وَلَقَدْ كَرَّمْنَا بَنِي آدَمَ وَحَمَلْنَاهُمْ فِي الْبَرِّ وَالْبَحْرِ وَرَزَقْنَاهُم مِّنَ الطَّيِّبَاتِ وَفَضَّلْنَاهُمْ عَلَى كَثِيرٍ مِّمَّنْ خَلَقْنَا تَفْضِيلًا
وَقَالَ رَسُولُ اللّهِ ﷺ: إنّ الله تعالى يُعَذِّبُ يَوْمَ القيَامَةِ الّذِينَ يُعَذِّبونَ النَّاسَ في الدُّنْيا
Уважаемый джамаат! Как пишет шейх Мухаммад аль-Газали, западный философ Ницше сказал: «Слабые и неудачники должны погибнуть: это первый принцип нашей любви к человечеству. И им нужно помочь сделать это». (См.: «Ракаиз аль-иман байна аль-акль уа аль-кальб», с. 812)
Но философия ислама и его законодательства ни одного дня не противоречила нравственности и ценностям. Она представляет собой утверждение совокупности прав, которые охватывают всех людей, без разделения по расовым или языковым признакам. Также она охватывает окружение человека, в котором он живет. Также она представлена в заботе ислама об этих правах с помощью силы шариата, гарантии их претворения в жизнь и обязательного наказания тому, кто эти права нарушает.
Взгляд ислама на человека
Ислам смотрит на человека через прозрачную призму уважения и почитания, опираясь на слова Аллаха: «Мы оказали почёт сынам Адама, даровали им хороший рост, речь и способность в выборе вещей. Мы даровали им также честь и достоинство, если они повинуются Аллаху. Мы обеспечили их средствами передвижения по суше на животных и по морю на кораблях. Мы даровали им добрую пищу и превосходство над многими из тех существ, которых Мы сотворили, возвысив их над ними умом, способностью думать, рассуждать и видеть истину». (Тафсир «аль-Мунтахаб», 17:70)
Уважаемый джамаат! Подобный взгляд ислама предоставляет человеку особые права и привилегии. Одной из важнейших особенностей является универсальность этих прав — политическая, экономическая и мыслительная. Также эта универсальность прав характерна всем людям – мусульман и немусульманам – без расовых, половых или языковых отличий.
Эту привилегию нельзя отменить или заменить, ибо она неразрывно связана с учением Господа миров. Это подтвердил Посланник Аллаха ﷺ в своей прощальной проповеди, которая считается универсальной конвенцией по правам человека. Он ﷺ сказал: «O люди, также, как вы почитаете священными этот месяц, этот день, этот город, так же священны и неприкосновенны для вас кровь ваша, ваше имущество и честь. Помните, что вы действительно встретите вашего Господа». (Муслим 1679)
Эта пророческая проповедь утвердила ряд прав, наиважнейшими из которых являются неприкосновенность жизни, имущества и чести.
Пророк ﷺ также возвысил положение человеческой жизни в общем, сохранив для неё самое важное право – право на жизнь. Как передал имам Бухари (2510) когда его спросили о самых тяжких грехах, то он ﷺ ответил: «Придавание Аллаху сотоварищей… и убийство души не по праву».
Затем Пророк ﷺ пошел еще дальше, когда повелел оберегать человеческую душу от самой себя, запретив самоубийство, он ﷺ сказал: «Тот, кто намеренно бросится с горы и погубит себя, будет всё время лететь вниз в пламени Ада, куда он будет помещён навечно; тот, кто намеренно выпьет яд и погубит себя, будет держать в руке этот яд и всё время пить его в пламени Ада, куда он будет помещён навечно; тот, кто убьёт себя, железным орудием, будет держать это железо в руке, поражая им себя в пламени Ада, куда, он будет помещён навечно». (Аль-Бухари 5442)
Вдобавок к этому, ислам запретил любое действие, которое может угрожать праву на жизнь: будь то устрашение, унижение или удар. Пророк ﷺ сказал: «Поистине, в День воскрешения, Всевышний Аллах подвергнет мучениям тех, которые мучают людей в этом мире». (Муслим 2613; Ахмад 3/403)
Равенство между людьми
После того, как человеку был оказан почет в общем, а также была утверждена запретность его жизни, чести и имущества, Всевышний Аллах утвердил право равенства между всеми людьми – равенство между личностями и группами, между полами и народами, между правителями и подчиненными без ограничений или исключений. В шариате нет разницы между арабом и неарабом, между белым и черным, между правителем и подчиненным.
