительной проповеди – одна тасбиха или тахлиля.[15] Сунной (для хатыба – того, кто проводит проповедь) является совершение двух проповедей, будучи в состоянии чистоты и стоя, с сидением между ними.[16]
Необходимо (ваджиб) поторопиться[17] к пятничной молитве при первом азане, оставив все отвлекающее (не связанное с приготовлением к молитве).
Как только имам появится (из своего отсека, а если такового нет, то как только он встанет, чтобы взойти на минбар), нельзя ни молиться, ни разговаривать (вплоть до окончания молитвы).[18] Является неугодным кушать, пить, возиться, вертеться во время проповеди.
Покидать город после (первого) азана без исполнения пятничной молитвы тоже является неугодным.[19]
Пятничная молитва заменяет зухр-молитву (даже) для того, кто освобожден от посещения, например, путника или больного.
Если человек присоединяется к пятничной молитве в ташаххуде (то есть в последнем сидении) или (даже) в земном поклоне забывчивости[20], он завершает ее как пятничную молитву.[21]
Пояснения
[1] То есть посещение пятничной молитвы обязательно для каждого мусульманина, удовлетворяющего данным условиям. Если одного из этих условий нет, то и обязанности нет, но человек все равно при этом может посетить пятничную молитву, поскольку она замещает зухр (а если это мужчина, то он даже может возглавить пятничную молитву), или совершить зухр в ином месте. (Маусили. Мухтар, 1:126; Тумурташи. Танвир абсар, Хаскафи. Дурр мухтар, 1:548)
[2] Поэтому пятничная молитва не обязательна путникам, даже во время остановки в городе (менее чем на 15 дней). Не обязательна она и для тех, кто живет далеко за городскими границами. (Шурунбулали. Мараки фалях, Тахтави. Хашия «Мараки фалях», 2:115–116; Тумурташи. Танвир абсар, Хаскафи. Дурр мухтар, 1:553)
[3] То есть не иметь болезни, мешающей самостоятельно (без посторонней помощи) покинуть свое расположение, и болезни, которая ухудшится при выходе. То же правило применяется и в отношении того, кто ухаживает за больным, остающимся без присмотра в случае ухода опекающего человека на молитву. Правило также распространяется на очень пожилых, обессиленных людей. (Шурунбулали. Мараки фалях, Тахтави. Хашия «Мараки фалях», 2:117; Абидин. Хадия, 136; Хаскафи. Дурр мухтар, Ибн Абидин. Радд мухтар, 1:547)
[4] Ибн Абидин полагал, что пятничная молитва обязательна для человека с плохим зрением, если тот ходит по городу, знает его дороги и самостоятельно, без чрезмерных сложностей доходит, например, до рынка, и потому способен дойти и до мечети, не прося ни у кого помощи. (Ибн Абидин. Радд мухтар, 1:547–548)
[5] То есть, если человек не может самостоятельно ходить, он освобождается от этой обязанности, даже если найдет кого-нибудь или что-нибудь, чтобы его несли. (Ибн Абидин. Радд мухтар, 1:547–548) Другая уважительная причина, освобождающая от обязанности посещения пятничной молитвы и вообще любой коллективной молитвы, – сильный дождь, снег, град или грязь (когда имеются чрезмерные сложности в том, чтобы пойти в мечеть). (Шурунбулали. Мараки фалях, Тахтави. Хашия «Мараки фалях», 2:117; Абидин. Хадия, 137; Хаскафи. Дурр мухтар, 1:548)
[6] То есть при неисполнении даже одного из указанных условий пятничная молитва будет недействительной.
[7] Иными словами, пятничная молитва действительна лишь при ее совершении в городке или городе – в городских границах, – а не в маленькой деревушке или открытой пустыне. Внутри города она может совершаться сразу во многих местах. (Насафи. Канз дакаик, Зейляи. Табьин хакаик, 1:217–218; Шурунбулали. Имдад Фаттах, 520; Халяби. Мультака, 1:165, 167; Хаскафи. Дурр мухтар, Ибн Абидин. Радд мухтар, 1:541)
[8] Если по какой-то причине властителя нет, или нет разрешения от него, но группа мусульман тем не менее собирается и соглашается на определенной кандидатуре как имаме для пятничной или праздничных молитв, это действительно (а значит, обязательно к посещению). (Тахтави. Хашия «Мараки фалях», 2:119–120; Хаскафи. Дурр мухтар, Ибн Абидин. Радд мухтар, 1:540–541)
[9] Поэтому пятничная молитва недействительна при совершении до времени молитвы и становится недействительной по истечении времени молитвы. (Абидин. Хадия, 138; Насафи. Канз дакаик, Зейляи. Табьин хакаик, 1:219; Халяби. Мультака, 1:166, 169; Тумурташи. Танвир абсар, 1:543)
[10] Соответственно, если нет проповеди, или она проводится до зухр-времени или совершается после молитвы, сама пятничная молитва тогда становится недействительной, даже если молитва проведена в зухр-время. (Шаляби. Комментарий к «Табьин Хакаик» Зейляи, 1:219; Хаскафи. Дурр мухтар, 1:543)
