Молитвы, являющиеся выделенными[1] суннами
Двухракаатные:
а) до фаджр-молитвы[2];
б) после зухра;
в) после магриба;
г) (после иша-молитвы).
Четырехракаатные[3]:
а) перед зухр-молитвой;
б) перед пятничной молитвой;
в) после пятничной молитвы.
Все эти четырехракаатные молитвы исполняются с одним набором салямов. Поэтому, если человек разделит их (на две молитвы по два ракаата), он тем самым не исполнит сунну, это будут лишь добровольные молитвы.
Рекомендуемые (мустахаб) молитвы (невыделенные сунны) – следующие:
а) четыре ракаата до аср-молитвы;
б) (четыре ракаата) перед иша-молитвой;
в) (четыре ракаата) после иша-молитвы;
г) шесть ракаатов после магриба (с тремя наборами салямов).[4]
Следующие молитвы являются обычными (не выделенными) суннами:
а) два ракаата приветствия мечети перед тем, как сесть[5], в любое время, в которое совершение молитвы не является неугодным (см. стр. 68–69);
б) два ракаата после омовения до того, как части тела высохнут;
в) от четырех до двенадцати ракаатов позднеутренних[6] (духа) молитв;
г) все добровольные (нафль) молитвы;
д) молитва принятия решения (истихара) (стр. 194);
е) молитва нужды (хаджат) (стр. 195);
ж) молитва в две предпраздничные ночи;
з) ночная молитва в последние десять ночей рамазана;
и) ночная молитва в первые десять ночей зульхиджи;
к) ночная молитва в середине шаабана (15 шааббана).
Примечание
[1] Под словом «выделенные» подразумевается, что эти молитвы близки к необходимым (ваджиб) по нормам в отношении греха, поскольку пропуск выделенной сунны (если осуществляется упорно без уважительной причины) приводит к серьезной вине и заблуждению. (Ибн Абидин. Радд мухтар, 1:452)
[2] Согласно веской позиции, данная молитва – самая выделенная из всех молитв, являющихся сунной. Впрочем, некоторые считали ее даже необходимой (ваджиб), из-за чего, в отличие от других сунн и обычных добровольных молитв, ее нельзя без уважительной причины исполнять сидя или в транспортном средстве за пределами города. Кроме того, это единственная сунна-молитва, которую в случае пропуска можно восполнить по истечении времени (Хаскафи. Дурр мухтар, Ибн Абидин. Радд мухтар, 1:453–454), но лишь в случае, если пропущена и обязательная фаджр-молитва. В таком случае сунна-молитва может восполняться только в период после восхода (не включая промежуток длительность примерно в 15-20 минут, когда совершение молитв неугодно) до зенита (заваля).
[3] Все четырехракаатные сунна-молитвы, как выделенные, так и не выделенные, исполняются с одним набором завершающих салямов. В четырехракаатных молитвах выделенной сунны в первом сидении произносят лишь ташаххуд, а третий ракаат начинают с басмали и «Фатихи». В молитвах невыделенной сунны в первом сидении после ташаххуда перед тем, как подняться на третий ракаат, произносят благословение в адрес пророка ﷺ, а третий ракаат начинают с открывающей мольбы (саны) и обращения за защитой (тааввуза) до басмали и «Фатихи». (Шурунбулали. Мараки фалях, 1:532; Абидин. Хадия, 101; Шурунбулали. Имдад Фаттах, 405; Тумурташи. Танвир абсар, Хаскафи. Дурр мухтар, 1:454)
[4] Два ракаата выделенной сунны после магриба могут быть учтены как часть этих шести ракаатов. (Абидин. Хадия, 100)
[5] То есть их лучше исполнить до того, как человек сядет. Кроме того, любая иная молитва – обязательная, сунна или др. – исполняет данную сунну приветствия мечети. Она исполняется и вступлением человека в мечеть с намерением молитвы в коллективе, если человек совершает коллективную молитву сразу по вступлении в мечеть. Если нужно входить в мечеть несколько раз за день, совершение данной молитвы один раз в этот день исполнит сунну на каждый вход. Если эту молитву человек совершить не может – по любой причине, например, из-за того, что в это время неугодно исполнять молитву, или же из-за состояния нечистоты, – тогда рекомендуется вместо этого прославить Аллаха и направить благословения пророку ﷺ. (Тахтави. Хашия «Мараки фалях», 1:536; Хаскафи. Дурр мухтар, Ибн Абидин. Радд мухтар, 1:456–457)
[6] То есть от периода после восхода (и сопутствующего ему времени в течение примерно 15-20 минут, когда молитвы неугодны) и до зенита (заваля). (Хаскафи. Дурр мухтар, 1:459)
Автор: Имам Абу Ихляс аш-Шурунбулали аль-Ханафи (1586–1659)
Примечание: Шейх Фараз Хан аль-Ханафи
Книга: «Маракиюс-саадат фи ильмаит-таухид уаль-‘ибадат».