‘Улум аль-Кур’ан

Имам аль-Куртуби: Польза Корана и побуждение к его изучению…

Польза Корана, побуждение к его изучению и превосходство стремящегося к нему, читающего его, слушающего его и действующего в соответствии с ним

Данная тема обширна, и ей посвящено немало книг различных теологов. Мы рассмотрим некоторые моменты, указывающие на превосходство Корана, а также на то, что Аллах приготовил людям Корана в случае, если их намерение искренне посвящено лишь Аллаху, и они действуют в соответствии с Кораном.

Первое, что должен знать верующий о превосходстве Корана, – это то, что Коран исходит от Господа миров и не является сотворенным. Коран состоит из бесподобных слов, и качество его не имеет себе равных и подобных. Он исходит от света Сущности Аллаха. Чтение выражается голосами чтецов и их тоном. Это их приобретение, и они делают это в качестве обязанности в некоторых богослужениях и рекомендуемого действия во многих других случаях. Им запрещено читать Коран в состоянии джанабат (Джанабат – неискупанность, также называемая «большой нечистотой», «большим осквернением». Наступает у человека после полового акта и др. и прекращается после купания). Они вознаграждаются за его чтение и наказываются за отказ от него. На этом сходятся во мнении мусульмане, люди истины. Сообщения говорят об этом и известные повествования подтверждают.

Награда и наказание связаны лишь с тем, что человек добывает, о чем будет рассказано далее. Если б Аллах не вложил в сердца Своих рабов способность несения Корана, чтобы они могли размышлять о нем, изучать его и помнить о том, что содержится в нем касательно послушания Аллаху, служения Ему и исполнения обязанностей по отношению к Нему, то люди оказались бы слишком слабыми, были раздавлены его весом или погибли, ведь Аллах говорит:

«Если б Мы ниспослали данный Коран горе, вы бы увидели ее смиренной, расколотой от страха перед Аллахом». (Коран, 59:21)

Разве можно сравнить силу сердец с мощью гор? Но по Своей милости Аллах даровал Своим рабам силу переносить то, что Ему угодно.

Если говорить о сообщениях по данной теме, то первое из них передал Тирмизи от Абу Сагида. В нем приводятся следующие слова пророка (саллаллаху алейхи уа саллям):

«Благословенный и Всевышний Господь сказал: Если от просьб ко Мне человека отвлекают Коран и поминание Меня, тогда Мои милости к нему будут лучше тех, что Я даю просящим».

Он (саллаллаху алейхи уа саллям) также, сказал:

«Превосходство слов Аллаха над всеми иными словами подобно превосходству Аллаха над Его творениями». (Хасан, гариб хадис)

(Хасан – в целом, заслуживающий доверия хадис, но не столь достоверный, как «сахих». Гариб – хадис, цепочка передачи которого на определенной стадии сужается до одного рассказчика)

В сборнике «Муснад» (сборники с названием «Муснад» отличаются тем, что хадисы рассортированы в них по первому их рассказчику) Самарканди приводилось следующее высказывание Абдуллы: «Семь длинных сур подобны Торе. Суры из ста аятов подобны Евангелию, средние суры подобны Псалтырю, и иные части Корана превосходны».

Тирмизи передавал слова Али: Я слышал, как пророк (саллаллаху алейхи уа саллям) говорил:

– Настанут испытания, подобные частям темной ночи.

– Пророк, как избежать их? – спросил я.

– Книга Благословенного и Всевышнего Аллаха содержит вашу историю, информацию о том, что было прежде вас, вести о грядущем и правильные нормы в отношениях между вами. Эта Книга не шутка, а имеет решающее значение. Аллах сокрушит любого тирана, кто откажется от нее. Аллах введет в заблуждение того, кто ищет руководство не в ней. Это твердая связь от Аллаха, Его ясный свет, мудрое напоминание. Это прямой путь. Желания не идут неверной тропой из-за Корана, языки не насыщаются им, он не наскучивает богобоязненным, не изнашивается от многократного прочтения, и его чудеса не прекращаются. Это та Книга, которую джинны более не оставляли, раз услышав ее. Они сказали: «Мы услышали чудесный Коран, ведущий к верному наставлению». Кто знает его, тот обладает приоритетным знанием. Кто произносит его, тот говорит правду. Кто судит в соответствии с ним, тот справедлив. Кто действует согласно нему, тот вознаграждается. Кто призывает к нему, тот наставляется на прямой путь.

