Фикх Хадис

Дополнительные виды намазов (нафиль)

Жизнь Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи уа саллям) представляет собой блестящий образец для подражания, она наполнена примерами неукоснительного выполнения религиозных обязанностей. В каждое время суток он совершал множество дополнительных видов поклонений. И своих последователей Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи уа саллям) всегда поощрял совершать нафиль (дополнительные) намазы. Однако хотелось бы отметить, что при этом он всегда требовал учитывать как психологические, так и физические возможности организма. Никто не сможет обрести довольства Аллаха без совершения обязательных видов поклонения. При всем этом существуют и другие виды поклонений, благодаря которым можно продолжить свой путь к Богу. Всемогущий Аллах обещает, что рабы, непреклонно и планомерно выполняющие дополнительные виды поклонений, будут обязательно помещены в райские сады с такими благами, что представить их себе невозможно. Как говорил Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи уа саллям):

«Если правоверный будет каждый день, кроме обязательных видов поклонения, совершать 12 ракятов намаза, то Аллах приготовит для него в раю прекрасный дворец». (Муслим, Мусафирин, 103)

О достоинствах нафиль намазов и пользе, которую могут получить от них люди, Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи уа саллям) поведал в день битвы за Хайбар. После боя к нему подошел один из сподвижников и сказал:

– О Посланник Аллаха! Сегодня я получил такую огромную прибыль, какой не получали все жители этой долины.

Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи уа саллям) с удивлением спросил:

Ну, давай говори! Какую прибыль ты получил?

Воин ответил:

– Я сегодня торговал без устали. При подсчете выяснил, что я заработал ровно триста уккия (единица тяжести, равная 1283 граммам).

Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи уа саллям) спросил его:

А не научить ли тебя более прибыльному делу?

Тот озадаченно спросил:

– Что это за дело?

Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи уа саллям) ответил:

Два ракята намаза, совершенные дополнительно, после обязательных намазов. (Абу Дауд, Джихад, 168).

В Судный день первое, за что придется держать ответ каждому человеку – это намазы. В этот ужасный и страшный день, когда все пребывают в страхе, когда уже на первом допросе люди попадут в тяжелое положение, каждому на помощь придут совершенные им намазы. Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи уа саллям) поведал об этом своим сподвижникам следующим образом:

«В Судный день сначала придется отчитываться за намазы. Стоит только отчитаться за намазы, как потом все будет нормально и положение раба улучшится. Если к рабу будут претензии по совершенным намазам, он может все потерять и лишиться будущего. Но если будут обнаружены недостатки среди обязательных видов поклонения, то Всевышний Аллах прикажет: «Посмотрите, может быть, Мой раб выполнял дополнительные намазы?» Если таковые найдутся, то недостатки будут покрыты за счет дополнительных намазов. После этого раба станут допрашивать по другим статьям». (Тирмизи, Салят, 188).

Посланник (саллаллаху алейхи уа саллям) все время совершал обязательные намазы вместе со своими сподвижниками, тогда как дополнительные намазы предпочитал выполнять дома. При этом он всегда советовал верующим:

«О, люди! Совершайте намазы дома, ибо лучше всего выполнять намазы дома, разумеется, кроме обязательных видов». (Бухари, Азан, 81).

Как известно, обязательные намазы являются неукоснительным долгом каждого мусульманина. В силу этого, их нужно совершать сообща в мечетях, призывая и поощряя людей к совместному выполнению. Лучшие из намазов те, что совершены коллективно, с большим вдохновением. Дополнительные же намазы являются исключительно прерогативой каждого человека. В отношении них каждый решает, исполнять или не исполнять. Тем, кто стремится достичь особой близости к Аллаху, избавиться от чувства гордыни и преодолеть низменные свойства, лучше всего нафиль намазы совершать дома.

Кроме этого, совершение дома намазов таит в себе и другую пользу — дома превращаются в места поклонения Аллаху, что, в свою очередь, приносит в дом мир и благоденствие. Как писал поэт Фарук Нафиз Чамлибель:

В бренном мире есть угол вечности,

Это квартал мусульман, это дом мусульман.

