Фетвы Фикх

Имам аш-Шурунбулали: Восхождение к блаженству (23)

Земной поклон забывчивости

За пропуск одного или нескольких необходимых (ваджиб) элементов[1] молитвы вследствие невнимательности (или забывчивости) необходимо (ваджиб) совершить два земных поклона, а также дополнительный ташаххуд и два саляма.[2]

Является сунной совершение земного поклона забывчивости после первого саляма. Если же он будет исполнен до саляма, это несколько неугодно (макрух-танзихан).

Человек освобождается от совершения земного поклона забывчивости, если наступает время, в котором молитвы неугодны, – например, изменение солнца (после асра), – или истекает время, и молитва будет нарушена, – например, при восходе (для фаджра).

Если человек полагает, что завершил четырехракаатную молитву, и встает (после завершающих салямов), но тут понимает, что был в первом сидении (совершив лишь два ракаата), ему следует завершить молитву[3] и далее исполнить земной поклон забывчивости. Если кто-то еще присоединится к его молитве, это будет действительным.

Если человек начинает подниматься на третий ракаат (в трех- или четырехракаатной молитве), но тут понимает, что не совершил первое сидение, ему в этом случае следует вернуться к сидению.[4] То же правило касается последнего сидения (то есть он возвращается к нему в случае пропуска), если он еще не исполнил земной поклон. Если же он перешел в земной поклон лишнего ракаата, его обязательная (фарз) молитва будет недействительной (и станет добровольной). Ему далее следует добавить еще один ракаат, чтобы лишние два ракаата образовали для него (дополнительную) добровольную молитву, и исполнить земной поклон забывчивости.[5]

Если человеку нужно было совершить земной поклон забывчивости, но он вместо этого произнес два завершающих саляма, после чего к его молитве присоединился другой человек в качестве последователя, присоединение последователя будет действительным лишь в том случае, если он (тот, кто изначально молился) совершит земной поклон забывчивости.

Для того, кто не испытывает частых сомнений[6] в молитве, сомнение в молитве аннулирует ее. Если же они часты, ему следует произвести обоснованную оценку (тахарри) (и придерживаться ее).[7] В ином случае ему следует предполагать меньшее количество и садиться после каждого ракаата, который может быть последним.[8]

Пояснения

[1] Соответственно, нет земного поклона забывчивости за пропуск сунны (Маусили. Ихтияр, 1:111), а также за пропуск рукна, поскольку пропуск рукна аннулирует всю молитву. (Шурунбулали. Мараки фалях, 2:60) Нет также земного поклона забывчивости и за пропуск поминания (зикра), кроме пропуска необходимого элемента чтения Корана (см. стр. 76), части любого ташаххуда или всего ташаххуда и полного пропуска кунута в витре. (Маусили. Мухтар, 1:111; Тахтави. Хашия «Мараки фалях», 2:60; Зейляи. Табьин хакаик, 1:193–194)

Примеры случаев, когда земной поклон забывчивости необходим:

– совершение лишнего рукна молитвы (например, лишний поясной или земной поклон, лишнее стояние или сидение); (Маусили. Ихтияр, 1:111)

– произнесение аята Корана в поясном поклоне, стоянии после него, сидении или земном поклоне; (Маусили. Мухтар, 1:111; Халяби. Мультака, 1:148)

– забыли произнести пусть даже один аят из «Фатихи» или хотя бы три аята или их эквивалент после «Фатихи» в первом или втором ракаате;

– повторение «Фатихи» в одном из этих ракаатов;

– прочтение полного аята Корана перед «Фатихой»; (Тахтави. Хашия «Мараки фалях», 2:60)

– если не встали сразу после завершения ташаххуда в первом сидении, это тоже приводит к необходимости земного поклона забывчивости, то есть, если человек остается сидеть после этого ташаххуда в течение времени произнесения «Алла́хумма солли ‘аля́ Мухаммад», земной поклон забывчивости станет необходимым (но сидение в течение меньшего времени будет извинено); (Хаскафи. Дурр мухтар, Ибн Абидин. Радд мухтар, 1:313, 498; Зейляи. Табьин хакаик, 1:193)

– если имам коллективной молитвы читал громко в ракаате тихого чтения или же читал тихо в ракаате громкого чтения (см. стр. 77), то необходим земной поклон забывчивости (но менее одного аята Корана извиняется); (Тахтави. Хашия «Мараки фалях», 2:60–61; Маусили. Ихтияр, 1:111; Ибн Абидин. Радд мухтар, 1:498; Зейляи. Табьин хакаик, 1:194)

