
Закят
Закят определяется как передача владения (тамлик) частью[1] имущества, что установлено Законодателем, определенному человеку[2] с соответствующим намерением[3].
Закят обязателен (фарз) для каждого вольного мусульманина, имеющего правовую ответственность[4] и обладающего нисабом[5] в деньгах или товарах на продажу, ценность которых эквивалентна нисабу имущества[6], в течение полного лунного года превыше долгов[7] и базовых личных нужд[8].
Нисаб золота[9] – 20 мискалей[10], за которые человек платит половину мискаля. Нисаб серебра – 200 дирхамов, за которые платится 5 дирхамов. За любое количество сверх нисаба, если увеличивается на пятую часть нисаба, платится пропорциональное количество, но если меньше пятой части, то не платится ничего.[11]
Ценность товаров на продажу[12] суммируется со стоимостью золота и серебра, которые тоже суммируются по стоимости.
Закят на животных – верблюд, скот, овец, коз – основан на нисабе для них, как описывается в соответствующем разделе (других работ по исламскому праву).
Подходящие получатели закята
1) Бедный (факир)[13], то есть обладающий менее чем нисабом[14] как в золоте и серебре, так и в ценных товарах, даже если он здоров и зарабатывает на жизнь[15];
2) неимущий (мискин), то есть не имеющий никакого имущества;
3) раб, работающий на свое освобождение (мукатаб);
4) человек в долгах;[16]
5) солдат, отрезанный от своего отряда;
6) паломник, отрезанный от своей группы;
7) странник, который, несмотря на наличие имущества на своей родине, не имеет при себе в своем пути ничего (то есть меньше нисаба);[17]
8) работающий государственным сборщиком закята.[18]
Выплачивающий закят может выбрать, отдать ли его получателю (получателям) всех указанных категорий или какой-то одной категории из их числа независимо от того, присутствуют или нет получатели из других категорий.[19]
Закят не может быть отдан следующим:
1) немусульманину;
2) богатому (гани), то есть обладающему нисабом в какой бы то ни было форме имущества;[20]
3) хашимиту или освобожденному рабу хашимита, хотя имам Тахави полагал их подходящими получателями;
4) своим родителям и родителям родителей;
5) своим детям и внукам;[21]
6) жене, мужу;
7) своему рабу, даже если он работает на свое освобождение;
8) своему частично освобожденному рабу;
9) на оплату савана умершего;
10) на оплату долга умершего;[22]
11) на покупку раба для освобождения.
Если человек платит закят после честного старания убедиться в том, что получатель – подходящий, и впоследствии обнаруживает, что получатель таковым не является,[23] то закят действителен (его не нужно выплачивать повторно), если только получатель не окажется его рабом, пусть даже и работающим на свое освобождение.
Является неугодным отдавать количество имущества подходящему получателю таким образом, что он в итоге становится владельцем нисаба (а потому более не подходит для получения закята в будущем).[24] Но при этом предпочтительно отдавать получателю достаточное количество, чтобы ему не нужно было просить денег на еду.[25]
Является неугодным платить свой закят после завершения лунного года[26] получателю в другой земле[27], если только он не является родственником или более нуждающимся, или строже следует религии, или более полезен мусульманам из-за того, что (например) является учителем.
Предпочтительнее платить закят родственникам, начиная с ближайших по родству, далее – своим соседям, затем – своему району, потом – своим коллегам по профессии, далее – согражданам.
Милостыня разговения (фитр-садака)
Фитр-милостыня необходима (ваджиб) для каждого вольного мусульманина, несущего правовую ответственность[28] и обладающего при этом нисабом[29] поверх долгов и базовых личных нужд.
Она является необходимой за себя, своего малолетнего ребенка[30], своего раба, используемого для личного услужения, своего раба, которому обещана свобода по смерти хозяина, и свою рабыню, родившую ребенка от хозяина, даже если рабы – немусульмане.
Она не является необходимой за своего раба, работающего на свое освобождение, своего взрослого ребенка (как сына, так и дочь),[31] свою жену,[32] находящегося в совместной собственности раба, а также сбежавшего раба, похищенного раба и раба в тюремном заточении, кроме как по их возвращении.[33]
Полагающееся количество составляет половину саа (2,2 кг) пшеницы, муки или савика (смеси пшеницы и ячменя) или один саа (4,4 кг) фиников, изюма или ячменя, что составляет восемь ритлей по иракскому стандарту.
Разрешается заплатить денежный эквивалент одного из перечисленных количеств. Это даже лучше в том случае, когда человек может найти нужное ему, то есть в легкие времена, поскольку более подходит для удовлетворения нужд бедняков. Если же время – трудное (например, царит голод), то пшеница, ячмень или любой товар первой необходимости лучше, чем деньги.
Время, когда фитр-милостыня становится необходимой, – наступление фаджра в Праздник разговения. Поэтому, если человек умрет или станет бедным до этого времени, или же станет мусульманином, получит имущество, посредством которого станет обладателем нисаба, или родится после этого времени, то она не будет необходимой для него.
Предпочтительно заплатить ее до того, как пойти в место совершения праздничной молитвы, но является действительной и ее уплата заранее или позднее,[34] хотя задержка неугодна.[35]
Каждому человеку следует платить фитр-милостыню одному бедному (факиру), даже если это немусульманин, проживающий в мусульманских землях (зимми). Нельзя делить ее между двумя бедняками, хотя среди теологов имеются разные мнения по этому вопросу.[36]
Разрешается группе людей платить объединенную фитр-милостыню одному получателю, согласно веской (сахих) позиции.
Пояснения
[1] Эта часть составляет 2,5 % имущества, которое равно или превышает нисаб (см. пояснение № 5 ниже), и в отношении которого прошел один лунный год. (Абидин. Хадия, 197; Хаскафи. Дурр мухтар, 2:3)
[2] Мусульманину одной из указанных далее категорий подходящих получателей закята.
[3] В связи с тем, что это богослужение, а не налог, закят недействителен без намерения на него. Оно должно присутствовать:
а) либо при выплате получателю;
б) либо при передаче своему агенту, назначенному на выплату за дающего закят;
в) либо при отделении средств на выплату в качестве закята в будущем.
Если человек выплатит его без намерения на него, то это не исполнит обязанность закята, если только впоследствии человек не примет намерение на него, в то время как тот все еще не растрачен, находится во владении получателя. Более того, получатель не обязан знать, что это закят. При уплате закята получателю человек может, например, назвать это «подарком» или «займом», все это время намереваясь исполнить обязанность закята (и впоследствии простить этот «заем»). (Шурунбулали. Имдад Фаттах, 681; Абидин. Хадия, 202; Хаскафи. Дурр мухтар, Ибн Абидин. Радд мухтар, 2:11–12; Насафи. Канз дакаик, Зейляи. Табьин хакаик, 1:257)
[4] То есть взрослый и дееспособный (вменяемый), поскольку в ином случае человек не будет иметь правовую ответственность. (Абидин. Хадия, 198; Хаскафи. Дурр мухтар, Ибн Абидин. Радд мухтар, 2:4; Зейляи. Табьин хакаик, 1:252)
[5] Нисаб бывает двух видов:
а) нисаб вуджуб-закят: о нем и говорится выше, он обозначает минимальное количество имущества, на которое обязателен закят, в частности, из денежного имущества (золота, серебра, наличных и т. д.), животных и товаров на продажу с условиями, указанными выше;
б) нисаб хирман-закят: минимальное количество имущества, посредством которого человек перестает быть подходящим получателем закята, хотя это еще не означает, что он обязан уплачивать закят; это то же самое количество имущества, что и в первом виде, но здесь учитывается любой вид имущества, помимо базовых личных нужд. (Махбуби. Шарх «Викоя», 1:230–231; Майдани. Любаб, 168; Хаскафи. Дурр мухтар, 2:73)
Например, общая стоимость денежного имущества, животных и товаров на продажу (категорий имущества, на которые обязателен закят) – меньше нисаба, но при этом у человека есть дополнительный участок земли, купленный не для перепродажи (а значит, не являющийся товаром на продажу, см. пояснение № 12 далее), и эта земля – такой стоимости, что если прибавить ее к ранее рассчитанному количеству (то есть категорий, на которые обязателен закят), то общее имущество превысит нисаб. Такой человек будет обладать нисабом хирман-закят, то есть закят он получать не может, но при этом у него не будет нисаба вуджуб-закят, то есть он не обязан уплачивать закят.
Соответственно, центральное условие, объединяющее всех подходящих получателей закята, – это обладание менее чем нисабом хирман-закят, а условие, которое обязывает человека уплачивать закят, – обладание более чем нисабом вуджуб-закят.
Кроме того, обладатель нисаба хирман-закят все равно должен платить фитр-милостыню и совершать жертвоприношение.
[6] В арабском печатном издании и рукописи данное предложение приводится позже, однако приведенное нами соответствует более крупным работам автора: «Имдад Фаттах» (681) и «Мараки фалях» (2:391).
[7] То есть долгов, которые бы уменьшили его имущество до уровня ниже нисаба. Если же человек обладает нисабом, несмотря на долги, закят остается обязательным (на имущество, превышающее долги). Кроме того, здесь подразумеваются долги людям, а не религиозный долг в виде искупления, обетов, обязанности хаджа и т. п. Такой долг не вычитается при расчете закятооблагаемого имущества. (Маусили. Ихтияр, 1:150; Абидин. Хадия, 198; Зейляи. Табьин хакаик, 1:254–255) Наконец, деньги, отложенные на общие расходы – такие, как пищу, квартплату, образование и обеспечение семьи (нафакат), – тоже не вычитаются. (Касани. Бадаи санаи, 2:101)
[8] Под базовыми личными нуждами подразумеваются личные предметы, не являющиеся закятооблагаемыми, например, свой дом (дома), мебель, одежда, автомобиль (автомобили), оборудование, используемое для своей профессии, или любые личные вещи – такие, как книги или даже недвижимость, купленная без намерения перепродажи. Если что-то куплено с намерением перепродажи, это считается товаром на продажу и потому является закятооблагаемым. (Маусили. Ихтияр, 1:151; Тахтави. Хашия «Мараки фалях», 2:392; Хаскафи. Дурр мухтар, Ибн Абидин. Радд мухтар, 2:8–9; Зейляи. Табьин хакаик, 1:253)
[9] Закятом облагается золото и серебро в любом виде, будь это чеканные монеты, самородки, ювелирные украшения (как ношеные, так и новые, в отличие от других мазхабов) или домашние декоративные элементы. (Шурунбулали. Имдад Фаттах, 681; Насафи. Канз дакаик, 1:277) Но закятом не облагаются драгоценные камни – такие, как рубины, бриллианты и изумруды независимо от их стоимости, если только они не являются для человека товарами на продажу (см. пояснение № 12 далее). (Хаскафи. Дурр мухтар, Ибн Абидин. Радд мухтар, 2:14; Зейляи. Табьин хакаик, 1:277)
[10] Мискаль примерно равен 4,374 г. Поэтому нисаб (минимальное закятооблагаемое количество) – это около 87,48 г золота или его эквивалентная денежная стоимость. (Бароти. Имдад аузан, 17, 31) Данная стоимость является нисабом, используемым для определения того, обязан человек платить закят или нет, или же является ли он подходящим получателем для него (см. обсуждение в начале главы и связанное с этим пояснение № 5 о двух видах нисаба).
[11] Например, если человек владел 450 дирхамами серебра, ему нужно заплатить 11 дирхамов закята (10 от 400 и 1 от дополнительных 50), поскольку дополнительные 50 дирхамов больше пятой части нисаба (40 дирхамов). Пропорциональное количество закята от 50 дирхамов составляет 1 дирхам, поскольку с 40 дирхамов требуется уплатить 1 дирхам, а дополнительные 10 не составляют следующую пятую часть. Если б у него было 430 дирхамов, он бы заплатил 10 дирхамов, поскольку дополнительные 30 не составляют пятую часть нисаба. Если б было 480 дирхамов, то заплатил бы 12 дирхамов. И т. д.
