Название пятничного намаза «джума» объясняется тем, что мусульмане должны собираться в одно место для совершения этого намаза. Однако известно и другое мнение, что намаз называется так потому, что этот день вбирает в себя множество благ.
До прихода Ислама арабы называли пятницу «Аруба». Сообщается, что когда мекканские курайшиты стали собираться в этот день, Ка’б ибн Луейй назвал этот день «джума».[1]
Мусульмане до переселения в Медину джума намаз не совершали. Как передает Даракутни, Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) послал Мус’аба ибн Умайра (умер в 3/626 хиджры) в Медину призывать людей к Исламу. Потом письмом сообщил Мус’абу, чтобы он собирал в пятницу людей, и чтобы они все вместе совершали два ракаата намаза.[2] После этого мусульмане собрались на земле, принадлежащей Ас’аду бин Зурару (умер в 1/622 году), которая находилась за пределами Медины, и стали совершать джума намаз.
По словам ибн Сирина, жители Медины совершали этот намаз еще до прибытия туда Посланника Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам), когда ему еще не было дано откровение по поводу джума намаза. И именно те мусульмане (жители Медины) назвали этот день «джума». Однажды они собрались и решили так: «Иудеи имеют свой день для поклонения. Такой же день есть у христиан. Давайте и мы выберем себе день для поминания Аллаха и коллективного совершения намаза. Пусть этим днем будет “Аруба”».[3]
Если принять во внимание, что аят, в котором повелевалась обязательность[4] намаза джума, был ниспослан в Медине, а Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) руководил намазом джума в долине, принадлежащей Бани Салим бин Ауф, то получается, что намаз джума, совершенный Мус’абом бин Ас’адом был выполнен еще до того, как этот намаз был предписан как фард.[5]
В книгах по истории сообщается, что сотворение вселенной было начато в пятницу, и конец этого мира будет в пятницу, поэтому этот день занимает большое место в вероучении Ислама. В других божественных религиях пятница также считалась особым днем, но для поклонения в них выделены другие дни.
Абу Хурайра (радиаЛлаху ‘анху) сообщил слова Пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам):
«Мы – самые последние, кому дана Книга (небесная), но в Судный день мы будем первыми. Среди них (последователей других религии) возникли противоречия относительно пятницы, которую Аллах предписал им. А Аллах этот день (священность этого дня) показал нам. Другие люди последовали за нами. Следующий день (суббота) принадлежит иудеям, а следующий день (воскресенье) – христианам».[6]
Также Абу Хурайра (радиаЛлаху ‘анху) сообщил такие слова Посланника Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам): «Когда у Пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) спросили, почему день называется «джума», он ответил:
«Нет сомнений, что ваш отец (праотец) Адам был сотворен в этот день. Судный день наступит в этот день, воскрешение будет происходить в этот день, и люди будут подвергнуты допросу в этот день. В последние три часа пятницы есть такое мгновение, что сделанная ду’а (молитва) будет обязательно принята».[7]
А — Доказательства, на которых основана обязательность намаза джума
Обязательность намаза джума исходит из предписаний Книги, сунны и доказательств иджмы.
- Доказательство из Корана.
«О вы, которые уверовали! Когда вас зовут на соборную молитву в пятницу, проявляйте рвение в поминании Аллаха, оставив торговые дела. Это лучше для вас, если только вы разумеете».[8]
Слово «зикр» (поминание) позднее было растолковано как «намаз джума» и «хутба» (проповедь).[9]
- Доказательства из сунны.
В отношении условий[10] выполнения намаза джума, достоинств[11] его совершения, а также в отношении тех, кто не совершает этот намаз, известно много хадисов.[12] Некоторые из них будут приведены в соответствующих главах. Здесь мы ограничимся хадисом, приведенным Абдуллахом бин Умаром: «Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) повелел:
«Для услышавшего азан к намазу джума совершение намаза джума является фардом».[13]
- Доказательства из иджмы.
Все ученые единогласны в том, что совершение намаза джума является фардом, однако расходятся в условиях и форме выполнения этого намаза.[14]
Теперь рассмотрим подробнее условия, соблюдение которых необходимо для действительности намаза джума. Больше внимания уделим вопросам места выполнения этого намаза, его действительности, количества людей. По этим вопросам и возникают разногласия.
Б — Условия для фарда намаза джума
Намаз джума, как и термины «намаз», «пост», «хадж», «закят», с точки зрения «усулюль-фикх» (методики), является термином, имеющим свойства «муджмал» (неполное, скрытое пояснение). Поэтому возникла необходимость толкования аятов, хадисов и пояснений сподвижников относительно формы и условий выполнения этого намаза, ибо Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) говорил:
«Выполняйте намаз так, как выполняю я!»[15]
В хадисе, переданном Джабиром бин Абдуллахом, эти условия определены следующим образом:
«Для тех, кто верует в Аллаха и в Судный день, совершение намаза джума является фардом. Исключение составляют лишь путники, невольники, дети, женщины и больные».[16]
Всем мужчинам, не имеющим уважительной причины, посещение пятничной молитвы обязательно. Исходя из этого, для действительности намаза джума существуют следующие условия:
Обязателен мужчинам. Совершение намаза джума для женщин не является фардом. Но если они совершили коллективный намаз (намаз джума), то намаз зухр им можно не выполнять.[17]
Быть свободным.Невольникам и пленникам, а также тем, кто находится в местах лишения свободы, достаточно вместо намаза джума совершить намаз зухр.
Быть «мукым»(постоянно проживать в определенной местности). Для путника совершение намаза джума не является фардом, так как путешествие связано со значительными трудностями. Например, трудно найти место, куда можно сложить вещи, или имеется вероятность отстать от спутников. Поэтому для путников существуют правила, по которым выполнение религиозных предписаний облегчается.
Быть здоровым и не иметь недугов.Тем людям, у которых, посещение мечети для намаза джума может вызвать ухудшение состояния или отдалить выздоровление, джума не является фардом. Также позволяется не посещать намаз джума ухаживающим за больными, пожилым людям, незрячим, инвалидам, страдающим чесоткой (и другими кожными заболеваниями), а также дежурным полиции и пожарной службы. Им достаточно совершить вместо джума намаз зухр. Если у таких людей есть возможность присоединиться к джамаату, то им разрешается пойти в мечеть для совершения намаза джума.[18]
В — Условия, соблюдение которых необходимо для действительности намаза джума
Чтобы намаз джума был действительным, должны иметь место следующие обстоятельства:
- Место, где совершается намаз джума, должно находиться в черте города, или же этот населенный пункт должен иметь статус города.
Данное требование исходит из некоторых сообщений и практических действий сподвижников. Передают следующие слова Али (радиаЛлаху ‘анху): «Намаз джума, такбиру ташрик, праздничные намазы Рамадан и Курбан совершаются только в многолюдных городах или в “касаба” (небольшой городок)». Ибн Хазм (умер в 456/1063 году) утверждал, что этот хадис носит достоверный характер. Этот же хадис со слов Али (радиаЛлаху ‘анху) через Абу Абдуррахмана ас-Сулями сообщил Абдурраззак. Мусульманские правоведы считают эти слова Али (радиаЛлаху ‘анху) достаточными для принятия во внимание и руководства.[19]
Выражение «многолюдный город», употребленное в этом хадисе, исламские правоведы толкуют следующим образом.
По мнению Абу Ханифы (умер в 150/767 году), «многолюдным городом» считается населенный пункт, у которого есть правитель, судья, в котором есть улицы, рынок и кварталы, где проживают люди. Тогда как Абу Юсуф (умер 182/798 году) высказал мнение, что городом называется местность, в которой проживает столько людей, что самая большая мечеть не может вместить их всех. Имам Мухаммад (умер в 189/805 году) считал, что городом называется та местность, которую признали городом правители.
Имам Шафии (умер в 204/819 году) и Ахмад бин Ханбал (умер в 241/855 году) в качестве критерия принимают количество людей. Они считают, что местность, где проживает около 40 людей, находящихся в здравом уме, достигших совершеннолетия, свободных и постоянно проживающих там, является городом, поэтому ее жителям выполнение намаза джума обязательно, то есть фард.[20]
Имам Малик (умер в 179/795) утверждал, что каждый населенный пункт, в котором есть мечеть и рынок, считается городом. Город и село – это слова-синонимы. При этом количество и плотность населения не имеет значения.
Ученые, считающие, что намаз джума можно совершать в небольших населенных пунктах, в качестве доказательства приводят следующие факты:
1. Абу Хурайра (радиаЛлаху ‘анху) (умер в 58/677), будучи наместником в Бахрейне, спросил у Умара (радиаЛлаху ‘анху) о намазе джума. Тот ответил: «Где бы вы ни находились, совершайте намаз джума».
2. Умар бин Абдульазиз (умер в 101/720) в своем письме командующему армией Ади бин Ади писал: «Что касается деревень, жители которых не проживают в шатрах, то назначь туда ответственных лиц, которые руководили бы намазом джума».
3. Имам Малик сообщил, что сподвижники совершали намаз джума на берегу рек, расположенных между Меккой и Мединой, хотя в тех местах никогда не было городов.[21]
4. Ибн Аббас говорил, что после Мечети Пророка в Медине первый намаз джума совершили в Бахрейне, в селе Джуваса.[22]
Ученые, считающие, что намаз джума совершают лишь в больших населенных пунктах, приводят следующие доводы:
1. Так как Умар (радиаЛлаху ‘анху) знал, что сподвижники не станут совершать намаз джума в пустыне и степи, то приказал: «В каком бы вы (городе) ни находились, совершайте намаз джума».
2. Мнение Умара бин Абдульазиза является персональным, поэтому ученые не принимают его слова в качестве доказательства.
3. Место «Айле», где совершили намаз джума, представляет собой порт на Красном море, а Джуваса – это важный форпост в Бахрейне, принадлежащий Абдулькайсу. И хотя эти места являются «каръя» (поселками), но, так как здесь были силовые структуры и проживали правители, они считались городами.[23] А то, что ибн Аббас назвал Джувасу деревней, не мешает считать ее городом того времени, ибо на их наречии слово «каръя» означало как деревню, так и город. И в Коране слово «каръя» использовано в этом смысле:
«Еще они сказали: «Почему этот Коран не был ниспослан какому-либо важному мужу из двух известных селений?».[24]
Два «каръя» – это города Мекка и Таиф. С другой стороны, Мекку называют еще «Уммуль-кура» (мать деревень),[25] а в том, что Мекка была городом, нет никаких сомнений. А раз Джуваса была крепостью, значит, в ней были правители, судьи и ученые. Поэтому ас-Сарахси (умер в 490/1097) в отношении Джувасы использует наименование «мыср» (город).[26] Абдурраззак отмечает, что Али (радиаЛлаху ‘анху) считал «мысром» (городом) Басру, Куфу, Медину, Бахрейн, Мысыр, Шам, Джазиру и, возможно, Ямаму в Йемене.[27]
Абу Бакр аль-Джассас (умер в 370/980) говорил: «Если бы выполнение намаза джума было дозволено в деревнях, как это разрешается в городах, то в силу необходимости, об этом бы сообщили». И он добавлял, что по сообщению Хасана, наместник Хадджадж, не совершая намаз джума, постоянно жил в селе.[28]
Ибн Умар (умер в 74/693) говорил: «Места, близкие к городу, считаются городом», тогда как Анас бин Малик (умер в 91/717), находясь в Ираке, проживал в деревне, расположенной в 4 фарсахах от Басры. Иногда он приходил на намаз джума, а иногда – нет. Этот факт свидетельствует о том, что совершение намаза джума дозволено только в центре, в самих городах.[29]
Примеры из практики
1. Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) при жизни совершал намаз джума только в центре Медины. Мусульмане, проживающие в окрестности города, приходили сюда.
Досточтимая Айша (умерла 57/676) рассказывала: «При жизни Посланника Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) мусульмане приходили с «мензиля» и «авали» в Медину для совершения намаза джума поочередно».
«Мензиль» переводится как «окрестности города вместе с домами и садами», а «авали» – это маленькие населенные пункты, расположенные недалеко от Медины на расстоянии 2-8 миль, в стороне Неджда. И так как сподвижники приходили оттуда на намаз джума поочередно, следовательно, намаз джума не был для них фардом. В противном случае, им было бы приказано совершать намаз джума коллективно в местах проживания или же всем вместе приходить в Медину. С другой стороны, известно, что Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) повелел жителям Куба (расположенной в 2-х милях от Медины) присутствовать в Медине для совершения намаза джума.
2. Когда в период правления «хулафаур-рашидин» (четыре праведных халифа) было завоевано множество стран, джума выполняли только в центре города. Это свидетельствует о том, что они считали совершение джума в городе (большом населенном пункте) одним из обязательных условий для действительности намаза. Намаз зухр является фардом, поэтому его невыполнение может быть только на основе твердого «насса» (предписаний аятов и хадисов). Четкое определение «насса» предписы- вает выполнение намаза джума. Этот намаз является самым главным символом Ислама, а осуществление этого возможно лишь в прекрасных городах.[30]
В свете приведенных в исторических источниках сведений данный вопрос можно рассмотреть в следующих аспектах:
а) Города и поселки
Каждый населенный пункт, в котором есть управляющий, муфтий и органы правопорядка, обладающие полномочиями и возможностями для контроля над соблюдением законов и сохранением порядка в обществе, является городом. Позднее в произведениях исламских правоведов не придавалось особого значения наличию дорог, рынков и базаров, так как в любом городе или поселке все это есть. В мечетях и местах отправления религиозных ритуалов таких населенных пунктов разрешено выполнение намазов джума. Все ученые единодушны в этом вопросе.[31] По этому определению, областные центры считаются городами. Их можно сравнить с Меккой и Мединой, относительно которых нет сомнений, что они являются городами.
б) Места, считающиеся городами
Населенный пункт, в котором проживает столько людей, обязанных совершать намаз джума, что, несмотря на то, что там имеется большая мечеть, она не вмещает всех желающих, также считается городом. Данное определение в духе Абу Юсуфа. Большинство исламских правоведов, живших в более поздние времена, издавали фетву, исходя именно из этого. Если в населенном пункте есть представители власти, то, по мнению Имама Мухаммада, это место также считается городом.[32] По этому критерию, районные центры и многие поселки считаются городом.
- Наличие разрешения, выданного государственными органами
Вопрос о «наличии разрешения, выданного представителем власти», чтобы намаз джума считался действительным, издавна был предметом спора между исламскими правоведами. Некоторые из них утверждали, что разрешение обязательно, но были и такие, которые не считали это нужным. Мы хотим привести доводы оппонентов и затем дать им оценку.
a) Взгляды ханафитов
По мнению правоведов-ханафитов, для совершения намаз джума обязательно иметь разрешение. В своем выводе они опираются на хадис, сообщенный Джабиром ибн Абдуллахом и ибн Умаром:
«Если кто-либо при моей жизни не совершит намаз джума, или же, имея правителя (справедливого или тирана), не признает или отнесется к нему с пренебрежением, пусть Аллах не даст ему удачи и не даст ему благополучно закончить свои дела».[33]
В этом хадисе, чтобы джума был фардом, ставится необходимое условие о наличии правителя. При этом не имеет никакого значения: справедливый он или несправедливый.
Так как намаз джума совершается при большом стечении народа и хатыб (проповедник) выступает перед ними с речью, большое значение имеет сохранение общественного порядка. Если не принимать разрешения гос-органов как необходимое требование для совершения намаза джума, среди народа могут возникнуть волнения. Кроме того, руководство намазом и чтение хутбы представляет собой почетную обязанность, поэтому среди религиозных служащих может возникнуть соперничество. Также может помешать совершению намаза личная неприязнь или корыстные интересы отдельных лиц. Желание каждой группы руководить намазом сводит к нулю всю пользу от намаза джума. Если одна группа решит совершить намаз, а другая откажется, главная цель не будет достигнута. Одним словом, учитывая «психологию толпы» и другие причины, выполнение намаза джума должно происходить под контролем властей.
Но если власти проявят равнодушие к этому или без особой причины решат воспрепятствовать совершению намаза джума, мусульманам можно собраться и совершать намаз под руководством одного из имамов. По этому вопросу Имам Мухаммад приводит следующее доказательство:
«Когда Усман (радиаЛлаху ‘анху) находился в Медине под осадой, остальные сподвижники собрались и совершили намаз джума под руководством Али (радиаЛлаху ‘анху)».[34]
Бильмен отмечает, что в «даруль- харб»[35] дозволено так поступать.[36]
Нужно ли, чтобы глава государства или областные и районные руководители лично возглавляли намаз джума?
По этому вопросу ибн уль-Мунзир сказал: «Издавна было заведено, чтобы намазом джума руководили главы государств или назначенные ими лица. Но если их нет, люди совершали намаз зухр».[37]
Однако позже подобная практика канула в лету и эту обязанность взяли на себя имамы и хатыбы. В своде законов фикха «аль-Фатаваи хиндия» сказано:
«Нынешнее положение дел таково, что начальник полиции, губернатор или кады (прокурор) не могут возглавлять намаз джума, так как (государством) на них эта обязанность не возложена. Исключением является тот случай, если руководство намазом джума вменено им в обязанность в инструкции или в приказе назначения на должность».[38]
Когда Усман (радиаЛлаху ‘анху) был избран халифом, на первом после вступления на пост намазе джума во время хутбы он от волнения потерял дар речи. Когда он оправился от волнения, то дал понять, что в дальнейшем хутбу могут читать хатыбы с правильной дикцией.[39] Ясно, что если главой государства является женщина, принцип руководства намазом джума может не осуществляться. В таких случаях намазом руководит лицо, назначенное главой государства.[40]
б) Взгляды большинства
По мнению Имама Шафии, Малика и Ахмада бин Ханбаля, для действительности намаза джума разрешение властей не является обязательным условием. Это мустахаб или проявление такта и уважения. Высказывая это мнение, они опираются на принцип «кыяс», то есть сравнивают намаз джума с обязательным намазом. Как для совершения пятикратного обязательного намаза джамаатом не требуется разрешение властей, так и не требуется для намаза джума. Другим доказательством является случай из истории, когда мятежники заключили Усмана дома, и Али (радиаЛлаху ‘анхума) без разрешения халифа возглавил намаз джума.[41]
Ханафиты утверждают, что Али (радиаЛлаху ‘анху) принял решение возглавить намаз по той причине, что народ собрался на намаз, а для получения разрешения у халифа не было возможности. Поэтому поведение Али (радиаЛлаху ‘анху) не доказывает, что можно каждый раз совершать намаз джума без разрешения властей.[42]
В итоге можно сказать, что ханафиты придавали большое значение сохранению порядка в обществе.
- Численность джамаата
Взгляды правовых школ также различаются по вопросу численности джамаата, необходимого для действительности намаза джума.
Абу Ханифа считал, что кроме имама должно быть еще три человека, тогда как Абу Юсуф и Имам Мухаммад утверждали, что необходимо участие двоих мужчин. Доказательством является аят Корана о призыве людей к намазу, где употреблена множественная форма:
«Когда вас позовут к молитве дня собрания, спешите к поминанию Аллаха».[43]
Абу Ханифа считал, что множественное число употребляется в отношении трех человек, а его ученики считали, что в отношении двух.
По известному мнению Имама Шафии и Ахмада бин Ханбаля, для действительности намаза джума должно быть сорок мужчин, умственно полноценных, свободных, достигших совершеннолетия и проживающих в определенной местности. Что касается местности, где нет столько мужчин, то там намаз джума не совершается. В качестве довода они приводят историю совершения мусульманами первого намаза джума в местечке под названием Бани Баяда Харра, где в намазе участвовало 40 человек.[44]
Имам Малик не указывает на какое-либо число участников. По его мнению, джамаат по численности может быть гораздо меньше сорока человек, например, из 12 человек. Доказательство следующее: «Однажды Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) читал хутбу, находясь на минбаре. В это время стояла засуха. И тут пришла весть, что в Медину прибыл караван. Люди, узнав об этом, покинули мечеть, и там осталось всего 12 человек.[45] Аят об обязательности совершения джума был ниспослан именно в этот момент».
Так как во времена Пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) и его сподвижников намаз джума совершали с участием различного количества людей, то лучше не ставить условие об участии определенного количества людей, а, как ханафиты, ограничиться понятием «джамаат», так как указание в хадисах на конкретное количество людей может быть чистой случайностью.
- Одновременное совершение намаза джума в нескольких местах в одном городе
Причиной разногласий, возникших по этому вопросу, является то, что во времена Пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) и его сподвижников намаз джума совершали только в центре города и в одной мечети.
Абу Ханифа и Имам Мухаммад считают, что можно совершать намаз джума сразу в нескольких местах города. В книге «аль-Фатаваи хиндия» сказано, что это наиболее достоверное мнение ханафитов, но в тоже время ее авторы приводят и совершенно противоположное мнение. Абу Юсуф говорил, что в случае необходимости в одном районе можно совершать намаз джума только в двух мечетях.[46]
Сначала Имам Шафии утверждал, что в одном районе намаз джума можно совершать только в одной мечети, но, когда увидел, что в Багдаде намаз джума совершают в нескольких мечетях, промолчал.
Ученые, утверждающие, что в одном городе можно совершать намаз в нескольких мечетях, приводят следующие доводы: пока Усман находился в окружении мятежников, Али (радиаЛлаху ‘анхума) руководил намазом джума. Кроме того, он возглавил праздничный намаз за пределами Медины, в пустыне. А пожилые и слабые люди совершили намаз в центре города. Правила совершения праздничного намаза такие же, как намаза джума. С другой стороны, хадис: «Намаз джума совершают лишь в многолюдном городе» имеет абстрактный характер и не указывается, что в таком городе намаз совершают только в одной мечети. Ведь если город большой, то очень сложно вместить всех людей в одну мечеть.[47]
В аятах Корана говорится:
«Господи наш! Не возлагай на нас то, что нам не под силу».[48]
«И не наложил на вас в [исполнении обрядов] религии никакого затруднения».[49]
- Вакт (время)
Время выполнения намаза джума – это время совершения намаза зухр. Анас ибн Малик говорил: «Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) совершал намаз джума в тот момент, когда солнце начинало склоняться к западу».[50] Еще до хижры, отправляя Муса’ба ибн Умайра проповедником в Медину, Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) сообщил ему, чтобы он совершал намаз джума в то время, как солнце начнет склоняться к закату. Если намаз джума не совершили, то делают када намаза зухр. Ахмад бин Ханбаль утверждал, что намаз джума можно выполнять до наступления времени намаза зухр, тогда как Имам Малик добавлял, что можно и после окончания времени.[51]
- Хутба (проповедь)
Выражение в аяте «спешите к поминанию Аллаха»[52] означает «намаз джума» и «хутба» (проповедь). Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) никогда не совершал намаз джума без хутбы. Если хутба не представляла бы собой необходимое условие, он бы не всегда читал ее, показывая, что хутба не является фардом. Со слов ибн Умара и досточтимой Айши (радиаЛлаху ‘анхума) известно, что из-за хутбы намаз джума совершали в 2 ракаата.[53] Поэтому после наступления времени намаза перед джамаатом необходимо прочитать хутбу. Если кто-то не будет присутствовать на хутбе, а придет позже, то его намаз считается недействительным.
Необязательно слышать хутбу, достаточно присутствовать. По мнению Абу Ханифы, рукн (условие) хутбы – поминание Аллаха. Поэтому достаточно, если сказать «Альхамдулиллях» или «Субханаллах», или «Ля иляха иляллах» с намерением прочитать хутбу, ибо в аяте «спешите к поминанию Аллаха» не указывается количество зикра. Усман (радиаЛлаху ‘анху), только став халифом, на первом намазе джума произнес лишь «Альхамдулиллях» и потом от волнения потерял дар речи, после чего сошел с минбара и совершил намаз джума.
Абу Юсуф и Имам Мухаммад считают, что достаточно произнести длинный зикр, который можно назвать хутбой. Например, размером с «ат-Тахийят», хамд, салават и молитву за всех мусульман.
Ваджибы хутбы:
а) Читать хутбу стоя, повернувшись лицом к людям;
б) Быть в состоянии ритуальной чистоты;
в) Аурат должен быть прикрытым.
Сунны хутбы:
Разделить хутбу на две части, чтобы между промежутками можно было прочитать один тасбих или три аята. Поэтому считается, что две хутбы.
В каждой хутбе нужно произнести «хамд», «шахаду», «салават».
Кроме того, в первой хутбе необходимо прочитать аят и небольшое наставление.
Во второй хутбе вознести молитву за мусульман.
Во время чтения второй хутбы хатыб должен немного понизить голос.
Слишком не затягивать хутбу.
Чтение сур из «Тывали муфассал», то есть от суры «аль-Хужурат» до суры «аль-Бурудж», является макрух. Этого нужно избегать, особенно в зимнее время, чтобы не утомлять джамаат.[54]
Как только хатыб восходит на минбар, муаззин должен прочитать азан. Так делали во времена Пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам). Сайб бин Йазид (радиаЛлаху ‘анху) говорил: «Во времена Посланника Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам), Абу Бакра и Умара (радиаЛлаху ‘анхума) в пятницу читали один азан. Но когда халифом стал Усман, из-за роста числа населения он приказал читать второй азан на рынке Медины в местности Зарва. Рядом с Пророком (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) азан читал один и тот же человек».[55]
Как только прочитают второй (внутренний) азан, хатыб должен встать, про себя прочитать «А’узу» и вслух произнести восхваления (хамд) Аллаху, затем прочитать хутбу мусульманам. В странах, захваченных в результате военных действий, хатыб при чтении хутбы должен держать в руке меч. Это символизирует силу и мощь Ислама, показывает силу, на которую опираются муджахиды. Как только заканчивают чтение хутбы, муаззин должен произнести икамат. Это тоже является сунной хутбы.
Г — Некоторые вопросы, связанные с намазом джума
С давних времен было разрешено совершать намаз джума в некоторых селах. Если в пятничный день житель пригородного села приедет в город с намерением оставаться в обеденное время, совершение джума становится для него фардом. Если у него есть намерение уехать до обеда, то джума не становится фардом. Также джума не становится фардом, если у него есть намерения выехать из города во время намаза джума. Препятствующей намазу причиной может быть движение транспорта по расписанию в направление села или же отсутствие попутного транспорта. В подобных случаях можно не ждать начала совершения намаза джума, а совершить намаз зухр.
Дозволено выходить в путь в пятницу с утра. Но неодобрительно (макрух) выходить в путь после отклонения солнца от зенита, не совершив намаз.
Лицам, имеющим уважительные причины или находящимся в заключении, совершение намаза зухр джамаатом до или после намаза джума является макрух. Для таких лиц мустахаб – совершение намаза зухр после выполнения джума.
Если кто-то без веской причины, в пятницу, до совершения намаза джума (в мечети), выполнит дома намаз зухр, его намаз будет считаться действительным, но за пренебрежение намазом джума он будет грешником. Если он направится после этого в мечеть для совершения намаза джума, но не успеет присоединиться к джамаату, то, по мнению Абу Ханифы, его намаз зухр перейдет в разряд нафиль. Если он не успеет на джума, ему необходимо заново совершить намаз зухр. Но Абу Юсуф и Имам Мухаммад считают, что, пока этот человек не начнет намаз джума, совершенный им намаз зухр не будет батыл. Тем не менее, Абу Ханифа и оба имама единодушны в том, что если человек направился в мечеть для совершения намаза джума после завершения намаза джума имамом, его ранее выполненный намаз зухр не становится батыл.
Произнесение такбира в пятницу, омовение всего тела, использование благовоний, мисвака и облачение в чистую одежду является мустахаб. Как только с минарета прочитают азан, все, кто не имеет уважительных причин, и те, кто обязан совершать намаз, оставив свои дела, должны спешить в мечеть для намаза джума, ибо это является ваджиб.
Пораньше прийти в мечеть, совершить два ракаата намаза тахийятуль- масджид, читать суру «аль-Кахф» является мандуб.
На пути в мечеть нельзя причинять неудобства другим. Если в мечети хатыб не начал чтение проповеди, нужно постараться сесть поближе к минбару. Если впереди нет места, нужно сесть на свободное место.
Как только хатыб поднимется на минбар, все должны замолчать, ни с кем не здороваться и не совершать намазы нафиль. Если начали совершать первую сунну намаза джума, нужно постараться не затягивать. При этом нужно соблюдать ваджибы. Когда при чтении хутбы упоминают досточтимого Пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам), не стоит произносить салаваты, лучше всего молча послушать, однако Абу Юсуф считает, что можно салаваты произносить про себя.
Будет лучше, если намазом джума руководит тот человек, который прочитал проповедь. Тот, кто присоединился к джамаату до окончания намаза, завершает намаз сам. Если человек присоединился к джамаату в тот момент, когда имам находился в ташаххуде или при совершении сажда саху, то считается, что он успел к намазу джума. По мнению Имама Мухаммада, тот, кто присоединился к джамаату после руку’ 2-го ракаата, завершает не намаз джума, а намаз зухр.
Д — Намаз зухр ахир
Это намаз зухр, выполняемый сразу после намаза джума. Также это означает «последний намаз зухр», который совершается в том случае, если намаз джума не соответствует требованиям, и зухр ахир выполняется как намаз када.
Данная проблема имеет место в тех случаях, когда, исходя из мнения ученых о недопустимости совершения намаза джума одновременно в нескольких местах, считают, что действительным стал намаз джума только в той мечети, где первым произнесли такбир, а в остальных мечетях намаз недействителен. Поэтому, чтобы избежать подобных сомнений и разногласий, после последних четырех ракаатов сунны намаза джума совершают дополнительно четыре ракаата «зухр ахир». К этому намазу делают следующее намерение: «Намереваюсь совершить зухр ахир, который не успел совершить вовремя, но который я обязан выполнить». Выполняется этот намаз так же, как и 4 ракаата фард намаза зухр или сунны. Если этот намаз совершается как сунна, то нет ничего плохого, если в последних ракаатах добавить к суре «аль-Фатиха» небольшие суры или аяты.
По преобладающему мнению, которое ханафиты берут за основу, чтобы не затруднять положение людей, в одном городе можно совершать намаз сразу в нескольких мечетях, ибо в больших городах невозможно вместить всех людей в одну мечеть. В противном случае это порождает такие значительные трудности, как отдаленность мечети, сложность достижения места, где совершают намаз. Лучше всего в каждом городе намаз джума совершать только в нескольких мечетях.
В силу причин, разъясненных выше, многие ученые одобряют совершение намаза «зухр ахир». Это мнение поддерживают даже многие факихи-шафииты, так как Имам Шафии считал, что в одном районе действителен тот намаз, который начали совершать раньше. Из всего этого следует, что люди, начавшие совершать намаз позже, чем в других мечетях, должны совершить намаз зухр. Что касается Имама Малика, то он считает действительными намазы джума, совершенные в старинных мечетях, где их постоянно совершали, а намазы, совершенные в других мечетях, он считает недействительными.
Так как этот вопрос опирается на иджтихад (суждение), известно также, что Имам Шафии как-то увидел, что в Багдаде намаз джума совершают в нескольких мечетях, и ничего не сказал по этому поводу.
Видя, что по вопросу дозволенности совершения намаза в нескольких мечетях нет твердых доказательств, Ибн Рушд заметил, что Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) ни в коем случае не обошел бы столь важный вопрос молчанием и обязательно сделал бы соответствующие разъяснения. В качестве доказательства Ибн Рушд привел следующие аяты Корана:
«тебе ниспослали Коран, чтобы ты разъяснил людям»,[56]
«Мы ниспослали тебе Писание именно для разъяснения того, в чем не соглашаются друг с другом [неверные], а также как руководство к прямому пути и милость для верующих людей».[57]
Е — Намазы сунны при совершении намаза джума
Так же как при выполнении намаза зухр, до и после намаза джума совершается по 4 ракаата нафиль намаза. Первые 4 ракаата совершаются так же, как и сунна намаза зухр. Для этого делается намерение: «Намереваюсь совершить начальную сунну намаза джума». После азана, который читают внутри мечети и после хутбы, читают икамат и затем совершают два ракаата намаза джума. После фарда так же, как 4 ракаата сунны намаза зухр, совершают завершающие 4 ракаата сунны намаза джума. Затем, как объяснялось выше, совершают 4 ракаата «зухр ахир». Потом, с намерением совершить «сунну установленного времени», совершают 2 ракаата намаза, как сунну намаза субх.
Необходимость совершения этих нафиль намазов исходит из следующего:
Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) всегда перед намазом джума совершал 4 ракаата намаза нафиль, и эту традицию продолжили его сподвижники.[58] Как сообщил Абу Хурайра, однажды Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) повелел:
«После того, как вы совершите намаз джума, выполните еще 4 ракаата намаза».[59]
Самое малое количество ракаатов намаза, совершаемого после джума, должно быть 2, ибо «Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) всегда после намаза джума совершал 2 ракаата намаза нафиль».[60] Но самое большое количество ракаатов – 6, так как ибн Умар говорил: «Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) после намаза джума совершал 6 ракаатов намаза».[61]
Примечание
[1] Куртуби, Ахкамуль-Куран, Каир, 1967, 18/97-98.
[2] ас-Суюти, ад-Дурруль-мансур, Бейрут, 6/218, с передачи Дарекутни; ибн Сад, Табакат, Бейрут, 3/118.
[3] Ибн Хумам, Фатхуль Кадир, Египет, 1/1898, стр. 409; ибн Сад, 3/118; Хайсеми, Маджмауз- заваид, Бейрут, 1967, стр. 176.
[4] Сура аль-Джумуа, 62/9.
[5] Ибн Маджа, Икама, 78; Ахмад Наим, Таджриду сарих, перевод, 3-й том, Анкара, 1980, стр. 4-8.
[6] Бухари, Джумуа, 1/1, стр. 211; Муслим, Джумуа, 856. (В сборнике Муслима приведено в н — сколько другом варианте).
[7] Ахмад бин Ханбаль, 2/311.
[8] Сура аль-Джумуа, 62/9.
[9] аль-Джассас, Ахкамуль Куран, том 5, стр. 338-339, Каир; аль-Касани, Бадаиус-санаи, 1/256, Бейрут, 1974.
[10] Ибн Маджа, Икама, 78; Абу Дауд, 1/644; Дарекутни, 2 том, стр. 3.
[11] Ахмад бин Ханбаль, Муснад, 2/311; Муслим, Джумуа, 5, 17; Бухари, Джумуа, 6, 15.
[12] Муслим, Джумуа, 855; Масаджид, 42; Абу Дауд, Салят, 2; Насаи, Джумуа, 14.
[13] Абу Дауд, 1/244, хадис № 342; Дарекутни, 2/6.
[14] ас-Сарахси, аль-Мабсут, 2/22, Бейрут, 1978.
[15] Бухари, Азан, 18, Адаб, 27.
[16] Абу Дауд, 1/644, № 1067; Дарекутни, 2/3; Багави, Шархус-сунна, 1/225.
[17] ас-Сарахси, 2/22-23; ибн Абидин, Раддуль-Мухтар, 1/591, 851-852.
[18] ас-Сарахси, 2/22-23; ибн Хумам, Фатхуль-Кадир, 1/417.
[19] Абдурраззак, аль-Мусаннаф, 3/167-168; хадис № 5175, 5177; ибн Абу Шайба сообщил эти слова через Аббада бин аль-Аввама. Аналогичный хадис также сообщили Хасан Басри, ибн Сирин и Ибрахим ан-Нахаи. Ибн Хумам, 1/409.
[20] ас-Сарахси, 2/24-25; аль-Касани, 1/259; аль-Джазири, Китабуль-фыкх аляль-мазахибиль-арбаа, 1/378-379, Мыср; Абдуллах аль-Мавсили, аль-Ихтияр, 1/81; Каир.
[21] Ас-Сарахси, 2/23; Ахмад Наим, 3/45,46
[22] Бухари, Джумуа, 11, 1/215; Багави, 4/218; ибн Хумам, 1/490.
[23] Ахмад Наим, 3/46.
[24] Сура Зухруф, 43/31.
[25] Сура аш-Шура, 42/7.
[26] ас-Сарахси, 2/23.
[27] Абдурраззак, 3/167.
[28] аль-Джасас, 5/237-238.
[29] аль-Джасас, 5/237-238.
[30] ас-Сарахси, 2/23; аль-Касани, 1/259; ибн Хумам, 2/51.
[31] ибн Абидин, 1/546-547.
[32] ас-Сарахси, 2/23-24; аль-Касани, 1/259-260; аль-Мавсили, 1/81; аль-Джазири, 1/378-379.
[33] Ибн Маджа, 78. ибн Маджа считает рави (передатчиков хадиса) Али бин Зайда и Абдуллаха бин Мухаммада аль-Адави не вызывающими доверия. Хайсами, приведя в своем сборнике этот же хадис, говорил: «Этот хадис взял в свой сборник «аль-Авсат» хадисовед Табарани. Но в «иснаде» (цепь передатчиков) есть Муса бин Атия аль-Бахили, я не нашел его биографии. А остальные рави вполне надежны».
[34] аль-Касани, 1/261; аль-Фатаваи хиндия, 1/146; ибн Абидин, 1/540.
[35] «Даруль-харб» – страна, где идут боевые действия. А также государство, где правит светский режим.
[36] Бильмен, Умар Насухи, Буюк Ислам Ильмихали, Стамбул, 1985, стр. 162.
[37] Ахмад Наим, 3/48.
[38] Аль-Фатаваи хиндия, 1/145.
[39] ас-Сарахси, 2/30-31.
[40] Ибн Хумам, 1/413; ибн Абидин, 2/137.
[41] аль-Касани, 1/261; Тажрид-и-Сарих, 3/48.
[42] Ибн Хумам, Фатхуль-Кадир. (Толкование на краях этой книги другого произведения по фикху под названием «Инае»).
[43] Сура аль-Джумуа, 62/9.
[44] Тажрид-и-Сарих Тардж., 3/46.
[45] Бухари, Джумуа, 38; Муслим, Джумуа, 36; Багави, 4/220; сура Джумуа, аят 11.
[46] аль-Касани, 1/260-261; ибн Хумам, 1/411; аль-Фатаваи хиндия, 1/145; ибн Абидин, 1/542; ас- Сарахси, 2/120.
[47] ас-Сарахси, 2/121-122.
[48] Сура аль-Бакара, 2/286.
[49] Сура аль-Хадж, 22/78.
[50] Бухари, Джумуа, 16; Абу Дауд, Салят, 216-217; ибн Маджа, Икама, 84; Тирмизи, Джумуа.
[51] ас-Сарахси, 2/24; ибн Хумам, 1/412-413.
[52] Сура аль-Джумуа, 62/9.
[53] ас-Сарахси, 2/24.
[54] аль-Касани, 1/263; ибн Хумам, 1/421; ибн Абидин, 1/758, аль-Фатаваи хиндия, 1/146.
[55] аш-Шавкани, 3/262.
[56] Сура ан-Нахль, 16/44.
[57] Сура ан-Нахль, 16/64; ибн Рушд, Бидаятуль-муджтахид, 1/154; ибн Абидин, 1/755; ибн Кудама, аль-Мугни, 2/334; Бильмен, стр. 164-165.
[58] аз-Зухайли, 2/305; (с передачи ибн Маджа).
[59] Муслим, Джумуа, 67-69; Абу Дауд, Салят, 237; Тирмизи, Джумуа, 24; Насаи, Джумуа, 42; ибн Маджа, Икама, 95.
[60] Муслим, Джумуа, 72; Бухари, Джумуа, 39; Тирмизи, Джумуа, 24.
[61] аз-Зухайли, 2/306. (из сборника Тирмизи).
Автор: Проф. Др. Хамди Дондурен аль-Ханафи
Из книги: «Энциклопедия норм и правил Ислама», стр. 424-442