– если в любой части молитвы человек молчал в течение времени, достаточного для трехкратного размеренного произнесения «Субха́налла́х», думая в это время (даже если и о самой молитве или упущении во время нее) или будучи невнимательным, то земной поклон необходим (но, если во время дум или невнимательности он продолжает устно производить поминание любого рода, пусть даже и чтение Корана, то земной поклон не будет необходим). (Шурунбулали. Мараки фалях, Тахтави. Хашия «Мараки фалях», 2:76–77)

Последователь в коллективной молитве никогда не производит земного поклона забывчивости, если только его не сделает имам – тогда он должен следовать за имамом. Если последователь допустит какие-нибудь ошибки, требующие в обычном случае земного поклона, они извиняются. Опоздавший производит земной поклон вместе со своим имамом независимо от того, была ли допущена ошибка до или после его присоединения. Если опоздавший сам допустит ошибку при восполнении пропущенных им ракаатов, тогда он совершит собственный земной поклон по окончании своей молитвы. (Абидин. Хадия, 124; Хаскафи. Дурр мухтар, Ибн Абидин. Радд мухтар, 1:498–499)

[2] Поэтому, даже если человек случайно пропустит все необходимые (ваджиб) элементы молитвы, это не будет грехом, и нужно будет лишь однократно совершить земной поклон забывчивости, состоящий из двух земных поклонов, за которыми следует исполнение дополнительного ташаххуда и двух салямов. Таковы необходимые (ваджиб) элементы самого земного поклона забывчивости. Суннами же земного поклона забывчивости являются: совершить указанное после первого (обычного) саляма молитвы, направить благословения пророку (саллаллаху алейхи уа саллям) и исполнить завершающую мольбу (дуа) после дополнительного ташаххуда в сидении, следующем за земным поклоном забывчивости.

То есть, если человек пропустит один или несколько обязательных (ваджиб) элементов молитвы, ему следует продолжить молитву вплоть до последнего сидения в конце последнего ракаата. В этом сидении он читает лишь обычный ташаххуд. Далее он дает один салям, поворачивая голову направо. После этого он совершает два дополнительных земных поклона и садится на второе последнее сидение, в котором произносит ташаххуд, благословения пророку (саллаллаху алейхи уа саллям) и завершающее дуа. За этим дуа следуют два саляма для завершения молитвы.

Но если один или несколько обязательных (ваджиб) элементов молитвы будут пропущены умышленно и без уважительной причины, то это будет грехом. В таком случае земной поклон забывчивости не совершают. Вместо этого для исправления упущения в молитве необходимо (ваджиб) повторять всю молитву. То же правило применяется, если совершено нечто совершенно неугодное (макрух-тахриман), связанное с молитвой (см. соответствующий раздел на стр. 84). В любом случае, если он не повторит эту молитву до истечения времени, он тем самым совершит другой грех. После этого, согласно Ибн Абидину, повторение молитвы остается для него необходимым (ваджиб), а, по мнению имамов Хаскафи и Тахтави, оно будет лишь рекомендуемым. (Абидин. Хадия, 124; Шурунбулали. Мараки фалях, Тахтави. Хашия «Мараки фалях», 2:59–61; Хаскафи. Дурр мухтар, Ибн Абидин. Радд мухтар, 1:486–487)

[3] То есть ему следует продолжить молитву и совершить ее последние два ракаата. Это является возможным, если он еще не совершил действия, противоречащего молитве, такого, как, например, прием пищи или разговор – имеется в виду, произнесение тех слов, которые в обычном случае аннулируют молитву (см. стр. 82), в то время как слова поминания и чтение Корана извиняются. Отворачивание торса от направления киблы тоже не дает возможности продолжить молитву. (Абидин. Хадия, 126; Хаскафи. Дурр мухтар, Ибн Абидин. Радд мухтар, 1:505; Шурунбулали. Имдад Фаттах, 492; Шаляби. Комментарий к «Табьин Хакаик» Зейляи, 1:199)

[4] Если человек еще не встал полностью, ему необходимо (ваджиб) вернуться к сидению:

а) если он во время такого возвращения был ближе к сидячей позиции (то есть его колени на момент понимания и возвращения обратно были еще согнуты), ему не нужно совершать земной поклон забывчивости;

б) если же он, когда вспомнил о сидении, был ближе к стоянию (то есть его ноги распрямились, но спина еще была согнута), то он все равно возвращается к сидению, но впоследствии должен совершить земной поклон забывчивости.

