
Во времена пророка Коран хранился в памяти людей. Частично люди записывали Коран на листах, коже, белых и плоских камнях и др. Во времена Абу Бакра случилось сражение при Ямаме, где погибло большое количество чтецов Корана. Около 700 таких людей было убито за один день. Опасаясь, что такие имамы чтения Корана, как Убай, Ибн Масуд и Зейд умрут, Умар предложил Абу Бакру собрать воедино текст Корана. Это задание было поручено Зейду ибн Сабиту, который, приложив немалые усилия, собрал текст Корана вместе, но при этом не расположил суры по порядку.
Бухари передавал следующий рассказ Зейда ибн Сабита:
«После бойни в сражении при Ямаме Абу Бакр послал за мной. С ним был Умар. Абу Бакр сказал:
– Умар пришел ко мне и сообщил: «Много людей погибло в битве при Ямаме. Боюсь, как бы ни погибли многие другие чтецы Корана в иных местах, и тогда Коран будет утерян, если только ты не соберешь его текст. Думаю, нужно собрать Коран воедино». Я сказал Умару: «Как я могу сделать то, чего не делал пророк?» А Умар сказал: «Клянусь Аллахом, так будет лучше». И Умар не переставал меня уговаривать, пока Аллах не раскрыл мое сердце для понимания этого. Я согласен с Умаром. Ты – умный молодой человек. У нас нет в тебе сомнений. Ты записывал откровение от Аллаха при пророке (мир ему и благословение Аллаха). Поэтому тебе и собирать Коран воедино.
Клянусь Аллахом! Если б он обязал меня сдвинуть гору, это было бы для меня не столь тяжело, как задание собрать Коран воедино. Я ответил:
– Как можете вы делать то, чего не делал пророк (мир ему и благословение Аллаха)?
– Клянусь Аллахом, так лучше, – ответил Абу Бакр.
Он продолжал уговаривать меня, пока Аллах не открыл мое сердце для того же, к чему Он открыл сердца Абу Бакра и Умара. В итоге я начал разыскивать и собирать Коран с пергамента, костей, пальмовых листьев и памяти людей. Два аята из суры «Тауба» отсутствовали, и я обнаружил их лишь у Хузеймы Ансари: «К вам явился посланник из вашей среды…»
Экземпляр Корана, который явился результатом сбора Корана воедино, оставался у Абу Бакра, пока Аллах не забрал его душу, затем у Умара, пока Аллах не забрал его душу, и далее у Хафсы, дочери Умара.
Если спросят, зачем Усман объединил людей под единой копией Корана, в то время как Абу Бакр уже осуществил данную задачу, то ответ в том, что Усман не преследовал цели собирать людей для составления Корана. Разве не видите, что он послал за Хафсой с просьбой передать ему экземпляр Корана, чтобы скопировать его и затем вернуть ей?
Причина поступка Усмана кроется в том, что у людей начали возникать разногласия в отношении чтения Корана по-разному. Это было связано с тем, что сподвижники достигли различных территорий. Начались споры: например, конфликт, возникший между жителями Ирака и Сирии, о чем сообщал Хузейфа. Люди присоединились к походу на Армению, и каждая группа читала то, что было ей передано. Они не соглашались друг с другом, спорили. Некоторые даже стали называть других неверующими, полностью отрекаясь от них и проклиная. Хузейфа был встревожен увиденным.
Как сообщали Бухари и Тирмизи, как только Хузейфа прибыл в Медину, он сразу, не заходя домой, направился к Усману и сказал:
– Наша община дошла до того, что будет погублена!
– Как так? – спросил Усман.
– Это связано с Книгой Аллаха. Я был в походе, в котором вместе сошлись жители Ирака, Сирии и Хиджаза, – сказал Хузейфа, затем описал случившееся и выразил свои опасения: – Боюсь, как бы они не стали спорить о своей Книге так же, как это случилось с иудеями и христианами.
Это – доказательство ошибочности мнения о том, что семь вариаций представляют собой семь современных способов чтения, ведь о способах чтения никаких разногласий нет. Сувейд ибн Гафаля приводил рассказ Али о том, как Усман спросил:
– Что думаете о составлении копий Корана? – спросил Усман.
