Земной поклон чтения
Земной поклон чтения необходим (ваджиб)[1], но может быть отложен, если только аят не произносится в молитве.[2]
Его правовой причиной является чтение любого из четырнадцати определенных аятов, имеющихся в следующих сурах: «Аграф», «Рагд», «Нахль», «Исра», «Марьям», «Хадж», «Фуркан», «Намль», «Саджда», «Сод», «Фуссылят», «Наджм», «Иншикак» и «Икра бисми…». Но условием (необходимости земного поклона) является то, чтобы человек услышал[3] аят, даже если его произносят не на арабском, если слушатель понимает его значение.[4]
Его можно исполнить дополнительным поясным или земным поклоном в молитве (если аят произнесен в этой молитве). Достаточно и исполнения обычного поясного или земного поклона, если он совершается сразу[5] после чтения аята: на обычный поясной поклон при этом необходимо намерение земного поклона чтения, а обычный земной поклон достаточен и без такого намерения.[6]
Присоединение к коллективной молитве в ракаате, в котором имам уже прочел аят земного поклона (и уже совершил земной поклон для него), подобно присоединению к имаму в этом (земном поклоне).[7] В ином случае нужно совершить собственный земной поклон[8], если услышал аят от имама.
При многократном прочтении аята земного поклона достаточно одного земного поклона, если аят повторяется в одном и том же сидении.[9]
Если аят земного поклона прочтен до молитвы, то достаточно будет земного поклона за него внутри молитвы, но не наоборот.[10]
Рекомендуется читать его тихо, если имеется присутствующий, не уделяющий внимания.[11] Перед совершением земного поклона чтения рекомендуется встать.[12]
Для действительности земного поклона чтения требуются все условия молитвы, за исключением открывающей тахримы.
Исполняют его следующим образом: человек совершает один земной поклон между двумя такбирами, оба из которых – сунна. При этом не поднимают руки, не читают ташаххуд и не дают завершающие салямы.
Земной поклон благодарности
Имеется расхождение во мнениях относительно того, узаконен ли земной поклон благодарности (рекомендуем без неугодности) или является неугодным.[13] Если хочется выразить благодарность, следует совершить два ракаата из благодарности Совершенному и Всевышнему Аллаху.
Важное замечание о способе отведения всякого вреда и тревоги
Имам ан-Насафи и другие писали: «Кто прочтет все аяты земного поклона (их четырнадцать) в одном сидении и совершит отдельный земной поклон за каждый аят, Всевышний Аллах позаботится о всех тревогах такого человека (как в этой жизни, так и на том свете)».
Четырнадцать аятов земного поклона[14]
الْأَعْرَاف ٢٠٦ | إِنَّ ٱلَّذِينَ عِندَ رَبِّكَ لَا يَسْتَكْبِرُونَ عَنْ عِبَادَتِهِۦ وَيُسَبِّحُونَهُۥ وَلَهُۥ يَسْجُدُونَ | ١ |
الرَّعْد ١٥ | وَلِلَّـهِ يَسْجُدُ مَن فِى ٱلسَّمَـٰوَٰتِ وَٱلْأَرْضِ طَوْعًا وَكَرْهًا وَظِلَـٰلُهُم بِٱلْغُدُوِّ وَٱلْـَٔاصَالِ | ٢ |
النَّحْل ٤٩-٥٠ | وَلِلَّـهِ يَسْجُدُ مَا فِى ٱلسَّمَـٰوَٰتِ وَمَا فِى ٱلْأَرْضِ مِن دَآبَّةٍ وَٱلْمَلَـٰٓئِكَةُ وَهُمْ لَا يَسْتَكْبِرُونَ ﴿﴾ يَخَافُونَ رَبَّهُم مِّن فَوْقِهِمْ وَيَفْعَلُونَ مَا يُؤْمَرُونَ | ٣ |
الإِسْرَاء ١٠٧-١٠٩ | قُلْ ءَامِنُوا۟ بِهِۦٓ أَوْ لَا تُؤْمِنُوٓا۟ ۚ إِنَّ ٱلَّذِينَ أُوتُوا۟ ٱلْعِلْمَ مِن قَبْلِهِۦٓ إِذَا يُتْلَىٰ عَلَيْهِمْ يَخِرُّونَ لِلْأَذْقَانِ سُجَّدًا ﴿﴾ وَيَقُولُونَ سُبْحَـٰنَ رَبِّنَآ إِن كَانَ وَعْدُ رَبِّنَا لَمَفْعُولًا ﴿﴾ وَيَخِرُّونَ لِلْأَذْقَانِ يَبْكُونَ وَيَزِيدُهُمْ خُشُوعًا | ٤ |
مَرْيَم ٥٨ | أُو۟لَـٰٓئِكَ ٱلَّذِينَ أَنْعَمَ ٱللَّـهُ عَلَيْهِم مِّنَ ٱلنَّبِيِّـۧنَ مِن ذُرِّيَّةِ ءَادَمَ وَمِمَّنْ حَمَلْنَا مَعَ نُوحٍ وَمِن ذُرِّيَّةِ إِبْرَٰهِيمَ وَإِسْرَٰٓءِيلَ وَمِمَّنْ هَدَيْنَا وَٱجْتَبَيْنَآ ۚ إِذَا تُتْلَىٰ عَلَيْهِمْ ءَايَـٰتُ ٱلرَّحْمَـٰنِ خَرُّوا۟ سُجَّدًا وَبُكِيًّا | ٥ |
الْحَجّ ١٨ | أَلَمْ تَرَ أَنَّ ٱللَّـهَ يَسْجُدُ لَهُۥ مَن فِى ٱلسَّمَـٰوَٰتِ وَمَن فِى ٱلْأَرْضِ وَٱلشَّمْسُ وَٱلْقَمَرُ وَٱلنُّجُومُ وَٱلْجِبَالُ وَٱلشَّجَرُ وَٱلدَّوَآبُّ وَكَثِيرٌ مِّنَ ٱلنَّاسِ ۖ وَكَثِيرٌ حَقَّ عَلَيْهِ ٱلْعَذَابُ ۗ وَمَن يُهِنِ ٱللَّـهُ فَمَا لَهُۥ مِن مُّكْرِمٍ ۚ إِنَّ ٱللَّـهَ يَفْعَلُ مَا يَشَآءُ | ٦ |
الفُرْقَان ٦٠ | وَإِذَا قِيلَ لَهُمُ ٱسْجُدُوا۟ لِلرَّحْمَـٰنِ قَالُوا۟ وَمَا ٱلرَّحْمَـٰنُ أَنَسْجُدُ لِمَا تَأْمُرُنَا وَزَادَهُمْ نُفُورًا | ٧ |
النَّمْل ٢٥-٢٦ | أَلَّا يَسْجُدُوا۟ لِلَّـهِ ٱلَّذِى يُخْرِجُ ٱلْخَبْءَ فِى ٱلسَّمَـٰوَٰتِ وَٱلْأَرْضِ وَيَعْلَمُ مَا تُخْفُونَ وَمَا تُعْلِنُونَ ﴿﴾ ٱللَّـهُ لَآ إِلَـٰهَ إِلَّا هُوَ رَبُّ ٱلْعَرْشِ ٱلْعَظِيمِ | ٨ |
السَجْدَة ١٥ | إِنَّمَا يُؤْمِنُ بِـَٔايَـٰتِنَا ٱلَّذِينَ إِذَا ذُكِّرُوا۟ بِهَا خَرُّوا۟ سُجَّدًا وَسَبَّحُوا۟ بِحَمْدِ رَبِّهِمْ وَهُمْ لَا يَسْتَكْبِرُونَ | ٩ |
ص ٢٤-٢٥ | وَظَنَّ دَاوُۥدُ أَنَّمَا فَتَنَّـٰهُ فَٱسْتَغْفَرَ رَبَّهُۥ وَخَرَّ رَاكِعًا وَأَنَابَ ﴿﴾ فَغَفَرْنَا لَهُۥ ذَٰلِكَ ۖ وَإِنَّ لَهُۥ عِندَنَا لَزُلْفَىٰ وَحُسْنَ مَـَٔابٍ | ١٠ |
فُصِّلَتْ ٣٧-٣٨ | وَمِنْ ءَايَـٰتِهِ ٱلَّيْلُ وَٱلنَّهَارُ وَٱلشَّمْسُ وَٱلْقَمَرُ ۚ لَا تَسْجُدُوا۟ لِلشَّمْسِ وَلَا لِلْقَمَرِ وَٱسْجُدُوا۟ لِلَّـهِ ٱلَّذِى خَلَقَهُنَّ إِن كُنتُمْ إِيَّاهُ تَعْبُدُونَ ﴿﴾ فَإِنِ ٱسْتَكْبَرُوا۟ فَٱلَّذِينَ عِندَ رَبِّكَ يُسَبِّحُونَ لَهُۥ بِٱلَّيْلِ وَٱلنَّهَارِ وَهُمْ لَا يَسْـَٔمُونَ | ١١ |
النَّجْم ٦٢ | فَٱسْجُدُوا۟ لِلَّـهِ وَٱعْبُدُوا۟ | ١٢ |
الاِنْشِقَاق ٢٠-٢١ | فَمَا لَهُمْ لَا يُؤْمِنُونَ ﴿﴾ وَإِذَا قُرِئَ عَلَيْهِمُ ٱلْقُرْءَانُ لَا يَسْجُدُونَ | ١٣ |
الْعَلَق ١٩ | كَلَّا لَا تُطِعْهُ وَٱسْجُدْ وَٱقْتَرِب | ١٤ |
[1] Даже для человека в состоянии большой нечистоты, который должен совершить его после того, как станет чистым. Но он не является необходимым для ребенка, а также женщины во время месячных или послеродового кровотечения ни от прочтения, ни от прослушивания аята. (Тумурташи. Танвир абсар, Хаскафи. Дурр мухтар, 1:516)
Кроме того, совершенно неугодно (макрух-тахриман) пропускать или избегать аят земного поклона и вместо этого читать остаток суры. (Тумурташи. Танвир абсар, Хаскафи. Дурр мухтар, 1:523)
[2] Если аят произносится в молитве, земной поклон на него необходимо сделать в самой молитве, поскольку он считается ее частью. Он не может быть исполнен после нее. Поэтому завершение молитвы без земного поклона за аят является грешным. Более того, даже внутри молитвы задержка земного поклона является грехом. (Шурунбулали. Имдад Фаттах, 497–498; Хаскафи. Дурр мухтар, Ибн Абидин. Радд мухтар, 1:517–518; Касани. Бадаи санаи, 1:448)
[3] Поэтому земной поклон не будет необходимым, если человек не услышал прочтение аята, пусть даже и присутствуя на месте прочтения. (Ибн Абидин. Радд мухтар, 1:513–514) Не будет он необходим и в том случае, если услышано эхо прочтения. (Шурунбулали. Мараки фалях, 2:92; Тумурташи. Танвир абсар, 1:517) Соответственно, человек не обязан совершать земной поклон, если услышал запись аята, но должен совершить его при прямой трансляции.
[4] То есть, что касается слушания аята земного поклона:
а) если он произносится не на арабском, земной поклон не является необходимым, кроме случая, когда услышавший понял его значение;
б) если он произносится на арабском, нужно совершить земной поклон независимо от того, понят смысл или нет, кроме случая, когда услышавший не знает арабского и не знал, что это аят земного поклона.
Что же касается чтения аята земного поклона не на арабском языке, земной поклон необходим независимо от того, понят аят или нет. (Абидин. Хадия, 128; Ибн Абидин. Радд мухтар, 1:514)
[5] То есть, если человек прочтет после этого еще три дополнительных аята, обычный поясной или земной поклон уже не сможет стать исполнением земного поклона чтения. В этом случае нужно будет исполнить в молитве дополнительный поясной или земной поклон. Если три дополнительных аята – в конце суры, как в случае с сурами «Иншикак» и «Исра», обычной поясной или земной поклон все еще может быть достаточным по завершении этих трех последних аятов. (Ибн Абидин. Радд мухтар, 1:519) В целом, наиболее предпочтительным является немедленный дополнительный земной поклон. (Абидин. Хадия, 129)
[6] Если имам в тихой молитве прочтет аят земного поклона, ему следует исполнить обязанность обычным земным поклоном молитвы. В ином случае для него является неугодным чтение такого аята в тихой молитве, поскольку он в результате либо пропустит необходимый земной поклон, либо совершит дополнительный земной поклон, который, в свою очередь, собьет с толку молящихся за имамом. (Абидин. Хадия, 135; Хаскафи. Дурр мухтар, Ибн Абидин. Радд мухтар, 1:519)
[7] Поэтому ему не нужно совершать земной поклон за него ни в молитве, ни вне ее. (Шурунбулали. Мараки фалях, Тахтави. Хашия «Мараки фалях», 2:100; Абидин. Хадия, 130; Хаскафи. Дурр мухтар, Ибн Абидин. Радд мухтар, 1:518)
[8] То есть, если он пропустит этот ракаат, услышав при этом данный аят земного поклона от имама, ему нужно будет совершить собственный земной поклон вне молитвы. (Хаскафи. Дурр мухтар, Ибн Абидин. Радд мухтар, 1:518)
[9] Нужно совершить отдельный земной поклон, если будет прочтен другой аят земного поклона, пусть даже в одном и том же сидении. Если же в одном сидении повторяется один и тот же аят, достаточно одного земного поклона. Если аят повторяется в разных сидениях, необходимо сделать по одному земному поклону за каждое сидение. С правовой точки зрения, смена сидения может быть по факту или по сути:
а) Смена сидения по факту произойдет, если человек сдвинется на три или более шага при нахождении за пределами помещения в открытой местности. Двух шагов и менее того недостаточно для этого. Если человек находится в помещении, смена сидения по факту происходит при переходе в иную комнату. Она также происходит при покидании мечети. Но при этом одна комната или мечеть считается одной областью, перемещение внутри которой не приводит к смене сидения.