Если же спина тоже распрямилась, то, значит, он полностью встал, поэтому ему нельзя возвращаться к сидению. Вместо этого он завершает молитву (так и не исполнив первого сидения) и совершает земной поклон забывчивости.

Если он полностью встал, но, несмотря на это, вернулся к сидению до завершения молитвы, то его молитва остается действительной, хотя он и совершил тем самым грех. (Абидин. Хадия, 125; Шурунбулали. Мараки фалях, 2:66–68; Хаскафи. Дурр мухтар, Ибн Абидин. Радд мухтар, 1:499–500; Шурунбулали. Имдад Фаттах, 486–487)

[5] То есть, как только он совершает первый земной поклон пятого ракаата (добавился лишний ракаат) после пропуска последнего сидения в четвертом ракаате, вся молитва автоматически преобразуется в добровольную молитву из четырех ракаатов. Теперь, будучи посреди пятого ракаата, он, если хочет, может добавить шестой ракаат, чтобы совершить вторую дополнительную молитву, состоящую из двух ракаатов. Но в любом случае по завершении этой молитвы ему нужно будет исполнить обязательную (фарз) молитву, которую он изначально и совершал. То же правило касается и лишнего ракаата в фаджре (третьего по счету) и магрибе (четвертого по счету ракаата). Впрочем, в отношении магриба действует исключение: второй лишний ракаат к нему не добавляют, чтобы общее количество ракаатов было четным (равно четырем). Кроме того, вопреки написанному выше, молящийся, согласно более веской позиции, не совершает после этого земной поклон забывчивости. (Абидин. Хадия, 125; Шурунбулали. Мараки фалях, Тахтави. Хашия «Мараки фалях», 2:69–71; Шурунбулали. Имдад Фаттах, 488–489; Хаскафи. Дурр мухтар, Ибн Абидин. Радд мухтар, 1:501–502)

[6] Это правило применимо к случаю, когда человек впервые во взрослой жизни испытывает во время молитвы сомнение о количестве совершаемых ракаатов, например, он не уверен, два или три ракаата он исполнил. Сомнение в данном контексте подразумевает эквивалентность двух возможностей, то есть вероятность их оценивается как 50 на 50 без предпочтения одной из возможностей. Но, если такое сомнение появилось после завершения молитвы – или после пребывания в последнем сидении в течение времени, которое занимает произнесение ташаххуда (то есть после завершения последнего рукна), – тогда сомнение не учитывается и не приводит ни к каким последствиям. В расчет принимается лишь обоснованная уверенность. (Хаскафи. Дурр мухтар, Ибн Абидин. Радд мухтар, 1:505–506; Шурунбулали. Имдад Фаттах, 494; Шурунбулали. Мараки фалях, Тахтави. Хашия «Мараки фалях», 2:78–79; Абидин. Хадия, 126)

[7] Согласно мнению большинства теологов, частое появление сомнения устанавливается при втором его появлении во взрослой жизни. Важно также, чтобы в случае сомнения в молитве человек не прерывал устное поминание или чтение Корана во время размышления и обоснованной оценки. Это делается для того, чтобы не привести к необходимости земного полона забывчивости из-за молчания в течение времени, достаточного для трехкратного размеренного произнесения «субха́налла́х» (см. пояснение № 379 на стр. 107). (Хаскафи. Дурр мухтар, Ибн Абидин. Радд мухтар, 1:505–506; Абидин. Хадия, 126–127)

[8] То есть, если он не может сделать оценку, он предполагает меньшее количество ракаатов, но при этом исполняет сидение после каждого ракаата, поскольку каждый ракаат может быть четным, и в конце молящийся совершает земной поклон забывчивости. (Хаскафи. Дурр мухтар, Ибн Абидин. Радд мухтар, 1:506–507; Шурунбулали. Мараки фалях, Тахтави. Хашия «Мараки фалях», 2:80–82; Шурунбулали. Имдад Фаттах, 495)

Автор: Имам Абу Ихляс аш-Шурунбулали
Пояснения: Шейх Фараз Хан аль-Ханафи
Из книги: «Маракиюс-саадат», стр. 107-110

Print Friendly, PDF & Email

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *