Фетвы Фикх Хадис

Движения пальцем во время ташаххуда

1. Саляфиты считают, что следует постоянно двигать пальцем во время ташаххуда, и это является подтверждённой сунной Пророка ﷺ. Поэтому они двигают им постоянно, пока не завершится молитва. Об этом говорит их шейх Мухаммад Насируддин аль-Албани в своей книге «Сифату саляти ан-Набий» на стр. 169–170.

Он пишет: «Я скажу: в этом есть доказательство того, что сунной является постоянно указывать, двигать пальцем до завершения молитвы, потому что до завершения молитвы (в ташаххуде) есть мольба-дуа. Это мазхаб Малика и других…» Далее он сказал: «Отсюда следует, что движение пальцем в ташаххуде является подтверждённой сунной Пророка ﷺ, которой руководствовался Ахмад и другие имамы сунны».

Свой мазхаб они подкрепляют следующими доказательствами:

1) хадисом, переданным Абу Давудом, ан-Насаи, Ибн аль-Джарудом, Ибн Хузаймой, Ибн Хиббаном от Ваиля ибн Худжра, который сказал: «Он (Пророк ﷺ) двигал своим пальцем, взывая им»;

2) хадисом, переданным Ахмадом, аль-Баззаром, аль-Байхаки и аль-Макдиси от Пророка ﷺ, согласно которому он сказал: «Он (то есть указательный палец), действует на шайтана сильнее, чем железо»;

3) Шейх Албани приводит в качестве доказательства того, что имам Ахмад говорил о необходимости постоянного, продолжительного движения пальца, следующее: «Ибн Хани передаёт в “Масаиль” от имама Ахмада, что когда его спросили: “Указывает ли человек своим пальцем в молитве?”, он ответил: “Да, сильно”».

В качестве комментария к этим доказательствам скажу следующее:

В первом хадисе нет указания на постоянное движение, кроме глагола настояще-будущего времени يحرك из которого ваххабиты поняли необходимость постоянного движения. Однако данный глагол не указывает на постоянное движение. Эта интерпретация ваххабитов опровергается хадисом, переданным Ибн аз-Зубайром от Пророка ﷺ, согласно которому он сказал: «Он вытягивал указательный палец и не двигал им».

Отсюда очевидно, что под глаголом يحرك понимается указание, а не постоянное движение. Ведь хадис Ибн аз-Зубайра ясно указал на то, что он указывал указательным пальцем и не двигал им. Поэтому аль-Байхаки передаёт первый хадис, который они приводят в качестве доказательства того, что следует постоянно двигать пальцем, и говорит: «Вероятно, под движением подразумевается указывание, а не постоянное или повторное движение пальцем. Так, он подтверждается хадисом от Ибн аз-Зубайра о его недвижности».

2. Что касается второго хадиса, то он совершенно не указывает на необходимость постоянного движения, а наоборот, на то, что опускание этого пальца при указывании им в ташаххуде действует на шайтана сильнее, чем железо. В данном контексте не следует говорить, что, так как палец действует сильнее, чем железо, то следует ударять им шайтана. Такое понимание – иджтихад. А такой иджтихад отвергается. Ведь шариатский текст ясно указывает на то, что Пророк ﷺ указывал своим пальцем, а не двигал им. Это означает, что подтверждённой сунной Пророка ﷺ является отсутствие движения. Движение не является сунной. В хадисе приводится имя Касира ибн Зайда, которого Ибн Хиббан счёл заслуживающим доверия, а другие сочли слабым передатчиком. Поэтому и хадис слабый.

3. Слова шейха Албани о том, что имам Ахмад непрерывно двигал пальцем в молитве, являются неверными. Понимание им слов Ахмада («Да, сильно»), когда его спросили об указании пальцем в молитве, также является неправильным и не принимается во внимание. Это один из примеров его неправильного понимания и ведения им речей не к месту.

Великий учёный Ибн Кудама аль-Ханбали в своей книге «Аль-Мугни» пишет: «Молящийся вытягивает свой палец, поднимая его во время поминания Аллаха в ташаххуде, ссылаясь на слова, которые мы передали, и не двигает им, ссылаясь на хадис, переданный Ибн аз-Зубайром от Пророка ﷺ, согласно которому он указывал своим пальцем и не двигал им». («Аль-Мугни», Ибн Кудама, т. 1, стр. 466)

Это и есть ханбалитский мазхаб. Эти слова указывают на то, что он (имам Ахмад) не говорит о необходимости двигать непрерывно своим пальцем, в противовес тому мнению, которое шейх Албани приписывает ему.

4. Большинство факихов из числа ханафитов, шафиитов, ханбалитов и их имамы придерживаются того мнения, что молящемуся следует вытягивать палец во время ташаххуда и не двигать им непрерывно после этого (вытягивания). В качестве доказательства они приводят следующие доводы:

1) хадис, переданный Ахмадом, Абу Давудом, ан-Насаи, Ибн Хиббан от Ибн аз-Зубайра, согласно которому Пророк ﷺ вытягивал указательный палец, не двигал его и направлял свой взор на свой палец. Имам ан-Навави в своём «Шарх аль-Мухаззаб» пишет: «Его иснад – достоверный. Ибн Хиббан и другие учёные также посчитали его достоверным»;

2) хадис, переданный Муслимом от Ибн Умара, согласно которому Посланник Аллаха ﷺ, когда сидел в молитве, клал правую руку на правое колено, сжимал мизинец, безымянный палец, указательным пальцем указывал, а большим пальцем прикасался к среднему пальцу;

3) хадис, переданный Ахмадом, Муслимом, ан-Насаи, ат-Табарани от Ибн Умара, согласно которому Пророк ﷺ собирал все свои пальцы в кулак, а указывал указательным пальцем…

Второй и третий хадисы ясно указывают на то, что под двиганием пальца Пророком ﷺ во время ташаххуда подразумевается лишь указывание. Также первый хадис ясно говорит о том, что он не двигал пальцем беспрестанно, а наоборот, недвижно указывал им. Отсюда следует, что подтверждённой сунной в данном вопросе является указывание пальцем во время ташаххуда и только. Этого мнения придерживаются большинство факихов.

Отсюда следует, что слова шейха Албани о том, что непрерывное движение пальцем во время ташаххуда является подтверждённой сунной Пророка ﷺ, и что имам Ахмад и другие имамы мазхабов следовали этому, являются неправильными. Они неверны как с точки зрения приписания авторства этих слов к Посланнику Аллаха ﷺ, так и с точки зрения того, что имам Ахмад руководствовался этим.

Что касается времени указывания, то несмотря на то, что шейх Албани говорит, что опускания пальца после вытягивания или привязка этого действия к моменту отрицания и подтверждения в словах шахады не имеет основы в сунне и даже противоречит ей.

Достоверно известно действие Пророка Мухаммада ﷺ, противоречащее словам Албани. А именно, автор книги «Субуль ас-Салям», говоря о моменте указывания, пишет: «Временем указывания является момент, когда читается слово لا إله إلا الله если основываться на действии Пророка ﷺ, переданном аль-Байхаки». Нам следует сравнить эти слова со словами шейха Насира о том, что у этих действий нет основы в сунне.

5. Что касается места и времени указания, то факихи разъяснили место поднятия пальца и место опускания его в исходное положение.

1) Учёные шафииты, ханбалиты и другие говорят о том, что указательный палец следует поднять во время чтения слов إلا الله и опустить при завершении чтения ташаххуда. Также желательно смотреть на палец во время вытягивания и опускания его в исходное положение, потому что взгляд является окошечком разума, средством сердца. Так, в ташаххуде участвуют палец, глаза, разум и сердце. Это и есть совершенная форма ташаххуда и совершенство единобожия;

2) Учёные ханафиты говорят о том, что палец следует поднимать при произнесении слова لا إله «ля иляха» и опускать при произнесении слова إلا الله «илляллах».

Автор: Шейх Абдуль-Кадир Иса Дийаб
Из книги: «Весы справедливости», стр. 373-377

Print Friendly, PDF & Email

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *