Восполнение (каза) пропущенных молитв
Сохранение верного порядка между пропущенной молитвой и текущей предписанной молитвой, а также между самими пропущенными молитвами, является важным (мустахак).[1]
Но данный порядок более не является необходимым при одной из следующих трех ситуаций:
а) если рекомендованное[2] время (для текущей предписанной молитвы) вот-вот пройдет (в этом случае человек совершает текущую предписанную молитву до восполнения пропущенной);
б) забывчивость;[3]
в) если количество пропущенных предписанных молитв, за исключением витра, становится равным шести (или более).
Поэтому то, что человек исполняет (из текущих предписанных молитв), даже витр, недействительно, хотя и «подвешено».[4]
Указание конкретной молитвы не является нужным (в намерении восполнения пропущенной молитвы); достаточно принять намерение, скажем, на зухр- или иша-молитву, которую человек должен.[5] Это правило относится и к посту.
Кто не переселился в мусульманские земли после принятия ислама, является оправданным (от обязанности восполнения пропущенных молитв и дней поста) из-за незнания им шариата.[6]
Пояснения
[1] То есть по сути обязанность (фарз-амали): это означает, что при неисполнении по порядку сами молитвы будут недействительными. (Шурунбулали. Мараки фалях, 2:34; Шурунбулали. Имдад Фаттах, 458; Хаскафи. Дурр мухтар, Ибн Абидин. Радд мухтар, 1:487)
[2] Впрочем, как пояснял Ибн Абидин, все три ханафитских имама (Абу Ханифа, Абу Юсуф и Мухаммад) считали, что учитывается истечение всего периода молитвы, а не только лишь рекомендованного времени. На данное мнение и следует полагаться. (Ибн Абидин. Радд мухтар, 1:488)
[3] То есть, если человек забыл, что пропустил молитву (молитвы), из-за чего и стал совершать текущую обязательную молитву, он в этом случае не обязан восполнять эту текущую обязательную молитву, когда вспомнит о пропущенной молитве (молитвах). (Хаскафи. Дурр мунтака, 1:146)
Например, если человек совершает витр, думая, что исполнил иша-молитву, а затем вспоминает, что ее он на самом деле не исполнил, тогда ему нужно совершить только иша-молитву, а витр повторять не надо. То же правило применяется, если человек совершил зухр, а затем и аср, и тут вспомнил, что зухр (и только он) был совершен без омовения. В этом случае нужно только повторить зухр, не аср. (Ибн Абидин. Радд мухтар, 1:489)
[4] Имеется в виду следующее: если ни одной из трех ситуаций нет – то есть человек совершает текущие обязательные молитвы, и каждую из них исполняет не тогда, когда время для нее вот-вот завершится, и при этом он помнит о пропущенных молитвах, которых менее шести, – в этом случае то, что он исполнит из числа текущих молитв, обязательных или витра, будет недействительным, но при этом «подвешенным». «Подвешенное» означает, что потенциально это может стать действительным. Это случается по истечении пятой обязательной молитвы после пропущенной молитвы (чтобы суммарно их стало шесть, не считая витра): в этом случае все пять «подвешенных» молитв становятся действительными. Если же он восполняет пропущенную молитву до истечения пятой молитвы после пропущенной молитвы, тогда все эти текущие обязательные молитвы считаются добровольными (нафль) по описанию, и ему нужно восполнить их всех для исполнения обязанности. (Шурунбулали. Мараки фалях, Тахтави. Хашия «Мараки фалях», 2:37; Шурунбулали. Имдад Фаттах, 460; Халяби. Мультака, Зеда. Маджма анхур, 1:144; Зейляи. Табьин хакаик, 1:190; Хаскафи. Дурр мухтар, Ибн Абидин. Радд мухтар, 1:491)
Например, если он пропускает в понедельник фаджр, а затем, помня о пропуске, совершает оставшиеся молитвы этого дня, то эти молитвы (зухр, аср, магриб, иша, витр) недействительны, но «подвешены». Если он восполнит фаджр понедельника до восхода вторника, эти молитвы будут признаны добровольными, и их всех нужно будет восполнить (в их правильном порядке) для исполнения их обязанности. Если же он не восполнит фаджр понедельника до восхода вторника, тогда эти другие молитвы будут признаны действительными (на восходе), и ему нужно будет восполнить лишь фаджр понедельника. (Хаскафи. Дурр мухтар, 1:491) Витр уникален в том, что его нужно исполнить по порядку, но при этом он не учитывается в данном правиле шести пропущенных молитв, освобождающих человека от обязанности верного порядка. (Шурунбулали. Имдад Фаттах, 460)
[5] То есть, если, скажем, пропущено много зухр-молитв, человеку не требуется указывать конкретный день, за который он восполняет молитву, например, «зухр воскресенья 9-го мая 2004 года» или даже «наиболее ранняя (или, наоборот, поздняя) из зухр-молитв, которые я должен». Достаточно намерения на «зухр-молитву, которую я должен». Такое мнение указывается в книге «Канз дакаик» Насафи. Оно же считается имамом Шурунбулали (см. Шурунбулали. Мараки фалях, 2:40) и др. более веским. То же правило применяется и к дням поста рамазана, как об этом говорится в тексте.
Другое мнение мазхаба состоит в том, что для действительности восполнения требуется некоторая конкретизация: либо посредством указания конкретного дня, либо, например, намерением на «наиболее раннюю (или, наоборот, позднюю) из зухр-молитв, которые я должен». Данное мнение является более осторожным, и потому следует поступать в соответствии с ним. Впрочем, первое мнение является действительным, а значит, допустимо для следования.
[6] Данное правило, впрочем, не применяется, если исламские знания доступны в его местности. (Ибн Абидин. Радд мухтар, 1:493–494) И именно так сейчас обстоит дело с большей частью современного мира.
Автор: Имам Абу Ихляс аш-Шурунбулали аль-Ханафи
Пояснения: Шейх Фараз Хан аль-Ханафи
Книга: «Маракиюс-саадат фи ильмаит-таухид уаль-‘ибадат»