– Возьми же его, единоглазый. (Али обращается к Ибрахиму Нахаи, у которого был один глаз)

Абу Бакр Анбари в своей книге «Опровержение противников кодекса Усмана» передавал от Ибн Масуда следующие слова пророка (саллаллаху алейхи уа саллям):

«Данный Коран – пиршество Аллаха. Изучите как можно больше из Его пиршества. Данный Коран – связь Аллаха, ясный свет и полезное исцеление. Он – защита для того, кто держится за него, и спасение для того, кто следует ему. Он не искривляет, а распрямляет. Он не уклоняется, а значит не может порицаться. Его чудеса не истощаются. Он не изнашивается от многократного повторения. Читайте же его! За каждую прочтенную его букву Аллах вознаградит вас как за десять добрых дел. И я не говорю, что «алиф-лям-мим» (три буквы арабского алфавита, с которых начинается вторая сура. Ее называют сурой «Бакара» / «Корова») – это одна буква или два алифа, ставшие друг на друга. Не прекращайте читать суру «Бакара», Шайтан (злой джинн, часто под этим словом подразумевается Иблис) сбегает из дома, где читает эту суру. Дом, наиболее лишенный блага, – это дом, лишенный Книги Аллаха».

В своей книге «Гариб» Абу Убайд приводил от Абдуллы ибн Масуда следующее сообщение: «Данный Коран – пиршество Аллаха. Кто войдет в него, тот в безопасности».

Он говорил: «Данный хадис является по своему смыслу метафорой. Коран сравнивается с тем, что Аллах приготовил для людей, и что полезно для них. Далее Аллах пригласил их к этому».

Передается от Усмана ибн Аффана следующие слова пророка (саллаллаху алейхи уа саллям):

«Лучший из вас – тот, кто учится Корану и учит ему». (Бухари)

Муслим приводил от Абу Мусы такое высказывание пророка (саллаллаху алейхи уа саллям):

«Верующего, читающего Коран, можно сравнить с цитроном: приятный аромат, хороший вкус. Верующего, не читающего Коран, – с фиником: аромата нет, но вкус сладкий. Лицемера, читающего Коран, – с базиликом: приятный аромат, но горький вкус. Лицемера, не читающего Коран, – с колоцинтом: неароматный с горьким вкусом».

Абу Бакр Анбари рассказывал, что, когда кто-нибудь завершал изучение Корана, Абу Абдурахман Сулями садился перед ним, клал руку на его голову и говорил: «Бойся же Аллаха! Я не знаю никого лучше тебя, если будешь действовать в соответствии с тем, что знаешь».

Дарими приводил следующие слова Вахба Зимари: «Если Аллах даст кому-нибудь Коран, и тот станет читать его в конце ночи и конце дня, будет действовать в соответствии с его содержимым и умрет в послушании, такого человека Аллах воскресит в День воскрешения с ангелами и пророками».

Передается от Аиши, что пророк (саллаллаху алейхи уа саллям) сказал:

«Кто читает Коран и делает это свободно, тот – с благородными, праведными ангелами. А кто читает Коран, запинаясь, тому – двойная награда, поскольку это трудно для него». (Муслим)

Одну награду человек получит за чтение, а вторую – за испытываемые при чтении трудности. Статус того, кто читает Коран свободно, – много выше, ведь изначально Коран был труден для него, но он преодолел трудности, став подобно ангелам. А Аллах знает лучше.

От Абдуллы ибн Масуда передается следующие слова пророка (саллаллаху алейхи уа саллям):

«Кто прочтет букву из Книги Аллаха, тот заработает доброе дело, каждое из которых подобно десяти добрым делам. Я не говорю, что «алиф-лям-мим» – это одна буква. Нет, алиф – буква, лям – буква, и мим – буква». (Тирмизи, хасан-сахих, гариб)

Муслим приводил рассказ Укбы ибн Амира: «Мы были в Суффе еранда при мечети пророка в Медине, в те времена эта веранда служила местом ночлега для бедных мусульман), когда пророк (саллаллаху алейхи уа саллям) вышел к нам и спросил:

– Кто бы из вас хотел ежедневно ходить в Бутхан или Акык (два рынка верблюдов недалеко от Медины) и приводить оттуда двух большегорбых верблюдиц, не совершив при этом греха?

– Пророк, мы все хотели бы этого!

– Пойти в мечеть и обучить двум аятам или прочитать их – лучше, чем два верблюда. А три аята лучше трех верблюдов, четыре – четырех и т. д».

Абу Хурейра передавал следующие слова пророка (саллаллаху алейхи уа саллям):

«Кто развеет одну из бед верующего в земной жизни, тому Аллах развеет одну из бед в земной жизни и в День воскрешения. Аллах даст облегчение в земной жизни и на том свете тому, кто облегчит трудность другого. Аллах прикроет того, кто прикрыл другого мусульманина. Аллах будет помогать Своему рабу, пока тот помогает своему брату. Кто находится в пути с целью получения знаний, тому Аллах облегчит путь в рай. Когда люди собираются в одном из домов Аллаха ечети часто называют «домами Аллаха») для чтения Книги Аллаха и совместного ее изучения, на них обязательно нисходит спокойствие, милость укрывает их, ангелы окружают их, и Аллах упоминает их перед теми, кто с Ним».

Абу Дауд, Насаи, Дарими и Тирмизи писали, что Укба ибн Амир слышал следующие слова пророка (саллаллаху алейхи уа саллям):

«Читающий Коран на людях подобен тому, кто дает милостыню на людях. Читающий Коран втайне подобен дающему милостыню втайне». (Хасан, гариб)

Тирмизи приводил от Абу Хурейры следующий рассказ пророка (саллаллаху алейхи уа саллям):

«Коран придет в День воскрешения и скажет:

– Господи! Одень его!

И Аллах увенчает того, о ком просят, короной благородства.

– Господи, еще! – скажет Коран.

И Аллах оденет его в мантию благородства.

– Господи, будь им доволен! – скажет Коран.

И Аллах будет доволен им. Будет сказано:

– Читай и возвышайся!

И за каждый аят он будет возвышаться добрым делом». (Сахих)

Абу Дауд передавал сообщение Абдуллы ибн Амра, согласно которому пророк (саллаллаху алейхи уа саллям) говорил:

«Знающему Коран скажут: Читай и возвышайся! Читай размеренно, как ты читал в земном мире. Твоя позиция будет установлена на последнем прочтенном тобою аяте».

Как писал Ибн Маджа, Абу Сагид Худри передавал следующие слова пророка (саллаллаху алейхи уа саллям):

«Знающему Коран скажут: Читай и возвышайся! Он будет читать и восходить на степень с каждым аятом, пока не достигнет последнего, что у него есть».

Абу Бакр Анбари передавал от Умм Умамы Химси такое высказывание пророка (саллаллаху алейхи уа саллям):

«Получившему треть Корана дана треть пророчества. Получившему две трети Корана дано две трети пророчества. А читающий весь Коран получил все пророчество, хотя ему и не было ниспослано Божьего откровения. В День воскрешения ему скажут:

– Читай и возвышайся!

Он будет читать аят и возвышаться на степень, пока не закончит читать все, что знает из Корана. Далее ему скажут:

– Возьми!

И он возьмет. Его спросят:

– Знаешь, что у тебя в руках? В твоей правой руке – вечность, а в левой – счастье».

Марвази передавал от Али следующие слова пророка (саллаллаху алейхи уа саллям):

«Если человек будет читать Коран, произносить его и заучивать, Аллах допустит его в рай и позволит ему заступится за всех членов семьи, которые были обречены на огонь».

Абу Мухаммад Макки упоминал рассказ Умм Дарды: «Навестив Аишу, я спросила ее:

– Каково превосходство чтеца Корана над тем, кто таковым не является, среди обитателей рая?

– Число аятов в Коране соответствует числу степеней в раю. И лучше всего войдет в рай чтец Корана».

Ибн Аббас говорил: «Кто читает Коран и следует его содержимому, того наставил Аллах, отведя от заблуждения, и того Он защитит в День воскрешения от скверного расчета. Ведь Аллах сказал: «Кто последует Моему руководству, тот не окажется ни заблудшим, ни несчастным». (Коран, 20:123). Аллах гарантировал: тот, кто последует за Кораном, не окажется заблудшим в этом мире и не будет несчастным на том свете».

Приведенные выше слова Ибн Аббаса упоминал также Абу Мухаммад Макки.

Ляйс сообщал: «Говорят, что быстрее всего милость приходит к тому, кто слушает Коран, ведь Всемогущий говорит: «Когда читают Коран, слушайте его и молчите – и, очень может быть, вы обретете милость».» (Коран, 7:204)

Слова «очень может быть» подразумевают обязательность последствия.

От Абдуллы ибн Амра в сборнике «Муснад» Абу Дауда приводятся следующие слова пророка (саллаллаху алейхи уа саллям):

«Кто стоит в молитве в течение десяти аятов, тот не будет записан в числе беспечных. Кто стоит в течение ста аятов, будет записан в числе послушных. Кто стоит тысячу аятов, тому запишут целую уйму вознаграждений».

Есть немало сообщений на эту тему. Мы привели достаточное их количество. И лишь Аллахом даруется успех.

Автор: Имам Абу Абдуллах аль-Куртуби 
Из книги: «Аль-Джами’ ли-ахкам аль-Куран»

Print Friendly, PDF & Email

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.