
Первое, как мы уже говорили, – это искренность в стремлении к этому ради Аллаха. Читайте Коран днем и ночью, в молитве и вне ее, чтобы не забыть Коран. Муслим приводил сообщение Умара о следующих словах пророка (мир ему и благословение Аллаха):
«Знающий Коран подобен владельцу привязанных верблюдов. Если он стережет их, то удержит их. А если отпустит, то они уйдут. Если человек, знающий Коран, читает его днем и ночью, то он помнит Коран. Если же он этого не делает, то забывает его».
Поэтому знающий Коран должен восхвалять Аллаха, быть благодарным за Его милость, помнить Его, вверяться Ему, просить о Его помощи, стремиться к Нему и крепко держаться Его, помнить о смерти и готовиться к ней, бояться своих плохих поступков и надеяться на прощение от своего Господа. Когда он находится в добром здравии, сильнее должен быть его страх, ведь он не знает, каков будет его конец. А когда он близок к смерти, сильнее должна быть его надежда из-за хорошего мнения об Аллахе. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил:
«Пусть никто из вас не умирает без хорошего мнения об Аллахе».
То есть нужно думать, что Аллах проявит к вам милость и простит вас.
Знающему Коран нужно знать своих современников, беречь себя от правителя, стремиться спасти себя и свою жизнь, имея при себе то, что ему предопределено из мирских благ, стараясь для себя в этом отношении, насколько возможно.
Главной его заботой должно быть благочестие в его религии, богобоязненность и внимательность в отношении приказов и запретов Аллаха. Ибн Масуд говорил:
«Чтеца Корана должны знать по его ночам, когда люди спят, и его дням, когда люди бодрствуют, по его плачу, когда люди смеются, и его молчанию, когда люди вдаются в ненужные темы, по его скромности, когда люди высокомерны, и его печали, когда люди радуются».
Ибн Умар говорил:
«Знающему Коран не пристало рассуждать с рассуждающими и быть невежественным с невеждами. Ему следует прощать и извинять правом Корана, ведь внутри него – слова Всемогущего Аллаха».
Он должен защитить себя от сомнительных путей, мало смеяться и мало говорить о бесполезных вещах на коранических собраниях и в других местах. Ему следует проявлять терпение и серьезность.
Он должен быть скромен с бедными, не проявлять высокомерия и тщеславия. Если он боится за себя в отношении искушений, ему следует отойти от этого мира и его людей. Он должен также отойти от споров, стараться быть добрым, проявлять должный этикет. Он должен быть с теми, на добро которых он надеется, если они не заденут его злом и вредом. Не следует ему слушать тех, кто клевещет в его присутствии, и он должен придерживаться тех, кто поведет его к добру, направит к правдивости и благородству, тех, кто украсит его и не запятнает.
Ему следует изучать законы Корана и понимать, что Аллах имеет в виду, и что Он велит делать. Тогда человек получит пользу от читаемого и будет действовать сообразно этому. Сколь скверен тот, кто, по памяти читая веления и нормы Аллаха, не понимает смысла читаемого! Разве может правильно действовать тот, кто не понимает значения? Ему задают вопросы о нормах исламского права, а он не знает. Сколь ужасно это! Человек в таком положении подобен «ослу, груженному книгами». (Коран, 62:5)
Ему следует отличать мекканское откровение от мединского, чтобы понимать, что Аллах сказал Своим рабам на заре ислама, а что было им рекомендовано в конце, что Аллах вменил им в обязанность вначале, и какие обязанности Он добавил позже. Мединское отменяет мекканское в большей части Корана, а мекканское не может отменить мединское, ведь отмененное было ниспослано до отменяющего. Частью совершенства знатока Корана является знание склонений («играб») и редких слов. Это часть того, что облегчит ему понимание и развеет сомнения в читаемом.
Табари приводил услышанные слова Джарми:
«Тридцать лет я даю людям фетвы по правовым вопросам, основываясь на книге Сибавейха (автор известной книги по грамматике)».
Мухаммад ибн Язид говорил:
«Это связано с тем, что Абу Умар Джарми знал хадисы. Когда он изучал книгу Сибавейха, он изучал исламское право в хадисах, поскольку из книги Сибавейха он изучил исследование и тафсир. Далее он обратился к суннам, надежно переданным от пророка (мир ему и благословение Аллаха). Именно с помощью них изучающий достигает понимания того, что Аллах подразумевал в Своей Книге, и это открывает для него законы Корана. О словах Аллаха: «Будьте людьми Господа из-за своего знания Писания» (Коран, 3:79). Доххак говорил:
– Обязанность каждого изучающего Коран – быть знатоком исламского права».
Ибн Аби Хавари говорил:
«В 185 г. х. был случай, когда наша группа пошла к Фудейлю ибн Ияду, остановилась у его двери, но разрешения на вход от него получено не было. Один из людей сказал:
– Если он к чему-то и выйдет, то это к чтению Корана.
Тогда мы сказали чтецу читать, и после этого Фудейль выглянул из окна.
– Мир вам и милость Аллаха! – сказали мы.
– И вам мир, – ответил он.
– Как вы, Абу Али?
– В добром здравии от Аллаха и во вреде от вас. То, что вы делаете, – нечто новое в исламе. Аллаху мы принадлежим и к Нему вернемся! Не так идут к знаниям! Мы ходили к шейхам и считали себя недостойными сидеть с ними. Мы сидели позади них и внимательно прислушивались к их словам. Когда читался хадис, мы просили повторить его и запоминали. Вы же идете к знаниям путем невежества. Вы зря растрачиваете Книгу Аллаха. Если б вы стремились к ней, вы бы нашли в ней исцеление от всего, что хотите.
– Мы изучали Коран, – сказали мы.
– Ваше изучение Корана – работа, которой хватит на вашу жизнь и жизнь ваших детей.
– Как так, Абу Али?
– Вы не изучите Коран, пока не будете знать его правила склонений, отличать аяты с ясным значением от аятов с неясным смыслом и отменяющее от отмененного. Когда вы будете знать это, вам не понадобятся слова Фудейля и Ибн Уяйны.
Далее он сказал:
– Прошу у Аллаха, все слышащего и все знающего, защиты от проклятого Сатаны! Именем Аллаха, Всемилостивого и Милостивого! «Люди! К вам от вашего Господа явилось наставление, а также исцеление для того, что в груди, руководство и милость для верующих. Скажи: «Это по милости Аллаха и Его милосердию. Пусть же они порадуются этому. Это лучше, чем их накопления»». (Коран, 10:57–58)».
Когда чтец Корана достигнет таких высот, он станет знатоком Корана, будет знать Критерий. Он будет близок к тому, кто приближает его к этому. Но он не получит пользы ни от чего, что нами было перечислено, если у него нет искреннего намерения во Имя Аллаха при стремлении к этому, и если он не будет продолжать иметь искреннее намерение после изучения данного, как уже говорилось. Может случиться так, что стремящийся к знаниям начнет с желания получить славу, почет в религии. Затем его понимание знания дойдет до момента, когда ему станет ясно, что он ошибся в своих убеждениях. В результате он раскается, примет искреннее намерение во Имя Аллаха, извлечет пользу из этого и улучшит свое состояние. Хасан говорил:
«Мы изучали религиозные знания в мирских целях, а оно привело нас к целям того света».
Суфьян Саури приводил слова Хабиба ибн Аби Сабита:
«Мы изучали это без всякого намерения. Намерение пришло позже».
Автор: Имам Абу Абдуллах аль-Куртуби
Из книги: «Аль-Джами’ ли-ахкам аль-Куран»
Подготовил: Хадис аль-Ханафи