[12] Под товаром на продажу имеется в виду любой неденежный предмет, покупаемый с намерением (на момент покупки) перепродажи. Если в момент покупки нет намерения на перепродажу, то в отношении закята предмет не считается товаром на продажу, а потому не облагается закятом. То есть, даже если впоследствии, после покупки, человек принимает намерение на перепродажу, или даже если предмет куплен для личного использования, но с намерением продать в случае нахождения впоследствии хорошего предложения на него, закятом этот предмет не облагается. Вместо этого, как только он совершит саму продажу, закятом будут облагаться деньги, полученные от нее. Так же и в случае с получением владения неденежным предметом без сделки продажи, например, в случае наследства, он не облагается закятом, поскольку нет сделки, с которой могло бы соединиться намерение на перепродажу. Наконец, если человек покупает неденежный предмет с намерением перепродать его, посредством чего предмет считается товаром на продажу и закятооблагаемым, а потом меняет свое намерение, решает не продавать его и использует его для личного употребления, то этот предмет более не считается в отношении закята товаром на продажу. (Тахтави. Хашия «Мараки фалях», 2:396; Хаскафи. Дурр мухтар, Ибн Абидин. Радд мухтар, 2:10, 13, 14; Зейляи. Табьин хакаик, 1:256–257)
[13] Основой для подходящих получателей является аят: «Пожертвования – только для бедных, неимущих, его сборщиков, тех, чьи сердца нужно примирить, рабов (работающих на свое освобождение), должников, на пути Аллаха и странников. Таково предписание Аллаха. И Аллах – Знающий, Мудрый» (Коран, 9:60). Никто, помимо указанных категорий, не подходит для получения закята, поскольку аят ограничивает их в качестве получателей словом «только». (Абу Сууд. Тафсир, 4:76)
Согласно консенсусу теологов, категория «тех, чьи сердца нужно примирить» более не применима к закяту, начиная со времен халифата Абу Бакра. (Зейляи. Табьин хакаик, 1:299)
Кроме того, условием для всех категорий является, как следует из ранее приведенного в тексте определения закята, передача владения (человеку одной из указанных выше категорий). Поэтому без предварительной передачи владения бедному человеку нельзя уплачивать закят на возведение учреждений, например, мечетей и больниц, на общественные нужды, например, починку дорог и мостов, на спонсирование чьего-либо образования или паломничества. Слова «на пути Аллаха» в аяте не могут быть применены к таким тратам. Они трактуются как траты на солдат и паломников, а именно: бедных из их числа. Они указаны отдельно несмотря на то, что включены в первую категорию «бедных», поскольку имеют дополнительную нужду, будучи отрезанными от своего отряда или группы. (Хаскафи. Дурр мухтар, Ибн Абидин. Радд мухтар, 2:62; Насафи. Канз дакаик, Зейляи. Табьин хакаик, 1:298, 300)
[14] Имеется в виду нисаб хирман-закят (см. пояснение № 5).
[15] Хотя тому, кто способен зарабатывать на жизнь, лучше не брать закят. (Касани. Бадаи санаи, 2:159)
[16] Настолько, что его долги опускают его имущество до уровня ниже нисаба. (Маусили. Мухтар, 1:175; Зейляи. Табьин хакаик, 1:298)
[17] При условии, что у него нет доступа к его имуществу на родине. (Зейляи. Табьин хакаик, 1:298)
[18] Которому платят из фонда закята в достаточной мере, чтобы это справедливо хватало ему, и пропорционально проделываемой им работе в качестве сборщика закята. (Маусили. Мухтар, 1:174; Зейляи. Табьин хакаик, Шаляби. Комментарий к «Табьин Хакаик» Зейляи, 1:297) Но это относится только к тому, кто назначен государством, а не к тому, кто работает, например, на независимую организацию.
[19] Даже если только одному человеку ровно из одной категории. (Зейляи. Табьин хакаик, 1:299)
[20] Помимо личных принадлежностей (Шурунбулали. Мараки фалях, 2:399; Майдани. Любаб, 165), то есть имеется в виду нисаб хирман-закят.