В результате множества совершенных намазов в доме у правоверных царит особая атмосфера духовности и покоя. Некоторые мусульмане постоянно совершают намазы в коллективе, в то время как дома никто молитвы не читает. Подобные действия в корне неправильны, ибо в доме постепенно пропадает аура чистоты и мира. Поэтому Пророк  Мухаммад (саллаллаху алейхи уа саллям) всегда говорил своим сподвижникам:

«Некоторую часть намазов совершайте дома. Не превращайте их в кладбища». (Бухари, Салят, 52).

Намаз духа

Невозможно перечислить все блага, дарованные Всемогущим Аллахом Своим беспомощным рабам. Каждая милость Аллаха, каждое благо налагает на нас обязанности, заключающиеся в выражении Ему благодарности. Человек сотворен очень слабым и беспомощным, поэтому он бессилен должным образом отблагодарить Аллаха за все Его милости. Однако при всем этом, каждый должен жить с подобными мыслями и стараться проявлять усилия. Только в таком случае можно удостоиться Божественной милости, ибо Творец может маленькое деяние раба посчитать за большое и оказать ему огромную милость. В этом смысле Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи уа саллям), переживая за судьбы человечества и стараясь облегчить ношу людей, говорил:

«Ежедневно каждый ваш орган и частица тела обязаны воздать благодарность. Каждое поминание Аллаха является богоугодным делом, каждое прославление – богоугодно, каждое произношение символа веры – милостыня, каждое доброе дело – милостыня, каждое действие, направленное на удержание людей от дурных поступков является богоугодным деянием. Но намаз духа предпочтительнее всего». (Муслим, Мусафирин, 84)

Значит, намаз духа, совершенный самозабвенно, от всей души, служит своеобразным выражением благодарности Всемогущему Аллаху, давшему нам неисчислимые блага. Разумеется, здесь играет большую роль сила нашей веры и искренность поступков. Милосердный Творец таким образом облегчил нашу задачу и дал возможность выразить благодарность столь легким путем, еще раз оказав нам Свою милость. Как бы мы не прославляли Его, все равно этого будет мало.

Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи уа саллям) придавал огромное значение намазу духа. Как передают его сподвижники, Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи уа саллям) порой совершал четыре ракята, а иногда в несколько раз увеличивал число рякятов. (Муслим, Мусафирин, 78-79). Известны также случаи, когда он совершал 8-10 ракятов намаза духа. (Бухари, Тахаджуд, 31).

Абу Хурайра (радыйаллаху анху) рассказал следующее:

«Мой друг Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи уа саллям) советовал мне каждый месяц соблюдать трехдневный пост, совершать два ракята намаза духа и перед сном выполнить намаз витр». (Бухари, Тахаджуд, 33).

Однажды Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи уа саллям) отправил с заданием небольшой отряд в некое местечко. В скором времени воины вернулись из похода с большой добычей. Увидев это, ближайший сподвижник Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи уа саллям) Абу Бакр (радыйаллаху анху) загорелся и воскликнул:

– О Посланник Аллаха! Давайте еще раз отправим туда отряд, но более быстрый и многочисленный, чтобы они привезли еще больше добычи.

Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи уа саллям) заметил:

Рассказать ли вам о таком деянии, которое больше и быстрее принесет прибыль? Если кто-нибудь из вас, сначала тщательно совершив омовение и пойдя затем в мечеть, прочитает утреннюю молитву, затем, дождавшись восхода солнца, выполнит намаз духа, тот быстрее и больше всех получит прибыли. (Ибн Хиббан, VI, 276).

Время этого намаза начинается примерно через сорок пять минут после восхода солнца и длится до восхождения солнца в зенит. Но лучше всего совершать этот намаз через два-три часа после восхода. Обычно в это время люди не выполняют какие-либо виды поклонения и усиленно работают. Поэтому устремление раба к Господу, преклонение перед Ним головы в то время, когда кругом все заняты мирскими делами, приобретает особую значимость и ценность. Поощрение к совершению намаза духа людей Пророком Мухаммадом (саллаллаху алейхи уа саллям) объясняется тем, что этот намаз предотвращает полное погружение людей в повседневные дела. Уникальность намаза духа заключается в том, что этот намаз, напоминая о Создателе, служит своеобразным противоядием, заставляя склонять головы в поклоне и ограждая людей от забвения могущества Аллаха.

Намаз Аввабин

Ибн Умар (радыйаллаху анху) рассказывал, что Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи уа саллям) после намаза Магриб (совершаемый сразу после захода солнца) всегда совершал еще два ракята намаза. (Бухари, Тахаджуд, 29). Этот намаз называли Аввабин.

Этот термин является множественной формой слова «авваб» и содержит в себе значение «устремившийся к Богу, кающийся в своих грехах». Кто, совершив грех, мгновенно вспоминает Аллаха и кается в своем поступке, затем старается загладить его богоугодными деяниями, тот является «аввабом». Каждого человека, кто после намаза Магриб совершает шесть, четыре или же два ракята дополнительного намаза, называют «аввабинами». В некоторых источниках указывается, что число ракятов намаза Аввабин не имеет особого значения.

Намаз Хаджат

Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям), при каждом удобном случае неустанно прославляющий и возвеличивающий Аллаха, когда у кого-нибудь из сподвижников возникали проблемы, советовал совершить намаз Хаджат, состоящий из двух ракятов. В одном из хадисов сказано:

«Если у кого-нибудь возникнет острая необходимость в чем-нибудь, и он решит обратиться к Аллаху с просьбой, то пусть сначала тщательно совершит омовение, затем пусть прочитает два ракята намаза. После чего пусть восславит Аллаха и, произнеся салават Пророку Мухаммаду, прочитает следующую молитву:

«Нет божества, кроме Аллаха, который есть Халим (Аль-Халим — нежно относящийся к Своим созданиям. Дающий возможность исправиться. Легко прощающий) и Карим (Аль-Карим — Щедрый, оказывающий милость всем, вне зависимости от просьбы. Любящий оказывать милость. Никогда не отвергающий мольбы рабов). Он Владыка небесного трона и далек от каких-либо изъянов и недостатков. Слава Повелителю Вселенной. О Аллах! Я прошу Тебя оказать мне милость и дать возможность совершить поступки, достойные Твоей милости. Я прошу Тебя оградить меня от различных греховных поступков. О Аллах! Прости все мои прегрешения, избавь меня от крайней нужды! Окажи мне Свою милость и прими мои молитвы! Окажи мне милость, если конечно это угодно Тебе! О Милосердный! О мой Господь! Ты очень милосерден ко мне!»

Затем Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи уа саллям) добавил:

«Прочитав эту молитву, произнесите свою просьбу или желание. Пусть это касается мирской жизни, пусть потусторонней, ибо будет дано все, о чем попросите». (Ибн Маджа, Икама, 189; Тирмизи, Витр, 17)

Подобные действия, направленные на выражение своей нужды Господу, обращение с просьбой только к Творцу, а не к бренным и слабым созданиям, способствуют усилению веры и ощущению вездесущности Единого Аллаха. Совершая намаз Хаджат, мусульманин обретает твердость в вере и начинает надеяться только и только на Аллаха, что постепенно приводит его к состоянию ихсан (духовное состояние, при котором верующего охватывает чувство постоянного присутствия Аллаха, и он все время ощущает себя под Его наблюдением).

Сподвижники всегда следовали советам любимого Пророка (саллаллаху алейхи уа саллям) и при первой необходимости сразу обращались с молитвами к Аллаху. В результате проникновенной молитвы они всегда добивались желаемого. «Однажды летом к Анасу (радыйаллаху анху) пришел его садовник и стал сетовать на то, что давно не было дождя, отчего стали засыхать зеленые насаждения. Анас (радыйаллаху анху) попросил воды, совершил омовение и встал на молитву. После окончания намаза он воздал приветствие по обе стороны и спросил у садовника:

– Ты видишь что-нибудь на небосводе?

Садовник ответил отрицательно. Анас (радыйаллаху анху) зашел домой и вновь начал совершать намаз. Когда в третий или четвертый раз он спросил у садовника:

– Ты что-нибудь видишь на небосводе?

Тот ответил:

– Я вижу небольшое облако размером с птичье крыло.

Выслушав ответ садовника, Анас (радыйаллаху анху) продолжил намаз и чтение молитвы. Через некоторое время в дом забежал садовник и воскликнул:

– Все небо покрыто тучами, и на дворе начался сильный дождь.

Анас (радыйаллаху анху) повернулся и приказал ему:

– Теперь садись на коня, подаренного Бишр бин Шагафом, и посмотри, до какого местечка идет дождь.

Садовник быстро вскочил на коня и стал объезжать округу. Доехав до дворца Мусайри, он заметил, что дальше дома Гадбана дождь уже не идет. Что удивительно, сады Анаса (радыйаллаху анху) были именно в этих пределах». (Ибн Сад, VII, 21-22).

Среди близких сподвижников Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи уа саллям) был воин по имени Абу Милак (радыйаллаху анху), который, организовав небольшое товарищество, занимался торговлей. Он был известен своей честностью и прямотой. Однажды он по торговым делам выехал из города, и вдруг на его пути возник разбойник, который прошептал:

– Положи передо мной все, что ты имеешь, я решил убить тебя.

Абу Милак ответил ему:

– Если ты желаешь поживиться, то возьми все мои товары.

Но разбойник был непреклонен, говоря:

– Я лишь хочу твоей смерти!

Абу Милак, услышав слова разбойника, попросил его:

– Хорошо, только позволь мне совершить два ракята намаза.

Разбойник, смилостивившись, разрешил ему совершить намаз. Сначала Абу Милак совершил два ракята намаза, затем, воздев руки, прочитал следующую молитву:

«О Любимец души! О Владыка небесного трона! О мой Господь, который творит все, что пожелает! Я прошу Тебя ради Твоего могущества и ради Твоего света, объявшего своими лучами всю поднебесную, защитить меня от этого разбойника! О Аллах! Ты всегда спешишь на помощь нуждающимся! Приди ко мне на помощь!»

Абу Милак три раза повторил эту молитву и не успел он еще закончить свою молитву, как вдруг из небытия возник всадник, держащий пику над своей головой, и убил разбойника. Затем спаситель повернулся к Абу Милаку, который, не веря в свое спасение, спросил у него:

– Кто ты? Всемогущий Аллах, послав тебя мне на помощь, спас меня!

Неизвестный всадник ответил:

– Я обитатель четвертой сферы небес. Как только ты в первый раз взмолился, я услышал, как раздался треск на небесах. Когда ты взмолился во второй раз, стали слышны голоса всех жителей небес. Стоило тебе начать молитву в третий раз, как было сказано: «Молится человек, который попал в затруднительное положение!». Узнав об этом, я попросил Аллаха, чтобы Он возложил на меня обязанность – убить разбойника. Господь принял мою молитву и разрешил мне выполнить мой долг. Вот я и примчался сюда. Знай! Стоит только, сделав омовение и совершив четыре ракята намаза, прочитать вышеприведенную молитву, как Аллах, невзирая на то, в тяжелом положении находится человек или нет, несомненно, удовлетворит просьбу любого человека. (Ибн Хаджар, IV, 182).