– Люди стали спорить в отношении чтецов. Дошло до того, что человек говорит: «Мое чтение лучше твоего. Мое чтение более превосходно». А это равноценно неверию.
– Каково твое мнение, правитель верующих? – спросил Али.
– Думаю, нам, людям, нужно объединиться на одном чтении. Если у вас идут споры уже сейчас, то у будущих поколений они будут еще больше.
– Твое мнение верно, правитель верующих, – сказал Али.
В результате Усман послал сообщение к Хафсе:
«Пришли страницы, хранящиеся у тебя. Мы скопируем их и затем вернем».
Она передала страницы Усману, а он велел Зейду ибн Сабиту, Абдулле ибн Зубейру, Сагиду ибн Асу и Абдурахману ибн Харису ибн Хишаму сделать копии. Усман при этом обратился к курайшитам:
«Если у вас с Зейдом возникнут разногласия в отношении той или иной части Корана, записывайте на диалекте курайшитов. Коран был ниспослан на их языке».
Они выполнили данное им задание. Когда они завершили копирование, Усман вернул страницы Хафсе и разослал сделанные копии во все регионы, приказав сжигать любые страницы и копии, отличающиеся от эталона. К этому решению Усман пришел после того, как собрал мухаджиров, ансаров и группу других мусульман для консультации по данному вопросу. Они согласились собрать то, что достоверно и точно установлено от пророка (мир ему и благословение Аллаха) из известных способов чтения, и отбросить все остальное. Они считали решение Усмана верным и правильным. Да одарит Аллах Усмана и всех их Своей милостью!
Как сообщал Ибн Шихаб, Убайдулла ибн Абдулла рассказывал ему, как Ибн Масуду не нравилось, что копированием занимается Зейд ибн Сабит, и Ибн Масуд говорил:
«Мусульмане! Перестаньте делать копии, доверяясь одному человеку. Клянусь Аллахом, я стал мусульманином, когда он еще был в чреслах неверующего отца!»
Он имел в виду Зейда. Поэтому Ибн Масуд заявлял:
«Жители Ирака! Прячьте имеющиеся у вас экземпляры Корана. Аллах говорит: «Незаконно присваивающий явится в День воскрешения с тем, что присвоил» (Коран, 3:161). Встретьте Аллаха с экземплярами Корана». (Тирмизи)
Абу Бакр Анбари говорил:
«Тот факт, что Абу Бакр, Умар и Усман выбрали Зейда для сбора Корана, не означает, что они ставили его выше Абдуллы ибн Масуда. Абдулла был лучше Зейда, он больше лет провел в исламе, участвовал в большем количестве битв и обладал бо́льшими достоинствами. Однако в отношении текста Корана Зейд знал больше Абдуллы, поскольку заучил весь Коран еще при жизни пророка (мир ему и благословение Аллаха), а Абдулла выучил при его жизни лишь 70 сур, заучив остальные уже после его смерти. Тот, кто знал весь Коран и выучил его при жизни пророка (мир ему и благословение Аллаха), был более достоин того, чтобы собрать Коран воедино и быть избранным для такой задачи. Пусть невежды не думают, будто это – умаление достоинств Абдуллы ибн Масуда, ведь лучшая память Зейда в отношении Корана еще не означает, что он в целом лучше Абдуллы. Ведь Зейд знал текст Корана лучше, чем Абу Бакр и Умар, но, конечно, не был ни лучше, ни равен им по своим достоинствам».
Абу Бакр Анбари также сообщал:
«Возражение Абдуллы ибн Масуда было сделано им в гневе. Оно не практикуется и не принимается. Несомненно, что, отойдя от гнева, он удовлетворился превосходством решения Усмана и сподвижников пророка (мир ему и благословение Аллаха), согласился с ними и перестал им возражать».
Среди теологов есть мнение, что Ибн Масуд умер, не успев выучить весь Коран. Рассказывают о случае с Язидом ибн Харуном:
– Две суры прибежища имеют тот же статус, что «Бакара» и «Али Имран». Кто заявляет, что они не являются частью Корана, тот отверг Всемогущего Аллаха, – сказал Язид.