б) Смена сидения по сути произойдет, если человек займется посторонним действием между чтениями. Например, если он съест три кусочка еды или более того или сделает три или более глотка напитка, или скажет три или более слова. Меньшее, чем это, не приводит к смене сидения. Не приводит к этому и поминание Аллаха (зикр), вставание, усаживание, молчание во время сидения, даже если это длится долго. (Шурунбулали. Мараки фалях, Тахтави. Хашия «Мараки фалях», 2:102–105; Абидин. Хадия, 131–132)
[10] То есть, если аят прочтен в молитве, земной поклон за него должен быть совершен внутри этой молитвы, не вне ее. (Абидин. Хадия, 130; Тумурташи. Танвир абсар, Хаскафи. Дурр мухтар, 1:518)
[11] Если он не знает, готовы ли окружающие совершить земной поклон или чувствует, что это будет трудно для них, ему следует прочесть его тихо. Если присутствующий занят другим делом и потому не слышит чтение, земной поклон для него необходимым не будет. (Абидин. Хадия, 133)
[12] И, согласно некоторым, встать еще и после его совершения. (Хаскафи. Дурр мухтар, 1:515)
[13] Мнение, на которое полагаются, и которое используется для фетвы, состоит в том, что он, в целом, рекомендован, особенно при получении явного блага или защиты от беды, но неугоден, например, после молитвы, чтобы невежды не подумали, будто он необходим (ваджиб) или является сунной. (Абидин. Хадия, 135; Хаскафи. Дурр мухтар, Ибн Абидин. Радд мухтар, 1:524)
[14] Эти аяты перечислены здесь по двум причинам:
а) чтобы указать на эти аяты с точки зрения ханафитского мазхаба, поскольку имеется разногласие с шафиитским мазхабом в отношении аята (22:77), который, согласно ханафитам, не относится к аятам земного поклона (а потому и не приводится здесь), но является таковым, согласно шафиитам. Есть также разногласие в отношении аятов (38:24–25): обязанность земного поклона настает, согласно более весомой позиции ханафитского мазхаба, после чтения 25-го аята, как приводится выше, или, согласно иным специалистам мазхаба, после чтения 24-го аята, или, согласно шафиитам, ни тот, ни другой аяты не являются аятами земного поклона. Многие современные экземпляры Корана основаны на шафиитском мазхабе, поэтому ханафитам стоит обратить внимание на приведенный выше список;
б) чтобы облегчить читателю рекомендацию имама ан-Насафи и др., о которой писал имам Шурунбулали: «Кто прочтет все аяты земного поклона (их четырнадцать) в одном сидении и совершит отдельный земной поклон за каждый аят, Всевышний Аллах позаботится о всех тревогах такого человека (как в этой жизни, так и на том свете)».
Как говорят имамы Шурунбулали и Ибн Абидин, следует обратить внимание на эту практику и иметь сильное стремление изучить ее и обучать ей других. Многие имамы, включая Камаля ибн Хумама, передавали этот совет в своих комментариях. Имам Тахтави полагал, что предпочтительнее делать земной поклон для каждого аята сразу после его прочтения, хотя можно и совершить все 14 земных поклонов по прочтении всех 14 аятов, что выглядит ближе к утверждению имама Насафи. В любом случае ни тот, ни другой способ неугодным не считается. (Шурунбулали. Мараки фалях, Тахтави. Хашия «Мараки фалях», 2:110–111; Абидин. Хадия, 135; Хаскафи. Дурр мухтар, Ибн Абидин. Радд мухтар, 1:523–524)
Автор: Имам Абу Ихляс аш-Шурунбулали
Пояснения: Шейх Фараз Хан аль-Ханафи
Из книги: «Маракиюс-саадат», стр. 110-113