Молитва на верховом животном
Обязательные (фарз) и необходимые (ваджиб) молитвы[1] недействительны, если осуществляются на верховом животном (или в транспортном средстве), так же, как и земной поклон чтения, если аят произносился (или был услышан) до посадки на животное[2], за исключением случаев необходимости[3], например, при грязной местности[4], опасении ограбления (при схождении с животного или остановки) или неспособности забраться обратно после схождения.[5]
Если повозка на верблюде сделана стационарной и соединена с землей посредством деревянной палки или т. п., человек может молиться в ней стоя (поскольку к повозке применяется в этом случае то же правило, что и к земле).
Если человек находится на животном (или в транспортном средстве) за пределами города, он может исполнять добровольные молитвы, даже выделенные сунны, движениями головы.[6] В этом случае любая нечистота на седле или стременах, извиняется.[7]
Согласно нашему мазхабу, совершение молитвы во время ходьбы недействительно.
В целом, добровольные молитвы человек, даже если способен стоять, может исполнять сидя, обращаясь при этом к кибле, как в начале, так и посреди молитвы.[8]
Если человек сидя совершает (обязательную или необходимую) молитву на корабле[9], то даже без уважительной причины она действительна, но он должен поворачиваться к кибле при каждом маневре корабля.
Примечание
[1] Как и витр-молитва. Данное правило применяется и к погребальной молитве, а также к двум ракаатам сунны фаджра. (Абидин. Хадия, 104; Шурунбулали. Мараки фалях, 1:555; Хаскафи. Дурр мухтар, Ибн Абидин. Радд мухтар, 1:469)
[2] Если же аят был произнесен или услышан, когда человек находился на животном (или в транспортном средстве) за пределами города, то земной поклон можно совершить и на животном, то есть движениями головы. Если же обязанность вступила в силу на земле или в пределах города, то на животном (в транспортном средстве) движениями головы данный земной поклон не исполнить. (Тахтави. Хашия «Мараки фалях», 1:555; Ибн Абидин. Радд мухтар, 1:515)
[3] В случаях необходимости обязательные (фарз) и необходимые (ваджиб) молитвы можно исполнять движениями головы, будучи верхом. Если возможно, следует остановить животное и повернуть его к кибле. Если остановиться нельзя – например, из страха перед врагом, – то можно молиться в любом направлении, к которому обращено животное, даже если оно противоположно кибле, и даже если животное движется. (Шурунбулали. Мараки фалях, Тахтави. Хашия «Мараки фалях», 1:555; Абидин. Хадия, 105)
[4] То есть настолько грязной, что лицо запачкается от окунания в грязь, или молитвенный коврик окажется испорчен в ней. В такой ситуации, даже если б у человека не было животного для молитвы на нем, человек бы, стоя в грязи, исполнял молитву движениями головы. Отметим, что одной лишь сырости недостаточно для формирования необходимости, при которой дозволено молиться на животном или движениями головы в положении стоя. (Шурунбулали. Мараки фалях, 1:555; Абидин. Хадия, 105)
[5] Если нет никого, кто бы мог помочь всаднику забраться обратно. (Шурунбулали. Мараки фалях, 1:555; Абидин. Хадия, 105)
Среди других случаев необходимости:
а) женщина опасается порочного человека (фасика);
б) больной боится, что болезнь ухудшится, или выздоровление затянется, если он спустится и затем заберется на животное;
в) человек опасается ухода своего каравана или спутников, то есть, если он остановится на молитву, его оставят одного, и он не сможет их догнать. (Шурунбулали. Мараки фалях, 1:555; Абидин. Хадия, 105)
[6] Для действительности добровольных молитв верхом на животном (или в транспортном средстве) человек должен находиться за пределами города. Это относится как к путнику, так и к резиденту за пределами его города. Более того, человек обращается в ту сторону, к которой обращено животное (транспортное средство). Для добровольных молитв, в том числе выделенных сунн, это действительно даже при отсутствии уважительной причины. Исключением являются два ракаата перед фаджр-молитвой, которые, как и обязательные и необходимые молитвы, нужно исполнять на земле. (Абидин. Хадия, 104; Шурунбулали. Мараки фалях, 1:551; Хаскафи. Дурр мухтар, Ибн Абидин. Радд мухтар, 1:469) Наконец, молитва не становится недействительной от незначительных движений для управления животным (транспортным средством), которые дозволены и не являются неугодными. Но чрезмерные движения аннулируют молитву. (Хаскафи. Дурр мухтар, Ибн Абидин. Радд мухтар, 1:470)
[7] А также на самом животном, но не на теле и одежде человека. (Хаскафи. Дурр мухтар, Ибн Абидин. Радд мухтар, 1:469–470)
[8] То есть правило действует и для начинания молитвы с положения сидя, и для сидения посреди молитвы, начатой стоя. В любом случае делать так без уважительной причины дозволено, но награда при этом уменьшается в два раза. Данное правило относится к совершению добровольных молитв на земле. (Шурунбулали. Мараки фалях, 1:548, 550)
[9] При этом поясной поклон должен исполняться наклоном спины, а земной поклон совершаться на землю (пол). Без уважительной причины одними лишь движениями головы молиться ему нельзя. (Абидин. Хадия, 105; Шурунбулали. Мараки фалях, 1:557)
Автор: Имам Абу Ихляс аш-Шурунбулали аль-Ханафи (1586–1659)
Примечание: Шейх Фараз Хан аль-Ханафи
Книга: «Маракиюс-саадат фи ильмаит-таухид уаль-‘ибадат».