[21] Что касается бедных братьев, сестер, теть, дядей и других родственников, не только разрешается, но и является предпочтительным платить им закят. (Тахтави. Хашия «Мараки фалях», 2:399)
[22] Если же человек выплатит долг бедного (факира) по его велению и с намерением уплаты закята, это будет действительным, поскольку кредитор по сути выступает в качестве агента должника в сборе закята. (Маусили. Ихтияр, 1:178; Хаскафи. Дурр мухтар, Ибн Абидин. Радд мухтар, 2:62)
[23] Например, если получатель окажется богатым или немусульманином в мусульманских землях, или же отцом, сыном или супругой (супругом) плательщика, или хашимитом. В таких случаях это действительно, если плательщик ранее предпринял честное старание убедиться в том, что получатель – подходящий. (Тахтави. Хашия «Мараки фалях», 2:400; Хаскафи. Дурр мухтар, Ибн Абидин. Радд мухтар, 2:67–68)
[24] То есть получателю выдается столько имущества, что по прошествии для него лунного года у него еще останутся такие средства из него, что он не сможет более получать закят. Поэтому, если получателю дается столько, что он становится обладателем нисаба, но при этом после погашения долгов или расходов на своих иждивенцев у него остается средств меньше нисаба (и он остается в числе подходящих получателей), это неугодным не является. (Маусили. Ихтияр, 1:178; Шурунбулали. Мараки фалях, 2:400; Хаскафи. Дурр мухтар, 2:68)
[25] В арабском печатном издании это предложение не закончено. Пропущенные слова были заполнены на основе рукописи, а также известной работы автора «Мараки фалях». (2:400)
[26] Но, если он сделает это до завершения лунного года, это не является неугодным. (Тахтави. Хашия «Мараки фалях», 2:400)
[27] Согласно имаму Тахтави, это является совершенно неугодным, даже если место удалено менее чем на расстояние пути (77 км) (2:400), а, по мнению Ибн Абидина, это будет выглядеть как несколько неугодное (Ибн Абидин. Радд мухтар, 2:68). В любом случае это будет тем не менее действительным. (Маусили. Ихтияр, 1:179; Ибн Абидин. Радд мухтар, 2:68) Наконец, в целом, следует избегать уплаты закята тому, кто, как известно человеку, будет использовать деньги на грешные поступки, хотя это все равно будет действительным, если получатель входит в категорию подходящих. (Тахтави. Хашия «Мараки фалях», 2:400)
[28] То есть взрослого и дееспособного (вменяемого), поскольку в ином случае он не несет правовую ответственность. (Абидин. Хадия, 198; Хаскафи. Дурр мухтар, Ибн Абидин. Радд мухтар, 2:4; Зейляи. Табьин хакаик, 1:252)
[29] Имеется в виду нисаб хирман-закят (см. пояснение № 5).
[30] То есть того, кто является бедным (факир), из имущества отца или, если отец умер или сам является бедным, из имущества дедушки (по отцу). (Абидин. Хадия, 213; Шурунбулали. Хашия «Дурар», 1:193) Это правило отличается от правила жертвоприношения в Праздник жертвоприношения, которое родитель не обязан исполнять за своего бедного ребенка.
[31] Отец не обязан выплачивать фитр-милостыню из своего имущества за своего богатого малолетнего ребенка, обязанность в этом случае ложится на имущество самого ребенка. Если родитель или опекун не платит за него, то ребенок сам должен заплатить за те пропущенные годы по достижении им половозрелости. (Хусро. Дурар хуккам, Шурунбулали. Хашия «Дурар», 1:193; Зейляи. Табьин хакаик, Шаляби. Комментарий к «Табьин Хакаик» Зейляи, 1:307)
[32] Если человек тем не менее заплатит за свою жену или взрослых детей без их разрешения и знания об этом, это засчитывается за них, если они – его иждивенцы. (Абидин. Хадия, 213; Маргинани. Хидоя, 1:113; Зейляи. Табьин хакаик, 1:307) Но, что касается закята, если человек выплачивает его за кого-то другого, пусть даже супругу или иждивенца, это исполнит обязанность другого, только если этот другой человек дал ему разрешение или хотя бы знал о платеже в тот момент или заранее.
[33] По их возвращении хозяин совершает за них платежи за все те годы, что они отсутствовали. (Тумурташи. Танвир абсар, 2:75)
[34] Даже до конца своей жизни. (Тахтави. Хашия «Мараки фалях», 2:404; Абидин. Хадия, 212)
[35] Это является несколько неугодным, но не совершенно неугодным. (Ибн Абидин. Радд мухтар, 2:72, 78)
[36] Большинство теологов считают это дозволенным, что является веской (сахих) позицией. Но, даже согласно этой позиции, предпочтительнее отдавать одному бедняку, чтобы лучше удовлетворить его нужды. (Тахтави. Хашия «Мараки фалях», 2:404; Хаскафи. Дурр мухтар, Ибн Абидин. Радд мухтар, 2:78; Хусро. Дурар хуккам, Шурунбулали. Хашия «Дурар», 1:196)
Автор: Имам Абу Ихляс аш-Шурунбулали
Пояснения: Шейх Фараз Хан аль-Ханафи
Из книги: «Маракиюс-саадат фи ильмаит-таухид уаль-‘ибадат
Подготовил: Хадис аль-Ханафи
Скачать: https://disk.yandex.ru/i/7levITtjGy6a3w