Действия, аннулирующие молитву
Аннулирует молитву следующее:
1) Произнесение слова (человеческой речи, а не слова молитвы), пусть даже и по забывчивости.[1]
2) Чрезмерное движение.[2]
3) Кушать, пусть даже немного.[3]
4) Пить.
5) Прочищать горло (так, что произносятся буквы) без уважительной причины.[4]
6) Громко плакать (так, что произносятся буквы) или стонать от боли[5] или беды, в отличие от случая с поминанием рая или ада (что извиняется).
7) Говорить кому-нибудь салям с намерением поприветствовать его.
8) Пожать кому-нибудь руку.
9) Ответить на чьи-то слова фразой «ля́ иля́ха иллялла́х» или т. п.[6]
10) Отвернуться[7] торсом от (направления)[8] киблы.
11) Мольба (дуа) с использованием слов, похожих на нашу (обычную человеческую) речь.[9]
12) Продлить хамзу в такбире.
13) Если аурат (как минимум, четверть части тела) раскроется на время, которое занимает рукн молитвы.[10]
14) Ношение не извиняемого количества нечистот.
15) Опережение (последователем) имама на рукн (или полный пропуск рукна), который имам не исполняет далее вместе с последователем, или который последователь не повторяет (далее).[11]
16) Пропустить рукн и потом не восполнить его до окончания молитвы.
Все приведенное при совершении до сидения аннулирует молитву в последнем сидении на протяжении времени, которое занимает прочтение ташаххуда.[12]
Примечание
[1] Наименьшее количество речи, аннулирующее молитву, составляет две буквы или же одну букву, несущую в себе смысл (в отличие от буквы, не имеющей такового), за исключением того, что непроизвольно, например, в случае, когда человеком овладевает кашель, чихание, отрыжка или зевание. (Абидин. Хадия, 81) Однако кашель и т. п. без уважительной причины, если приводит к буквам, аннулирует молитву.
[2] Чрезмерное движение определяется как то, из-за чего зритель, наблюдающий издалека и изначально не знающий о том, что человек молится, будет практически уверен, что тот не совершает молитвы. Если же уверенности нет, то движение не будет считаться чрезмерным. Такой критерий – наиболее веское мнение в данном вопросе. (Шурунбулали. Мараки фалях, Тахтави. Хашия «Мараки фалях», 1:438; Хаскафи. Дурр мухтар, Ибн Абидин. Радд мухтар, 1:420)
[3] Если пища берется из-за пределов рта, проглатывание любого количества аннулирует молитву. Если же имеется оставшаяся во рту пища, молитва аннулируется от проглатывания количества, эквивалентного размеру турецкого гороха; меньшее же количество извиняется. (Шурунбулали. Мараки фалях, 1:439; Хаскафи. Дурр мухтар, 1:418) Такой же критерий действует в отношении нарушения поста.
[4] Если на то есть уважительная причина, например, если чтению мешает слизь, или если горло прочищается, чтобы дать понять другому о нахождении в молитве, молитва тогда не аннулируется. (Шурунбулали. Мараки фалях, 1:440; Хаскафи. Дурр мухтар, Ибн Абидин. Радд мухтар, 1:416; Насафи. Канз дакаик, Зейляи. Табьин хакаик, 1:156)
[5] Если только человек не болен, в связи с чем не может контролировать стон или шум от боли. (Тахтави. Хашия «Мараки фалях», 1:440; Хаскафи. Дурр мухтар, 1:416; Зейляи. Табьин хакаик, 1:156)
[6] То есть говорить что-нибудь в ответ кому-то, даже если это фразы из Корана или зикр. (Шурунбулали. Мараки фалях, 1:442)
[7] По собственной воле без уважительной причины. В этом случае молитва немедленно аннулируется. Если же человека толкнули так, что он отвернулся торсом от направления киблы, ему нужно снова обратиться к кибле в течение времени, которое занимает трехкратное «субха́налла́х» размеренным темпом. Если он этого не сделает, молитва аннулируется. (Ибн Абидин. Радд мухтар, 1:421)
[8] Более чем на 45 градусов в любую из сторон. (Зеда. Маджма анхур, 1:83)
[9] Мольба, которой нет в Коране и Сунне, и предмет которой можно попросить от человека. Если же она имеется в Коране или Сунне, или если невозможно попросить это у человека, то молитва не аннулируется. (Халяби. Мультака, 1:118; Шурунбулали. Имдад Фаттах, 335; Ибн Абидин. Радд мухтар, 1:416)
[10] Имеется в виду время, в течение которого можно спокойно произнести три тасбиха (то есть три «субха́налла́х»). Если четверть части тела или более того раскроется во время молитвы на меньшее время, это извиняется. Если раскроется менее четверти части тела на какое бы то ни было время, это тоже извиняется. Если четверть части тела или более того раскрыто в начале молитвы, то начало молитвы – а значит, и вся молитва – считается недействительным. Если молящийся раскроет свою часть тела во время молитвы (в отличие от случая, когда она раскрывается сама), молитва становится недействительной, независимо от того, сколь мало было раскрыто, и сколь короткое время это происходило. (Тахтави. Хашия «Мараки фалях», 1:332, 455; Хаскафи. Дурр мухтар, Ибн Абидин. Радд мухтар, 1:273, 420)
В отношении молитвы применяется следующая классификация частей тела. Колено вместе с бедром – одна часть тела так же, как и лодыжка женщины вместе с ее голенью. Ее запястье считается частью ее предплечья, а ее локоть – частью плеча (верхней части руки). Каждое ухо считается отдельной частью тела. Каждая грудь, если низко свисает, – отдельная часть тела; если же они – крепкие и прямые, то вместе считаются частью всей груди. Мужской половой орган – отдельная часть тела, яички – тоже отдельная часть тела. Место между пупком и лобковой областью – горизонтально вокруг всей талии – считается одной частью тела. Каждая ягодица – отдельная часть тела, анус – тоже отдельная часть тела.
Если на время трех тасбихов раскрывается сразу несколько частей тела, молитва становится недействительной, если суммарно раскрытая область больше или равна четверти наименьшей раскрытой части тела. В ином случае молитва действительна. (Шурунбулали. Мараки фалях, Тахтави. Хашия «Мараки фалях», 1:332–333)
[11] То есть если последователь совершает рукн раньше имама, а затем переходит в другую позицию до того, как имам совершит тот рукн (то есть ни на один момент они не находятся вместе в той позиции), и последователь в течение всей оставшейся молитвы не повторяет тот рукн, то его молитва недействительна. Если же имам исполнит его, в то время как последователь все еще находится в той позиции, или если последователь повторит его впоследствии, то молитва последователя действительна. Если последователь полностью пропустит рукн, то для действительности молитвы ему нужно исполнить его позднее в течение молитвы. (Шурунбулали. Имдад Фаттах, 344; Шурунбулали. Мараки фалях, 1:455)
[12] Данное предложение в арабском изданном тексте, равно как и в рукописи, появляется ранее, однако поставлено здесь, поскольку применяется ко всем указанным действиям, аннулирующим молитву. (См. Шурунбулали. Имдад Фаттах, 343–344).
Автор: Имам Абу Ихляс аш-Шурунбулали аль-Ханафи (1586–1659)
Примечание: Шейх Фараз Хан аль-Ханафи
Книга: «Маракиюс-саадат фи ильмаит-таухид уаль-‘ибадат».