Фикх

Имам аш-Шурунбулали: Восхождение к блаженству (13)

Неугодные (макрух) в молитве действия

1) Умышленно пропустить любой необходимый (ваджиб) элемент или сунну.[1]

2) Вертеть[2] одеждой или телом без чрезмерных движений (поскольку чрезмерные движения делают молитву недействительной).

3) Смахивать камешки на земле, кроме как однократно для земного поклона.

4) Щелкать пальцами.[3]

5) Ставить руки на бедра.[4]

6) Поворачивать шею.[5]

7) Сидеть коленями вверх.[6]

8) Укладывать предплечья на землю во время земного поклона.[7]

9) Закатывать рукава.[8]

10) Молиться (мужчинам) в одежде, лишь закрывающей нижнюю часть тела (аурат), несмотря на наличие возможности покрыть все тело.[9]

11) Подтягивать одежду к телу перед переходом в земной поклон.[10]

12) Укладывать платок на голову или плечи так, что его концы свисают.[11]

13) Закрывать глаза.[12]

14) Зевать.[13]

15) Потягиваться (руками, раскрывая грудь).[14]

16) Прикрывать нос и рот[15] (за исключением зевания).

17) Совершать земной поклон с покрытым лбом.[16]

18) Совершать земной поклон на изображение (одушевленного творения).[17]

19) Молиться на дороге, в туалете, на кладбище.[18]

20) Молиться у нечистот.

21) Молиться на украденном имуществе, в украденной одежде или после омовения украденной водой.

22) Молиться при наличии желания облегчиться по малой или большой нужде или пустить газы.[19]

23) Молиться в рабочей одежде.[20]

24) Молиться в одежде с изображением (одушевленного творения).[21]

25) Молиться с непокрытой головой, если это делается не от смиренности.[22]

26) Молиться, когда подана еда.[23]

27) Молиться в присутствии изображения (одушевленного творения).[24]

28) Молиться вблизи того, что будет отвлекать.

29) Молиться в коллективе, будучи единственным в своем ряду.[25]

30) Молиться перед печью или горящими углями.[26]

31) Молиться в то время, как спящие находятся перед молящимся.[27]

32) Вытирать грязь (или пот) с лица, которая не отвлекает человека во время молитвы.[28]

Примечание

[1] Это служит общей основой того, по какой причине все оставшиеся действия являются неугодными, ведь они подразумевают пропуск либо ваджиба, либо сунны молитвы. (Шурунбулали. Мараки фалях, 1:466) Пропуск ваджиба является совершенно неугодным (макрух-тахриман). Однократный пропуск сунны является несколько неугодным (макрух-танзихан), означает совершение неправильного поступка (иса́а) и может быть грехом, если войдет в привычку. Если имеется конкретный запрет, его нарушение будет совершенно неугодным. (Тахтави. Хашия «Мараки фалях», 1:464–465; Ибн Абидин. Радд мухтар, 1:70–71) И, наконец, является необходимым (ваджиб) повторение молитвы, в которой человек умышленно исполнил совершенно неугодное действие. (Хаскафи. Дурр мухтар, Ибн Абидин. Радд мухтар, 1:307)

[2] «Верчение» определяется как любое движение без пользы и цели, не входящее в действия молитвы. (Шурунбулали. Мараки фалях, 1:466) Оно совершенно неугодно (макрух-тахриман). Но если имеется причина или нужда – например, вытереть пот или грязь с лица, если это отвлекает, – то это не является неугодным, если движения не чрезмерны, то есть не таковы, что аннулируют молитву. (Тахтави. Хашия «Мараки фалях», 1:466; Ибн Абидин. Радд мухтар, 1:430)

[3] В молитве это совершенно неугодно. Делать это без нужды вне молитвы является несколько неугодным. (Тахтави. Хашия «Мараки фалях», 1:468; Хаскафи. Дурр мухтар, Ибн Абидин. Радд мухтар, 1:431–432; Шурунбулали. Имдад Фаттах, 352)

[4] Это совершенно неугодно. (Ибн Абидин. Радд мухтар, 1:432; Шурунбулали. Имдад Фаттах, 353)