– А как же слова Ибн Масуда о них? – спросили его.
– Среди мусульман нет разногласия в отношении того, что Ибн Масуд умер, не выучив весь Коран.
Этот вопрос требует дополнительного исследования, которое последует далее.
Хаммад говорил, и, полагаю, он цитировал Анаса ибн Малика:
«Разойдясь во мнении в отношении аята, они бы сказали:
– Пророк (мир ему и благословение Аллаха) читал так такому-то человеку.
Тот человек мог быть в трех днях от Медины, за ним бы послали и спросили:
– Как пророк (мир ему и благословение Аллаха) зачитывал тебе такой-то аят?
Далее они бы записали так, как тот говорил».
Ибн Шихаб рассказывал:
«Однажды они разошлись в отношении слова تابوت. Зейд говорил: تابوه, а Ибн Зубейр и Сагид ибн Ас: تابوت. Они сообщили о расхождении Усману, который сказал:
– Записывайте с буквой ت. Коран был ниспослан на языке курайшитов». (Бухари, Тирмизи)
Усман организовал составление нескольких копий Корана. Некоторые говорят, что их было семь. Большинство полагает, что их было четыре. Копии разослали в различные регионы. Экземпляры были отправлены в Ирак, Сирию и Египет, и чтецы селений полагались на них, никто из них не читал иначе, чем было записано в оригинале, соответствующем тому, как Коран был ниспослан. Среди семи чтецов никаких существенных различий в словах нет, поскольку они все полагались на эталонную копию Усмана.
Абу Бакр Анбари в книге «Опровержение» приводил рассказ Сувейда ибн Гафали:
Я слышал, как Али сказал:
– Люди! Бойтесь Аллаха и остерегайтесь чрезмерности в отношении Усмана и обзывания его «сжигателем Коранов». Клянусь Аллахом, он сжег их лишь на основе консультации с нами, сподвижниками Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха).
Приводятся также следующие слова Али:
«Если б я был правителем во времена Усмана, я бы сделал с экземплярами Корана то же самое, что и Усман».
Поступок Усмана
Как говорят наши теологи, поступок Усмана опровергает мнение хулулитов и хашавитов, считающих, что буквы, звуки, чтение, вера и дух вечны. Наша община, а также все группы христиан, иудеев и брахманов – да и фактически все теисты и монотеисты – верят, что вечное не может быть затронуто каким бы то ни было событием, и ничья сила не может его затронуть какими бы то ни было средствами. Для вечного небытие невозможно. Вечное не становится временным, а временное не становится вечным. У вечного нет начала существования, временное же появилось после своего небытия.
Нападки рафидитов на Коран
Рафидиты совершают нападки на Коран и говорят:
«Одного человека достаточно для подтверждения передачи аята и вариации, как вы и сделали. Вы подтвердили утверждение одного человека, Хузеймы ибн Сабита, в передаче конца суры «Тауба» и аята из суры «Ахзаб»: «Среди верующих есть люди…»»
Ответом на это будет то, что, когда Хузейма говорил об этих словах, многие сподвижники помнили их, и сам Зейд признавал их. Поэтому он и говорил:
«Последние два аята суры «Тауба» отсутствовали…»
Если б он не знал их до этого случая, то он бы и не понял, что они отсутствуют. То есть аяты на самом деле установлены консенсусом, а не одним лишь Хузеймой.
В отношении аята из суры «Ахзаб» тоже нельзя сказать, что все устанавливается свидетельством одного лишь Хузеймы, и что поскольку доказательство его надежности обнаруживается в описании пророка (мир ему и благословение Аллаха), то не требуется дополнительный свидетель. Дело в том, что аят из суры «Ахзаб» установлен свидетельством Зейда и Абу Хузеймы, которые слышали его от пророка (мир ему и благословение Аллаха). Абу Хузейма – это отнюдь не тот Хузейма ибн Сабит, о котором говорилось ранее.
Четыре ансара и др.
В сборниках Муслима и Бухари приводится рассказ Анаса ибн Малика:
«Коран был собран воедино во времена пророка (мир ему и благословение Аллаха) четырьмя людьми, каждый из которых был ансаром. Это были Убай, Муаз ибн Джабаль, Зейд ибн Сабит и Абу Зейд».
