Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного
О предпочтении одних имамов другим и книге «Аль-Интисар» ибн аль-Джаузи
Согласно правилу, установленному мусульманскими имамами ценность ученого определяется силой его доводов. Что же касается людей, не достигших степени ученых, то для них есть свой иджтихад (поиск). Они обязаны беспристрастно изучать жизненный путь и манеры ученых, чтобы выбрать того, чьим фетвам они будут следовать. И нет ничего страшного в том, что одни люди отдают предпочтение одним ученым, а другие другим, ведь они ищут истину. Поэтому, если кто-либо, после беспристрастного анализа, отдал предпочтение какому-либо ученому и решил стать последователем его школы, то он вы- полнил обязанность, которая лежала на нем.
Именно поэтому многие ученые, последователи того или иного мазхаба писали книги, в которых излагали биографию, образ жизни и манеры своего имама. Авторами таких книг являются Абу Габдулла Мухаммад бин Яхъя бин Махди ал-Джурджани, Абу Мансур Габдулкахир ал-Багдади, Абу Хамид бин ат-Туси, казий Гияд, ал-Фахр ар-Рази, Абу Фархун, Абу Габдулла ар-Раги ал-Андалуси и другие.
Но эти книги являются лишь разъяснением причин, почему их автор отдал предпочтение тому или иному имаму. Конечно, в этом нет ничего страшного, если автор был беспристрастен. Но вся беда в том, что многие авторы не ограничились только изложением биографии и манер своего имама, мазхабический фанатизм заставил их поносить других имамов, а этот уже недопустимо, естественно, ни Аллах, ни Его посланник не будут довольны подобными книгами и их авторами.
Что же касается автора данной книги, потомка Ибн ал-Джавзи, то он в своей книги избрал научный подход, и ему удалось провести беспристрастное исследование. Более того, он заполнил пустоту, дал нам ясное представление о ханафитском мазхабе и его основателе.
Об авторе: Автор данной книги являлся хадисоведом, историком, факихом, проповедником. Его имя Абу аль-Мазфар Джамалуддин Юсуф бин Фаргал ибн Абдулла аль-Багдади. Он является внуком известного хафиза Абу аль-Фараджа бин аль-Джаузи аль-Ханбали.
Некоторые наставники и ученики автора: Автор данной книги учился у Ибн ал-Джавзи, Ибн Куляйба, Ибн Табразда и других. Его собственными учениками были: хафзи АБу Шама ал-Макдаси, хафиз аш-Шараф ад-Димьяти и другие. Его биография была изложена его учениками хафизом Абу Шамой ал-Макдаси в книге «Зайл ар-равдин», хафизом Габдулкадиром ал-Кураши в книге «ал-Джавахир», Абу Махасином в «ал-Манхал ас-Сафи». К сожалению, некоторые фанатично настроенные историки очень не лестно отозвались о его книге «Миръат аз- заман», аз-Захаби упрекал его в том, что он, отказавшись от мазхаба своего деда, перешел в школу ханафитов, но ал-Кутб ал- Юнини ал-Ханбали в своих книгах выступил в его защиту. Несмотря на все это, в своих риваятах от аш-Шарафа ад-Димьяти на него ссылался хафиз Габдулкадир ал-Кураши.
Его книги: Его перу принадлежит очень много книг, среди них «Тафсир ал-Куръан» в двадцати девяти томах, «Шарх ал-джамиг ал-кабир», «Мунтаха ас-сул фи сират ар-расул», «ал-Лавамиг фи ахадис ал-мухтасар ва ал-джамиг», «Исар ал-инсаф фи масаил ал-хилаф», «ал-Интисар ли имама аиммат ал-амсар» в двух томах, данная книга «ал-Интисар ва ат-тарджих лил-мазхаб ас-сахих», «Миръат аз-заман» в сорока томах и др. Этот человек отличался своей активностью в научном поиске, острым умом, хорошей речью. Его таланты были признаны многими правителями, эмирами, учеными и простыми мусульманами. На его лекциях присутствовал даже Ибн Кудама, да и в целом залы мечетей при его выступлениях наполнялись. Слушая его лекции, многие грешники каялись, многие ахл зимма (иудеи и христиане, являющиеся гражданами мусульманского государства – п.п) принимали Ислам. А простые мусульмане в ожидании завтрашней лекции даже ночевали в мечети.
Этот благородный человек умер 21 Зульхиджа 654г. (9 января 1257г.) в Дамаске и был похоронен на горе Касиюн, да смилостивится над ним Аллах и введет в Рай.
Мухаммад Захид ал-Каусари
Предисловие автора
Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного
Хвала Аллаху который вознес нас над другими созданиями, одарил нас разумом, знаниями сделал нас совершенными. Он наставил нас на чистую религию и ханафитский толк, который является самой ясной и верной правовой школой. Я благодарен Аллаху за все Его объемлющие милости, моя благодарность Ему многочисленна. Я свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха, один Он и нет у него сотоварищей, воистину это свидетельство вводит человека в самую тенистую тень. Также я свидетельствую, что Мухаммад (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) Его раб и посланник, посланный ко всему человечеству, чтобы вывести его на путь истинный. Мир ему денно и нощно, а также всей его семье и сподвижникам, далее:
Услышав зов посланцев слуги властителя справедливого, знатока, чести мира и религии, помощника Ислама, мусульман и эмира правоверных Абу Мусы Гисы, служащего эмиру правоверных Абу Бакру Мухаммаду бин Айюбу бин Шади Халилю, да вручит ему Аллах подчинение всех верующих и всех земель мухаммеданских, я решил написать эту книгу «Предпочтение верного мазхаба» и посвятить ее имаму Абу Ханифе ан-Нугману. Эту книгу я разделил на восемь глав:
Глава первая: Восхваления хадисоведов в адрес Абу Ханифы и подтверждение ими достоверности его ривайатов.
Глава вторая: Ответы на претензии некоторых хадисоведов к нему.
Глава третья: Упоминание некоторых моментов его биографии.
Глава четвертая: Упоминание сахабов, с которыми он встречался и от которых передал хадисы.
Глава пятая: Причины предпочтения его другим имамам
Глава шестая: Причины предпочтения его мазхаба другим мазхабам.
Глава седьмая: Его мазхаб более объемлющ и прост.
Глава восьмая: Следование имама Корану и достоверной сунне, а также отказ от других доводов.
Я приступаю к этому священному делу и прошу помощи у Аллаха, на Него я полагаюсь, у Него прошу защиты от ошибок в словах и делах, воистину Аллах щедрый, прощающий.
Автор: Имам Абу аль-Мазфар Джамалуддин Юсуф бин Фаргал бин Абдулла аль-Багдади аль-Ханафи, внук Абу аль-Фараджа ибн аль-Джаузи аль-Ханбали (ум. 654г/х)
Из книги: «Аль-Интисар уа ат-тарджих лил-мазхаб ас-сахих».