Молитва больного
Если больному сложно или невозможно[1] стоять в молитве, он может совершать обязательные (фарз) молитвы сидя[2], но при этом исполняя поясной поклон (наклоном головы и спины) и земной поклон (как обычно, на землю). Если и это (совершение обычных земных поклонов) невозможно (или весьма затруднительно), то он молится движениями головы (склоняя шею для каждого поклона), делая движение головой ниже для земного поклона, чем для поясного.[3]
Если сидение невозможно (или весьма затруднительно)[4], он может молиться движениями головы, лежа на спине или боку (лицо при этом обращено к кибле).[5] Если он не может совершать движения головой (тогда он не молится), и это состояние длится (полные) день и ночь, тогда, согласно мнению большинства теологов, он освобождается от этих обязательных молитв (то есть ему не нужно их потом восполнять). Другие теологи, впрочем, полагали, что ему нужно восполнить их по выздоровлении.[6]
Если человек теряет сознание или разумность на время пяти (обязательных) молитв (или менее того), он должен восполнить их по выздоровлении. Если на большее время[7], то он этого не делает.
Освобождение от обязанности молитвы и поста
Если больной человек, который не способен держать обязательный пост и исполнять обязательные молитвы движениями головы, умирает, или же путник умирает в поездке (в течение которой он пропустил дни поста) – и в обоих случаях смерть произошла до достижения альтернативных дней[8], – то ни одному из них не требуется в своем завещании оставлять завещательное распоряжение для искупительного платежа (фидьи) (за пропущенные молитвы или дни поста).
Если оба они (выздоровевший больной и бывший путник, пребывающий на месте, как минимум, 15 дней) были способны молиться или поститься, но не восполнили пропущенное (до смерти), то оба они должны в завещании оставить завещательное распоряжение для искупительного платежа в размере половины саа (2,2 кг)[9] пшеницы или полного саа (4,4 кг) ячменя, или соответствующего денежного эквивалента за каждую пропущенную обязательную (фарз) молитву, даже витр[10], и за каждый пропущенный день поста.[11] Эти деньги следует взять с трети оставленного им имущества (до разделения наследства).[12]
Если его наследник или некто другой (третье лицо) добровольно заплатит за него, это будет действительно на сумму, возложенную на него. Если части (то есть третьей части имущества умершего) недостаточно для этого, то исполнитель завещания может заплатить неимущему (факиру) с намерением искупления и его уплаты, а затем взять обратно уплаченное; в результате умерший станет освобожден на эквивалентное количество молитв и дней поста.[13]
Будет действительной оплата искупительного платежа (фидьи) за многочисленные молитвы (или дни поста) полностью одному неимущему (факиру), в отличие от искупления за нарушение клятвы и т. п.[14]
Человек не может исполнять молитвы за другого (поскольку это не будет тому засчитано), и это не уменьшит сумму искупительного платежа за пропущенные молитвы.[15]
Искупительный платеж уплачивается исключительно неимущим (факирам), а (надеемся) Аллах, по Своей безграничной милости, простит грехи Своего умершего раба.
Примечание
[1] Вследствие, например, сильной боли при стоянии или опасения, что из-за стояния болезнь ухудшится или выздоровление затянется. Все правовые послабления, связанные с опасениями, касаются тех опасений, которые основаны на реальных причинах, а не на иллюзиях. К реальным причинам относятся:
а) прошлый опыт;
б) ясный и очевидный случай;
в) медицинское мнение умелого врача-мусульманина, не являющегося фасиком (открытым грешником). (Шурунбулали. Мараки фалях, Тахтави. Хашия «Мараки фалях», 2:20; Шурунбулали. Имдад Фаттах, 448; Хаскафи. Дурр мухтар, Ибн Абидин. Радд мухтар, 1:508)
[2] Он может сидеть так, как ему наиболее удобно, даже, например, скрестив ноги. Но если он может стоять, пусть даже и опираясь о стену или опору, то он так и должен сделать. Данная обязанность стояния будет применяться, если он способен на это хоть на некоторое время без чрезмерных трудностей, даже если лишь в течение времени для произнесения открывающей тахримы и одного аята, после чего он может сесть на оставшуюся часть молитвы, как говорилось выше. В любом случае, может он стоять или нет, и поясной, и земной поклоны должны исполняться: поясной поклон – наклоном спины, земной – постановкой лба и твердой части носа на землю. Если он может исполнять настоящий земной поклон как указано, но молится движениями головы, его молитва недействительна. (Шурунбулали. Мараки фалях, 2:21; Абидин. Хадия, 114; Хаскафи. Дурр мухтар, Ибн Абидин. Радд мухтар, 1:509)
