Выделенные сунны молитвы
Среди них[1] следующие:
1) Перед тахримой поднять руки до уровня ушей. Исключение – свободная женщина: она поднимает руки до уровня плеч.[2]
2) Держать пальцы (слегка) разъединенными (для тахримы).[3]
3) Для мужчины: положить[4] правую руку на левую под пупком. Для женщины: сделать это на груди (под грудями).
4) Произнести открывающую мольбу молитвы (сана).[5]
5) Произнести тааввуз (только в первом ракаате) для прочтения Корана.[6]
6) Произносить басмалю перед «Фатихой» в каждом ракаате (исключение – человек, молящийся за имамом).
7) Сказать «а́ми́н» после «Фатихи», а также «Раббана́ лякяль-хамд» (тахмид после выпрямления из поясного поклона).
8) Сказать тихо[7] (вышеуказанное: сана, тааввуз, басмалю, «а́ми́н», тахмид).
9) Для имама: произносить такбиры громко.[8]
10) Произносить такбиры при переходе в поясной и земной поклоны, а также при выходе из земного поклона.[9]
11) Трижды произнести тасбих (и в поясном, и в земном поклонах).[10]
12) Прочитать «Фатиху»[11] в последних двух ракаатах (четырехракаатной молитвы) и третьем ракаате магриба.
13) Произнести благословения пророку (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) в последнем сидении.
14) Далее произнести мольбу, используя слова, не похожие на обычную человеческую речь.
15) Повернуть (голову направо и налево) при завершающих салямах.
16) Во время завершающих салямов намереваться приветствовать коллективно молящихся, ангелов-хранителей и имама.
Адабы (этикет) молитвы
Среди них следующие:[12]
1) Для мужчины: вытащить руки из (свисающих) рукавов при исполнении тахримы.
2) Направить взгляд:
– на место земного поклона во время стояния;
– на верх ступней при поясном поклоне;
– на кончик носа при земном поклоне;
– на колени при сидении;
– на плечо во время завершающих салямов.
3) По максимуму стараться избегать кашля[13] и удерживать рот закрытым при зевании.[14]
Примечание
[1] К выделенным суннам молитвы также относятся:
а) во время стояния поставить стопы примерно на расстоянии ширины четырех растопыренных пальцев руки (Шурунбулали. Имдад Фаттах, 267);
б) удлинять первый ракаат фаджр-молитвы, у других же молитв первые два ракаата должны быть примерно одинаковой длины;
в) во время сидения положить руки на бедра так, чтобы кончики пальцев были параллельны коленям, и пальцы не охватывали их;
г) при произнесении свидетельства веры в ташаххуде указывать правым указательным пальцем, поднимая его на «ля́ иля́ха» и опуская на «иллялла́х»;
д) для имама: заканчивая молитву, произносить второй салям менее громко, чем первый;
е) при завершающих салямах повернуть голову сначала направо;
ж) для опоздавшего: перед тем как встать для совершения пропущенных ракаатов, подождать произнесения имамом второго завершающего саляма, чтобы понять, не будет ли имам совершать земные поклоны забывчивости, ведь следование за имамом – ваджиб. (Абидин. Хадия, 69–71; Хаскафи. Дурр мухтар, Ибн Абидин. Радд мухтар, 1:320–321, 332, 484; Шурунбулали. Мараки фалях, Тахтави. Хашия «Мараки фалях», 1:375)
Есть выделенные сунны, касающиеся только мужчин (женщины делают противоположное):
а) Во время поясного поклона мужчины охватывают колени руками, растопырив пальцы, держа ноги прямо, не сгибая колени и наклоняясь полностью, чтобы голова была на одном уровне с ягодицами, не поднимания и не опуская при этом головы. Женщины же склоняются лишь настолько, чтобы руки могли дойти до коленей, они ставят руки на колени, не охватывая их, держа пальцы вместе, чуть сгибая колени, прижав локти к телу.
б) В земном поклоне у мужчин живот находится на некотором расстоянии от бедер, локти – от боков, а предплечья – от земли, за исключением случая, когда люди находятся плотно друг к другу, ведь ударять мусульманина запрещено. Женщины же держат все части тела вместе, даже живот находится вблизи бедер, а предплечья укладываются на землю.
в) Поза сидения у мужчин – «ифтираш»: сидеть на левой ступне, уложенной на землю, при этом правая ступня упирается в землю, а ее пальцы обращены к кибле. Поза сидения женщин – «таваррук»: сидеть так, что ягодицы покоятся непосредственно на земле, а не на ступне, правое бедро находится поверх левого, а левая ступня выходит из-под правой ноги. (Абидин. Хадия, 69–70; Хаскафи. Дурр мухтар, Ибн Абидин. Радд мухтар, 1:332)
Другие общие различия в молитве мужчин и женщин включают следующее:
а) женщина не вытаскивает рук из рукавов при открывающей тахриме;
б) для предупреждения имама о пропущенном рукне хлопает по своей руке, а не говорит «субха́налла́х»;
в) женщина не может возглавлять мужчин в коллективной молитве;
г) совершенно неугодным (макрух-тахриман) является моление женщин коллективно без мужчин, но если женщины все же поступят так, возглавляющей молитву следует встать посреди первого ряда, а не впереди него;
д) при присоединении к коллективной мужской молитве женщина встает позади мужчин;
е) женщина не обязана посещать пятничную и праздничные молитвы, но они действительны для нее, если она примет в них участие;
ж) женщине не рекомендуется откладывать фаджр-молитву до начала появления света;
з) она никогда не читает громко в молитве. (Абидин. Хадия, 77; Ибн Абидин. Радд мухтар, 1:339)
[2] Так, что кончики ее пальцев – на уровне плеч. (Тумурташи. Танвир абсар, Хаскафи. Дурр мухтар, 1:324)
[3] Под «разъединенными» здесь подразумевается, что они не должны быть ни соединены друг с другом, ни полностью растопырены. Также сунной для тахримы является то, чтобы ладони были обращены к кибле, а голова держалась прямо, то есть не была наклонена. Сунной для мужчин является также касание большими пальцами мочек ушей во время поднимания рук для тахримы. (Абидин. Хадия, 68; Хаскафи. Дурр мухтар, Ибн Абидин. Радд мухтар, 1:319, 324)
[4] То есть во время стояния сразу после открывающей тахримы, не опуская руки по швам. (Тумурташи. Танвир абсар, Хаскафи. Дурр мухтар, 1:327) Это является также сунной для стояния в витре при произнесении кунута, а также в погребальной молитве, в отличие от выпрямления из поясного поклона и между такбирами праздничной молитвы, когда молящийся вместо этого опускает руки по швам. (Тумурташи. Танвир абсар, 1:328)
[5] Сразу после открывающей тахримы, если имам не начал читать Коран. (Хаскафи. Дурр мухтар, 1:328)
[6] То есть человек, молящийся за имамом, этого не делает, ведь ему запрещается читать Коран. А имам и тот, кто молится в одиночку, произносят и тааввуз, и басмалю, поскольку должны читать в молитве Коран. (Хаскафи. Дурр мухтар, Ибн Абидин. Радд мухтар, 1:329)
[7] Так, чтобы сам человек слышал свой голос, а другие – нет.
[8] И в удобной манере для собравшихся молящихся, поскольку ненужная чрезмерность является неугодной. (Абидин. Хадия, 68; Ибн Абидин. Радд мухтар, 1:319) То же правило применимо к словам «сами’алла́ху лиман хамидах», произносимым при выходе из поясного поклона, а также к обоим завершающим салямам. Молящиеся за имамом и молящиеся в одиночку произносят такбиры тихо, то есть так, что слышит себя лишь сам молящийся. (Хаскафи. Дурр мухтар, 1:319; Шурунбулали. Имдад Фаттах, 267)
[9] Произнесение «сами’алла́ху лиман хамидах» при выпрямлении из поясного поклона тоже является выделенной сунной для имама коллективной молитвы и молящегося в одиночку, но не для того, кто молится за имамом. (Тумурташи. Танвир абсар, Хаскафи. Дурр мухтар, 1:334)
[10] В поясном поклоне человек трижды произносит: «Субха́на раббияль-‘азы́м» («Слава моему Великому Господу!»), – а в земном поклоне трижды говорит: «Субха́на раббияль-а‘ля́» («Слава моему Возвышенному Господу!»). (Абидин. Хадия, 69–70) Отказ от их произнесения или же произнесение их менее трех раз – это хуже, чем несколько неугодное действие, но все же не является совершенно неугодным. (Ибн Абидин. Радд мухтар, 1:320, 332) Если имам во время коллективной молитвы выходит из поясного или земного поклона до того, как человек, молящийся за ним, успел произнести три тасбиха, молящемуся нужно без задержки последовать за имамом. Если же имам поднимается после первого сидения или говорит завершающие салямы до того, как человек, молящийся за ним, успел произнести весь ташаххуд, молящемуся следует завершить полностью ташаххуд и уже затем последовать за имамом. А если имам говорит завершающие салямы уже по завершении чтения всего ташаххуда последователем, тогда последователю нужно без задержки завершать молитву. (Тумурташи. Танвир абсар, Хаскафи. Дурр мухтар, 1:333–334)
[11] В данных ракаатах лучше всего произносить «Фатиху», далее по ценности следует трехкратное прочтение «субха́налла́х» вместо нее, и далее – молчание в течение эквивалентного времени (произнесения трехкратного «субха́налла́х»), хотя молчания даже в течение момента достаточно. (Абидин. Хадия, 70) Все это исполняет сунну, поскольку никакой вины (иса́а) за молчание не следует (Касани. Бадаи санаи, 1:296), но произнесение «Фатихи» лучше. (Ибн Абидин. Радд мухтар, 1:343–344) (Впрочем, поскольку «Фатиха» в данных ракаатах является обязательной в других мазхабах, нужно стараться не пропускать ее.) После «Фатихи» в этих ракаатах ничего читать не следует. Если же что-нибудь будет прочтено, это будет несколько неугодным (макрух-танзихан). (Хаскафи. Дурр мухтар, Ибн Абидин. Радд мухтар, 1:308)
[12] Их пропуск не приводит ни к какой вине. Просто предпочтительнее совершить данные действия. Этикет (адаб) – синоним рекомендуемого (мандуб). (Хаскафи. Дурр мухтар, Ибн Абидин. Радд мухтар, 1:321)
[13] Чтобы не аннулировать молитву, поскольку беспричинный кашель, если он приводит к произнесению букв, аннулирует ее. То же самое касается отрыжки. (Шурунбулали. Имдад Фаттах, 284; Зеда. Маджма анхур, 1:91)
[14] Если это происходит непроизвольно, молящийся прикрывает рот рукой или рукавом. (Тумурташи. Танвир абсар, 1:321–322; Шурунбулали. Имдад Фаттах, 284; Хаскафи. Дурр мунтака, 1:91).
Автор: Имам Абу Ихляс аш-Шурунбулали аль-Ханафи (1586–1659)
Примечание: Шейх Фараз Хан аль-Ханафи
Книга: «Маракиюс-саадат фи ильмаит-таухид уаль-‘ибадат».