Превосходство одних над другими заключается только в богобоязненности. Пророк Мухаммад ﷺ сказал: «О люди! Поистине, ваш Господь — един, и, поистине, ваш отец — един: все вы — от Адама (т.е все люди с точки зрения своего происхождения, берут свое начало от одного праотца — Адама), а Адам — из глины…» (Ахмад 23536; Ат-Табари 14444)
Уважаемый джамаат! Давайте взглянем на отношение Пророка ﷺ к принципу равенства. Передается от Абу Умамы, что он сказал: «Как-то раз Абу Зарр упрекнул Биляля из-за его матери», сказав: «О сын черной!» После этого Биляль пришел к Пророку ﷺ и сообщил о случившимся. После чего Пророк ﷺ разгневался. После этого Абу Зарр ничего не подозревая пришел к Пророку ﷺ, а он от него отвернулся. Абу Зарр сказал: «О Посланник Аллаха, тебя отвернуло от меня что-то, что тебе сообщили», на что Пророк ﷺ сказал: «Ты ли оскорбил Биляля из-за его матери?», после этого он добавил: «Клянусь Тем, Кто ниспослал Книгу Мухаммаду, ни у кого нет надо мной преимущества, кроме как в богобоязненности: вы всего лишь как зерна в пригоршне (т.е все вы близки друг к другу, ни у кого нет преимущества над другими, кроме как в богобоязненности, ибо зерна в пригоршне похожи друг на друга». (Аль-Байхаки: «Шуаб аль-Иман», 5135)
Справедливость в исламе
Уважаемый джамаат! Равенство неразрывно связано с другим правом – со справедливостью. Одним из шедевров, упомянутых в этой теме, являются слова Пророка ﷺ, которые он сказал Усаме, когда он хотел вступиться за женщину-воровку из племени Махзум. Пророк ﷺ сказал: «Клянусь Тем, в Чьей Власти находится моя душа, если бы Фатима, дочь Мухаммада, своровала, то я отсек бы ей руку». (Аль-Бухари 2183; Муслим 1601)
Также Посланник Аллаха ﷺ запрещал незаконно отбирать чужое имущество, оберегая принцип справедливости, говоря: «Поистине, у обладателя права есть голос». (Аль-Бухари 2183; Муслим 1601)
Пророк ﷺ завещал тому, кому было вверено править и судить между людьми: «Если двое людей попросили тебя рассудить между ними, то не принимай решения до тех пор, пока не выслушаешь их обоих. Только так ты сможешь понять, какое решение следует принять». (Абу Дауд 3582)
Право на достаток в исламе
Уважаемый джамаат! В исламе по отношению к человеку не применяется выдуманные законы, а применяется право на достаток. Это означает, что каждый человек, находящийся под покровительством исламского государства, имеет право на достаточные средства к существованию, чтобы жить в достатке и обеспечить себе достойный уровень жизни. Это право отличается от «минимального прожиточного минимума», о котором говорят выдуманные законы, под которым подразумевается минимально допустимый уровень достатка для выживания человека. (Хадиджа ан-Набрауи: «Маусуа Хукук аль-Инсан фи аль-Ислям», с. 505-509)
В исламе право на достаток воплощается в жизнь работой человека. Если же человек не в состоянии работать, то обязательная милостыня (закят) помогает ему в этом. Если же закята не достаточно для поддержания жизни нуждающихся, то исламское государство выделяет средства для обеспечения достатка. Посланник Аллаха ﷺ сказал об этом так: «Кто покинул мирскую жизнь, оставив маленьких детей в бедности, то на мне лежит обязанность содержать их». (Аль-Бухари 4503; Муслим 867)
Затем он ﷺ сказал, утверждая это право: «Не уверовал в меня тот, кто спит ночью зная, что его сосед голоден». (Аль-Хаким 7307; ат-Табари 750)
Также он ﷺ сказал, хваля одн о из племен арабов: «Ашариты, оставаясь без кормильца после боевого похода, или же когда еды у их семей в Медине бывает мало, собирают всё, что есть у них на одну одежду, а потом делят это между собой одной посудиной поровну. Так вот, они — от меня и я — от них!». (Аль-Бухари 2354; Муслим 2500)
Права гражданских лиц и военнопленных
Когда речь заходит о правах гражданских лиц и военнопленных во время войны, то это указывает на вершину величия. Ибо именно в такой период преобладает дух мести, а не дух человечности и милосердия. Но исламу присущ дух человечности, которым движет милость. Об этом сказал Пророк ﷺ: «Не убивайте детей, женщин и стариков». (Муслим 1731)
Уважаемый джамаат! Это лишь некоторые принципы, которые ввел ислам и сделал их правами человека. Все они отражают человечность, которая является духом мусульманской цивилизации. За что мы благодарны Аллаху.
Подготовил: Имам-хатыб Хадис аль-Ханафи