[3] Он должен склонять шею и для поясного, и для земного поклонов, но не обязан усложнять и наклонять шею как можно ниже. Достаточно будет и легкого наклона шеи для каждого поклона, если для земного поклона ее наклон ниже, чем для поясного. Если же это не так, то молитва недействительна. Он также не поднимает к лицу никакого предмета для осуществления земного поклона на нем, поскольку это совершенно неугодно. Он может молиться движениями головы сидя или стоя, но предпочтительнее – сидя. (Шурунбулали. Мараки фалях, Тахтави. Хашия «Мараки фалях», 2:21–22; Шурунбулали. Имдад Фаттах, 449–450; Хаскафи. Дурр мухтар, Ибн Абидин. Радд мухтар, 1:509–510)
[4] И при этом человек не может без чрезмерных трудностей сидеть, даже опираясь или прислоняясь к опоре. Если же он может сидеть, но не сидит, молитва недействительна. (Шурунбулали. Мараки фалях, 2:23; Шурунбулали. Имдад Фаттах, 450; Ибн Абидин. Радд мухтар, 1:510)
[5] Лучше это делать лежа на спине, а не на боку, хотя оба варианта действительны. Если человек лежит на спине, под голову следует положить подушку или т. п. для обращения лица к кибле, а не к небу, так, чтобы человек мог наклонять шею для настоящих движений головы. Кроме того, в идеале ему следует согнуть колени, если он может сделать это без чрезмерных трудностей, чтобы ноги не были протянуты к кибле, поскольку такая поза, в целом, несколько неугодна для человека, способного ее избежать. (Шурунбулали. Мараки фалях, 2:23–24; Шурунбулали. Имдад Фаттах, 450–451; Хаскафи. Дурр мухтар, Ибн Абидин. Радд мухтар, 1:510)
[6] Первое мнение, согласно которому он освобождается от восполнения данных молитв, является более веским, и фетва дается по этому мнению. Но, если такое состояние длилось в течение пяти периодов молитв или менее того, данные молитвы нужно будет восполнить по восстановлении. В любом случае человек не молится движениями глаз, бровей или только сердцем (разумом). Если он так делает, это не является действительной молитвой. (Шурунбулали. Мараки фалях, 2:24–25; Шурунбулали. Имдад Фаттах, 452–453; Тумурташи. Танвир абсар, Хаскафи. Дурр мухтар, Ибн Абидин. Радд мухтар, 1:510–511)
[7] То есть как в случае невозможности совершать движения головой, так и в данном случае потери сознания, освобождение от обязанности восполнения пропущенных молитв настает при истечении шестой пропущенной молитвы. (Шурунбулали. Мараки фалях, 2:26; Шурунбулали. Имдад Фаттах, 454)
[8] То есть данное правило действует при условии, что не были достигнуты альтернативные дни (иными словами, больной до смерти так и не восстановился, а путник до смерти так и не стал резидентом на достаточное количество дней для восполнения пропущенного). Путник становится резидентом либо посредством вступления в границы города своего обычного местожительства, либо оставшись в другом месте, как минимум, на 15 дней. (Шурунбулали. Имдад Фаттах, 455)
[9] В современных книгах имеются некоторые расхождения в отношении того, чему эквивалентна половина саа: приводятся варианты от 1,7 до 2,5 кг. Многие современные теологи считают, что речь идет, как минимум, о 2 кг. В данном же переводе использован вариант 2,2 кг в соответствии с тем, чему учил наш учитель, шейх Ахмад Джаммаль.
[10] Поскольку, по мнению Абу Ханифы, витр является по сути обязанностью (фарз-амали). (Шурунбулали. Мараки фалях, 2:30; Шурунбулали. Имдад Фаттах, 456)
[11] Включается и обязательный (фарз), и необходимый (ваджиб) пост. (Шурунбулали. Имдад Фаттах, 455)
[12] Они могут быть взяты исполнителем завещания или наследником, но не неким третьим лицом. (Абидин. Хадия, 117)
[13] Далее это повторяют вплоть до перехода, если считать суммарно все платежи, всей положенной суммы получателю, чтобы умерший стал освобожден от всего возложенного на него. (Шурунбулали. Мараки фалях, 2:32; Шурунбулали. Имдад Фаттах, 457; Абидин. Хадия, 118)
[14] В случае которого человек не имеет права отдавать одному получателю более одного искупительного платежа за день. (Шурунбулали. Имдад Фаттах, 457)
[15] Это относится как к молитве, так и к посту. Если же говорить о хадже, наследник умершего может даже без завещательного распоряжения совершить его за него, чтобы исполнить обязательное (фарз) требование для умершего. (Абидин. Хадия, 120)
Автор: Имам Абу Ихляс аш-Шурунбулали аль-Ханафи (1586–1659)
Примечание: Шейх Фараз Хан аль-Ханафи
Книга: «Маракиюс-саадат фи ильмаит-таухид уаль-‘ибадат».