Когда Анаса спросили о том, кто такой Абу Зейд, он ответил:
«Мой дядя».
В сборнике Бухари приводятся также следующие слова Анаса:
«Когда пророк (мир ему и благословение Аллаха) умер, лишь четверо знали весь Коран: Абу Дарда, Муаз ибн Джабаль, Зейд и Абу Зейд».
Ибн Тайиб говорил:
«Данные сообщения не означают, что Коран не заучивали во времена пророка, и лишь четверо ансаров знали его наизусть, как говорил Анас. Подтверждено множество цепочек рассказчиков, что весь Коран знали также Усман, Али, Тамим Дари, Убада ибн Самит и Абдулла ибн Амр ибн Ас».
Слова Анаса означают, что лишь четверо получили Коран непосредственно из уст пророка (мир ему и благословение Аллаха). Большинство же людей учились друг у друга.
Ибн Масуд
Ибн Тайиб не упомянул Ибн Масуда и Салима (вольноотпущенника Абу Хузейфы), хотя они тоже знали весь Коран. Приводится следующий рассказ Умара:
«Я был с пророком (мир ему и благословение Аллаха), а с ним были Абу Бакр и те, кто был угоден здесь Аллаху. Мы проходили мимо Абдуллы ибн Масуда, который в это время молился.
– Кто читает Коран? – спросил пророк (мир ему и благословение Аллаха).
– Абдулла ибн Умм Абд, – ответили ему.
– Абдулла читает Коран свежим, как он был ниспослан».
Некоторые теологи считали, что здесь речь идет о первой вариации, в которой Коран был ниспослан, и которая отличалась от тех семи вариаций, которые были дозволены пророку (мир ему и благословение Аллаха) после того, как Джибриль прочел ему Коран в месяц рамазан. Приводится рассказ Абу Зубьяна:
Ибн Аббас спросил меня:
– Каким способом ты читаешь Коран?
– Первым, тем, что у Ибн Умм Абд, – ответил я.
– На самом деле, это был последний способ. Раз в год пророк (мир ему и благословение Аллаха) представлял Коран перед Джибрилем. В год своей смерти пророк прочел ему Коран дважды. Абдулла присутствовал и знал, что было отменено и изменено.
В сборнике Муслима приводится сообщение Абдуллы ибн Амра о следующих словах пророка (мир ему и благословение Аллаха):
«Берите Коран от четверых: Ибн Умм Абда, Муаза ибн Джабаля, Убая ибн Кааба и Салима, вольноотпущенника Хузейфы».
Данные сообщения указывают на то, что Абдулла, вопреки ранее сказанному, знал весь Коран при жизни пророка, и Аллаху ведомо об этом лучше.
В своей книге «Опровержение» Абу Бакр Анбари передавал слова Ибн Масуда:
«Я выучился 72 (или 73) сурам от пророка (мир ему и благословение Аллаха), и я читал ему из суры «Бакара» до аята: «Аллах любит раскаивающихся и любит очищающихся». (Коран, 2:222)».
Абу Исхак говорил, что Абдулла научился остальным частям Корана у Муджамми ибн Джарии Ансари. Если это так, то консенсус, о котором говорил Язид ибн Харун, действительно имеется, и поэтому судья Ибн Тайиб не включал Ибн Масуда в число людей, заучивших наизусть Коран во времена пророка (мир ему и благословение Аллаха). И Аллах знает лучше.
На надежность знаний Ибн Масуда указывает, в частности, тот факт, что все чтецы из жителей Хиджаза, Сирии и Ирака своим источником указывали одного из сподвижников, читавших Коран пророку (мир ему и благословение Аллаха). У Асима источником было чтение Али и Ибн Масуда, у Ибн Кясира и Абу Амра – чтение Убая, у Абдуллы ибн Амира – чтение Усмана. Все они говорили, что данные сподвижники читали Коран пророку. Цепочки данных способов чтения непрерывны, а звенья надежны, как о том говорил Хаттаби.
Автор: Имам Абу Абдуллах аль-Куртуби
Из книги: «Аль-Джами’ ли-ахкам аль-Коран»