[5] В то время как торс по-прежнему обращен по направлению к кибле (в противном случае молитва бы стала недействительной). Поворачивание одной лишь шеи является совершенно неугодным, а ерзание глаз при прямой голове не является неугодным, но лучше этого не делать («хиляф ауля»). (Тахтави. Хашия «Мараки фалях», 1:469; Хаскафи. Дурр мухтар, Ибн Абидин. Радд мухтар, 1:432; Шурунбулали. Имдад Фаттах, 354)

[6] Подразумевается сидение ягодицами на земле, в то время как колени подняты и находятся близко к груди, а руки при этом человек ставит на землю перед собой, что напоминает сидение собаки. Это совершенно неугодно (макрух-тахриман) (Шурунбулали. Мараки фалях, Тахтави. Хашия «Мараки фалях», 1:471; Ибн Абидин. Радд мухтар, 1:432) как в сидении для ташаххуда, так и в сидении между двумя земными поклонами. (Абидин. Хадия, 90)

[7] Это совершенно неугодно для мужчин, но является сунной для женщин. Но, если у мужчины для этого есть уважительная причина, это не будет для него неугодным. (Ибн Абидин. Радд мухтар, 1:432–433; Зеда. Маджма анхур, 1:123)

[8] Сам автор указывал о закатывании рукавов до локтей, то есть получается, что небольшое закатывание рукавов (без раскрытия предплечий) неугодным не является. (Шурунбулали. Нур идах, 1:471; Шурунбулали. Хашия «Дурар», 1:106) Но Ибн Абидин считал любое закатывание рукавов неугодным. Он также полагал, что молящемуся следует раскатать рукава обратно незначительными движениями (поскольку чрезмерные движения аннулируют молитву). (Ибн Абидин. Радд мухтар, 1:430) Данное обсуждение касается, конечно, только мужчин, поскольку, если женщина закатает рукава, она тем самым раскроет свой аурат, что аннулирует ее молитву и будет грехом.

[9] Такое действие подразумевает недостаток внимания и уважения к молитве, а также лень. Поэтому оно является совершенно неугодным (макрух-тахриман). (Шурунбулали. Мараки фалях, Тахтави. Хашия «Мараки фалях», 1:472)

[10] Это совершенно неугодно (Ибн Абидин. Радд мухтар, 1:430), поскольку является признаком высокомерия. (Зейляи. Табьин хакаик, 1:164)

[11] Сюда входит также надевание любой одежды необычным образом, например, накидывание пиджака или куртки на плечи без продевания рук в рукава. Это совершенно неугодно, и здесь нет разницы, может упасть эта одежда или нет. (Тахтави. Хашия «Мараки фалях», 1:474; Зеда. Маджма анхур, 1:124; Зейляи. Табьин хакаик, 1:164; Хаскафи. Дурр мухтар, Ибн Абидин. Радд мухтар, 1:429–430) Сюда также относится обмотанный вокруг шеи шарф со свисающими концами. Поэтому его следует снять перед молитвой. (Шурунбулали. Имдад Фаттах, 357)

[12] Это несколько неугодно, за исключением случая, когда делается по уважительной причине, например, если это помогает сосредоточиться: в таком случае так поступать даже предпочтительнее. (Шурунбулали. Мараки фалях, 1:479; Абидин. Хадия, 93; Хаскафи. Дурр мухтар, Ибн Абидин. Радд мухтар, 1:434)

[13] Если зевание носит естественный и непроизвольный характер, вреда от этого нет. Но все равно следует постараться предотвратить его губами или, если необходимо, рукой. Если же оно преднамеренно, то это совершенно неугодно, поскольку является разновидностью «верчения» (см. стр. 84). (Ибн Абидин. Радд мухтар, 1:433)

[14] Если чрезмерных движений нет, потягивание считается несколько неугодным, поскольку делается из-за лени. (Шурунбулали. Мараки фалях, Тахтави. Хашия «Мараки фалях», 1:480)

[15] Это совершенно неугодно, поскольку напоминает зороастрийцев во время их поклонения горящему углю. (Ибн Абидин. Радд мухтар, 1:439)

[16] Это несколько неугодно, если только на это нет уважительной причины, например, если земля очень горячая, холодная или грубая. (Шурунбулали. Мараки фалях, Тахтави. Хашия «Мараки фалях», 1:481)

[17] Имеется в виду место, с которым лицо соприкасается во время земного поклона, поскольку при наличии изображения получается, что человек выказывает к нему почтение, и это напоминает поклонение. Здесь речь идет о высшей степени неугодности (карахата). Впрочем, не является неугодным, если изображение находиться под ногами или на месте сидения, ведь тем самым неявно выражается презрение. (Хаскафи. Дурр мухтар, Ибн Абидин. Радд мухтар, 1:435–436; Халяби. Гуньят мустамли, 359)

[18] Молитва на дороге мешает дорожному движению. Туалет – место нечистот и бесов. Молитва на кладбище напоминает поклонение иудеев и христиан. (Шурунбулали. Мараки фалях, Тахтави. Хашия «Мараки фалях», 1:482)

[19] Это совершенно неугодно независимо от того, начата ли уже молитва или еще нет. Поэтому, если позывы отвлекают, человек должен прервать молитву и облегчиться, если только не боится, что время молитвы пройдет. (Ибн Абидин. Радд мухтар, 1:431)

[20] Имеется в виду одежда, которая обычно является грязной и поношенной, или одежда, которую человек носит обычно дома, и которая не подходит для встречи авторитетных личностей. Молиться в такой одежде несколько неугодно (макрух-танзихан). (Шурунбулали. Мараки фалях, Тахтави. Хашия «Мараки фалях», 1:485–486; Ибн Абидин. Радд мухтар, 1:430)

[21] Поскольку напоминает ношение идола (Зейляи. Табьин хакаик, 1:166) и потому совершенно неугодно (макрух-тахриман). (Ибн Абидин. Радд мухтар, 1:435)

[22] Это, конечно, относится лишь к мужчинам, ведь данное действие приведет к раскрытию аурата женщины, что аннулирует молитву и будет грехом.

[23] В том случае, если человек так голоден, что это будет отвлекать его от молитвы. Если желание сильное, это даже считается оправданием для пропуска коллективной молитвы. (Шурунбулали. Мараки фалях, 1:404; Хаскафи. Дурр мухтар, 1:374)

[24] Наиболее неугодно, если изображение находится перед человеком (между ним и киблой), далее – если оно над головой, далее – если находится справа или слева от него (все перечисленные случаи совершенно неугодны), наконец – если оно позади него (это несколько неугодно). Но в любом случае не является неугодным:

а) если изображение столь мало, что положи его на землю – и подробности частей тела не будут явно видны стоящему человеку;

б) если оно закрыто;

в) если голова или лицо отделены;

г) если отсутствует часть тела, без которого это творение не могло бы существовать;

д) если это изображение неодушевленного объекта, например, дерева. (Хаскафи. Дурр мухтар, Ибн Абидин. Радд мухтар, 1:435–436)

[25] Если в ряду перед молящимся есть промежуток, ему следует заполнить его. Если же нет, то правоведы ранней эпохи полагали, что ему следует мягко потянуть кого-нибудь из того ряда. Но в связи с тем, что современные люди часто не знают правил молитвы, фетва более позднего времени состоит в том, что тянуть никого не нужно, а следует остаться одному в своем ряду. (Хаскафи. Дурр мухтар, Ибн Абидин. Радд мухтар, 1:435)

[26] Поскольку это напоминает поклонение зороастрийцев, в отличие от молитвы напротив свечи или лампы, что не является неугодным, поскольку не напоминает их поклонение. (Шурунбулали. Мараки фалях, 1:491; Зеда. Маджма анхур, 1:127)

[27] Это не является неугодным, если нет опасения, что они вызовут у молящегося смех или смутят его, или что он может оказаться молящимся напротив лица человека. (Шурунбулали. Мараки фалях, 1:491)

[28] Это считается разновидностью «верчения». Если же грязь отвлекает от молитвы или ее протирание делается после молитвы, неугодным это не будет. (Шурунбулали. Мараки фалях, 1:491)

Автор: Имам Абу Ихляс аш-Шурунбулали аль-Ханафи (1586–1659)
Примечание: Шейх Фараз Хан аль-Ханафи
Книга: «Маракиюс-саадат фи ильмаит-таухид уаль-‘ибадат».

Print Friendly, PDF & Email

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *