
Всемогущий Аллах говорит:
وَاعْبُدُوا اللَّهَ وَلَا تُشْرِكُوا بِهِ شَيْئًا
«Поклоняйтесь Аллаху и не приравнивайте к Нему никого». (Коран, 4:36)
فَمَنْ كَانَ يَرْجُو لِقَاءَ رَبِّهِ فَلْيَعْمَلْ عَمَلًا صَالِحًا وَلَا يُشْرِكْ بِعِبَادَةِ رَبِّهِ أَحَدًا
«Тот, кто надеется на встречу со своим Господом (воскрешение и воздаяние), пусть совершает праведные дела и никому не поклоняется наряду со своим Господом». (Коран, 18:110)
Муслим передавал сообщение Абу Хурейры о следующих словах пророка (саллаллаху алейхи уа саллям):
«Первым из людей в День воскрешения будут судить человека, погибшего в битве. Его приведут, сообщат о данных ему благах, и он признает их.
– Как ты поступил с ними? – спросит Аллах.
– Я сражался во Имя Тебя, пока не погиб.
– Ты лжешь, – скажет Аллах. – Ты сражался, чтобы о тебе сказали: «Храбрец!» Так и говорили.
Затем будет отдан приказ, и этого человека поволокут лицом вниз и бросят в огонь.
Будет также человек, изучавший религиозные знания, обучавший им других и читавший Коран. Его приведут и сообщат о данных ему благах. Он признает их.
– Как ты поступил с ними? – спросит Аллах.
– Я изучал религиозные знания, обучал им других и читал Коран во Имя Тебя.
– Ты лжешь, – скажет Аллах. – Ты учился, чтобы о тебе сказали: «Ученый!» – и читал, чтобы о тебе сказали: «Он – чтец Корана!» Так и говорили.
Затем будет отдан приказ, и этого человека поволокут лицом вниз и бросят в огонь.
Будет также человек, которому Аллах дал огромное богатство, все виды имущества. Его приведут и сообщат о данных ему благах, которые он признает.
– Как ты поступил с ними? – спросит Аллах.
– Нет такого способа потратить средства во Имя Тебя, который бы я не использовал.
– Ты лжешь, – скажет Аллах. – Ты делал это, чтобы о тебе говорили: «Он – щедрый!» Так и говорили.
Затем будет отдан приказ, и этого человека поволокут лицом вниз и бросят в огонь».
В книге «Ракаик» Ибн Мубарака приводится сообщение Аббаса ибн Абдулмутталиба о рассказе пророка (саллаллаху алейхи уа саллям):
«Эта религия будет победоносной, пока она не пройдет море, и пока вы не погрузитесь в море со своими лошадьми на пути Всемогущего Аллаха. Затем придут люди, которые будут читать Коран. Читая его, они скажут:
– Кто читает больше нас? Кто знает больше нас?»
После этих слов пророк (саллаллаху алейхи уа саллям) обратился к сподвижникам:
– Думаете, в них будет благо?
– Нет, – ответили сподвижники.
Тогда пророк (саллаллаху алейхи уа саллям) сказал:
«Они – из вас. Они – из этой общины. И они – дрова для огня».
Абу Дауд и Тирмизи передавали высказывание пророка (саллаллаху алейхи уа саллям):
«Кто изучает ради достижения мирских благ знание, которое следует учить лишь ради Всемогущего и Великого Аллаха, тот не почувствует аромата рая в День воскрешения». (Тирмизи назвал это сообщение хасан-хадисом)
В сообщении Абу Хурейры говорилось:
– Просите защиты у Аллаха от Ямы Печали, – сказал пророк (саллаллаху алейхи уа саллям).
– Пророк, а что такое Яма Печали? – спросили его.
– Это долина в аду, от которой сам ад просит защиты по сто раз в день.
– Пророк, кто войдет туда?
– Чтец, действовавший напоказ. (Ибн Маджа и ат-Тирмизи)
В сборнике Асада ибн Мусы сообщается, что пророк (саллаллаху алейхи уа саллям) сказал:
«В аду есть долина, от зла которой ад просит защиты семь раз в день. В той долине есть яма, от зла которой просят защиты и ад, и сама долина. А в яме – змея, от зла которой семь раз просят у Аллаха защиты ад, долина и яма. Аллах приготовил ее для пропащих из числа тех, кто, зная Коран, ослушивался Аллаха».
Поэтому человеку, знающему Коран и изучающему религиозные знания, нужно бояться Аллаха за себя и действовать искренне ради Аллаха. Если он сделает нечто порицаемое, ему следует быстро раскаяться и начать проявлять искренность в своей цели и поступках. Человеку, знающему Коран, нужно беречься в большей степени, чем остальным, поскольку ему дано благо, не имеющееся у других.
Тирмизи приводил сообщение Абу Дарды о следующих словах пророка (саллаллаху алейхи уа саллям):
«В одной из Книг одному из пророков Аллах ниспослал:
– Предупреди тех, кто стремится к пониманию не ради религии, учится не ради действий и стремится к этому миру в ущерб того света. При людях они облачены в овечьи шкуры, чтобы показаться смиренными, хотя их сердца – как сердца волков. Их языки слаще меда, но их сердца горше алоэ. Они пытаются обмануть Меня и не воспринимают Меня всерьез. Я нашлю на них тяготы, которые ошарашат даже стойкого».
В книге «Этика душ» ат-Табари сообщал, что один из сподвижников передавал следующий рассказ:
– Не пытайтесь обхитрить Аллаха, – сказал пророк (саллаллаху алейхи уа саллям).
– Если кто попытается обхитрить Аллаха, Аллах обхитрит его. Человек хитрит против самого себя. Если б он только знал!
– Пророк, что значит хитрить против Аллаха? – спросили его.
– Поступать так, как приказал Аллах, но делать это не ради Него. Остерегайтесь действий напоказ. Это многобожие. Поступающий напоказ будет вызван перед свидетелями в День воскрешения четырьмя именами: «Неверующий! Пропащий! Вероломный! Нечестивый! Твои поступки пропали, твоя награда аннулирована, нет у тебя доли сегодня. Обращайся за своей наградой к тем, ради кого ты действовал, обманщик!»»
От Алькамы передается сообщение Абдуллы ибн Масуда:
«Как вы будете себя чувствовать, если вас обернут в беду, от которой дети стареют, пожилые дряхлеют, а люди будут действовать по новоизобретенной сунне? Когда любую часть из нее изменят, будет сказано:
– Сунна изменена.
Его спросили, когда это произойдет, и он ответил:
«Когда ваших чтецов будет много, а разбирающихся в религии – мало, руководителей ваших будет много, а надежных – мало, будут стремиться к благам этого мира за счет того света, а религиозным знаниям будут учиться не ради религии».
Суфьян ибн Уяйна говорил, что слышал следующие слова от Ибн Аббаса:
«Если б знающие Коран восприняли его должным образом, Аллах полюбил бы их. Но они посредством Корана стремятся к этому миру. Потому Аллах ненавидит их, и они потворствуют людям».
В отношении аята فَكُبْكِبُوا فِيهَا هُمْ وَالْغَاوُونَ «Они будут брошены туда вместе с заблудшими» (Коран, 26:94) — приводится следующее сообщение Мухаммада ибн Али:
«Имеются в виду люди, которые на словах говорят о правде и справедливости, а сами придерживаются иного».
Автор: Имам Абу Абдуллах аль-Куртуби
Из книги: «Аль-Джами’ ли-ахкам аль-Куран»