[11] То есть это взрослый мужчина, даже если он – путник или больной, но не женщина и не ребенок. (Шурунбулали. Мараки фалях, 2:122–123; Абидин. Хадия, 139; Ибн Абидин. Радд мухтар, 1:543) Имамы Хаскафи и Шурунбулали указывали, что присутствие одного такого человека достаточно для проповеди, в то время как большинство теологов говорили, что нужен коллектив (то есть, как минимум, три человека). Ибн Абидин, похоже, склонялся ко второму мнению. (Хаскафи. Дурр мухтар, Ибн Абидин. Радд мухтар, 1:543)
[12] Иными словами, ни одному мусульманину не препятствуют присоединиться к пятничной молитве. Если это не так, то сама пятничная молитва недействительна. Впрочем, Ибн Абидин полагал, что если те, кому не дают к ней присоединиться, могут тем не менее посетить пятничную молитву в другом месте, то она действительна. (Ибн Абидин. Радд мухтар, 1:546)
[13] То есть условием для самой молитвы является коллектив из, как минимум, троих мужчин, даже если они не были на проповеди. Они могут быть и теми, для кого посещение необязательно, например, путниками или больными, но не женщинами и детьми, которые не удовлетворяют данному условию независимо от их числа даже в случае их сопровождения двумя мужчинами. (Абидин. Хадия, 140; Хаскафи. Дурр мухтар, Ибн Абидин. Радд мухтар, 1:545–546)
[14] То есть, если они покинут его до первого земного поклона, молитва станет недействительной, поэтому он совершает вместо этого четыре ракаата зухра. (Абидин. Хадия, 140; Ибн Абидин. Радд мухтар, 1:545–546; Халяби. Мультака, Зеда. Маджма анхур, 1:168)
[15] Один раз сказать «субха́налла́х» (тасбиха) или «ля́ иля́ха иллялла́х» (тахлиля). То же самое относится к однократному произнесению «альхамдулилля́х» (тахмида). Но ограничиваться лишь одной из этих фраз является неугодным. Как говорил Ибн Абидин, это, похоже, несколько неугодно, что является мнением имама Тахтави. (Шурунбулали. Мараки фалях, Тахтави. Хашия «Мараки фалях», 2:127; Абидин. Хадия, 139; Хаскафи. Дурр мухтар, Ибн Абидин. Радд мухтар, 1:543)
[16] Это, впрочем, не является условием ее действительности. Кроме того, неугодным является излишне долгое проведение проповедей, а также отсутствие в них чтения хотя бы одного аята Корана, благословений в адрес пророка ﷺ и побуждения к набожности (таква). (Хаскафи. Дурр мухтар, Ибн Абидин. Радд мухтар, 1:544; Халяби. Мультака, Зеда. Маджма анхур, 1:168)
[17] Поторопиться к пятничной молитве – это фактически обязанность (фарз), (Абидин. Хадия, 141; Шурунбулали. Имдад Фаттах, 532; Ибн Абидин. Радд мухтар, 1:552) как и оставление при первом азане всего, что мешает поторопиться к ней, (Шурунбулали. Имдад Фаттах, 533; Ибн Абидин. Радд мухтар, 1:552) включая торговлю, если молитва обязательна для покупателя или продавца. Если же обе стороны освобождены от посещения, то нет греха в том, чтобы вести дела в это время. (Шурунбулали. Мараки фалях, Тахтави. Хашия «Мараки фалях», 2:133)
[18] Все, что запрещено в самой молитве, запрещено и во время проповеди. Необходимо (ваджиб) молчать и слушать проповедь. Поэтому человек не отвечает на приветствия, чихание, не велит добро и не запрещает зло, и даже не говорит «субха́налла́х». Человек не совершает мольб (дуа) и не отвечает на них «а́ми́н», кроме как сердцем. Любая форма речи во время проповеди совершенно неугодна (макрух-тахриман). И когда имам восходит на минбар, ему не следует приветствовать собравшихся. Когда он велит им направить благословения пророку ﷺ, они делают это внутри себя без произнесения слов. Им даже не следует поднимать руки во время его мольбы. (Шурунбулали. Мараки фалях, 2:135–136; Абидин. Хадия, 141; Хаскафи. Дурр мухтар, Ибн Абидин. Радд мухтар, 1:550–551)
[19] За исключением того, кто, намереваясь направиться в поездку, упустит свой караван, если исполнит пятничную молитву, и не может совершить поездку самостоятельно. (Абидин. Хадия, 141; Ибн Абидин. Радд мухтар, 1:553) В ином случае это является совершенно неугодным для тех, кому посещение обязательно (фарз), но дозволено для тех, у кого имеется правовое оправдание. (Тахтави. Хашия «Мараки фалях», 2:137)
[20] Хотя теологи более позднего времени предпочитали, чтобы имам пятничной (а также праздничной) молитвы не совершал земного поклона забывчивости, чтобы не сбить с толку большое собрание молящихся. Если он тем не менее его совершит, это действительно и не является неугодным, хотя и менее предпочтительно. (Тахтави. Хашия «Мараки фалях», 2:139; Абидин. Хадия, 140; Ибн Абидин. Радд мухтар, 1:550)
[21] То есть, когда он поднимается для восполнения пропущенных ракаатов, он совершает два ракаата, поскольку молитва остается пятничной и не преобразуется в зухр.
Автор: Имам Абу Ихляс аш-Шурунбулали
Пояснения: Шейх Фараз Хан аль-Ханафи
Из книги: «Маракиюс-саадат», стр. 113-117