Намаз Истихара

Во времена джахилия люди всегда, когда нужно было принять решение по важным вопросам (выйти в путь, жениться, сделать куплю-продажу и т.д.) использовали особые стрелы для гаданий. Они подобным образом старались выяснить, чем закончится запланированное дело, добром или злом. Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи уа саллям) сразу запретил заниматься этим, ибо формы гаданий не имели никакой разумной основы и представляли собой некоторые стечения обстоятельств. Кроме того, методы гаданий в корне противоречили светлому учению Ислама, так как на одних стрелах было написано: «Мой Господь приказал», на других: «Мой Бог запретил мне это делать». Вместо гадания на стрелах Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи уа саллям) обучил своих сподвижников Истихаре.

Самая огромная польза, которую можно извлечь из чтения Истихары, является то, что люди отбрасывают в сторону свои собственные пожелания и уповают только на Аллаха. По этой причине Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи уа саллям) придавал огромное значение этому намазу, а отказ от него даже считался неправедным поступком. В одном хадисе говорится:

«Причиной человеческого счастья является довольство волей Аллаха. В корне ошибок и преступлений лежит отказ от совершения Истихары». (Тирмизи, Кадар, 15).

В связи с этим видом поклонения, Джабир (радыйаллаху анху) говорил следующее:

«Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи уа саллям) так же, как обучал Корану, учил перед каждым делом выполнять Истихару. Он всегда говорил: «Если кто-нибудь из вас решит что-нибудь сделать, то пусть сверх обязательных видов поклонений совершит два ракята намаза и прочитает нижеследующую молитву:

«О Аллах! Я прошу у Тебя всяческих благ, ибо Ты знаешь обо всем на свете! Я прошу Тебя дать мне силы для совершения благочестивых поступков, ибо Ты могуч и можешь все, что ни пожелаешь! О Аллах! Я прошу Твоей милости, ибо Ты властен над каждой вещью, а я очень слаб и ничтожен. Ты все знаешь, тогда как я невежествен. Тебе ведомо скрытое. О Аллах! Если это дело принесет пользу для моей веры и для моей жизни, если конец будет хорошим, то дай мне силы и возможность совершить это дело. Затем сделай так, чтобы это дело принесло мне мир и счастье. Если же это дело нанесет вред моей вере, моей жизни и моему будущему, то отведи от меня это дело и удали его от меня. Ты сделай для меня то, что принесет мне добро и сделай так, чтобы я полюбил его!»

Потом Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи уа саллям) добавил: «Прочитав эту молитву, читайте свои пожелания!» (Бухари, Даават, 48).

У того, кто, предварительно совершив два ракята намаза, искренне прочитает эту молитву и попросит помощи у Аллаха, на душе наступит умиротворение и спокойствие. Дело, которое он задумал, будет направлено в правильное русло. Мысли потекут сами по себе, и человек примет верное решение. В результате этого он поступит так, как нужно и будет огражден от ошибок, что приведет его к счастливому концу.

Намаз Тахиййятуль–масджид

Как-то Абу Катада пришел в «масджидун Набави» (мечеть Пророка Мухаммада). Увидев Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям), сидевшего в окружении сподвижников, он подошел к собравшимся и сел возле них. Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям), заметив его, повернулся к нему и спросил:

– А что тебе помешало, прежде чем сесть, совершить два ракята намаза?

Абу Катада:

– О Посланник Аллаха! Я не стал совершать намаз по той причине, что среди сподвижников увидел тебя.

Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям), обернувшись к товарищам, сказал:

Пусть никто из вас, войдя в мечеть, не садится, пока не совершит два ракята намаза! (Муслим, Мусафирин, 70).

Кроме этого, известно множество и других хадисов, в которых рекомендуется совершение намаза Тахиййятуль-масджид. Этот термин имеет следующий смысл: воздать приветствие мечети, так как мечети представляют собой дома Аллаха, то есть, места, где люди собираются для поклонения Ему. Ведь всем известно, что, войдя в дом, прежде всего нужно поздороваться с владельцем дома. Совершая два ракята намаза при входе в мечеть, мусульманин тем самым приветствует Аллаха, выражает свое уважение и почтение. Но следует отметить, что этот намаз не совершается в запрещенное время.

Намаз, совершаемый после омовения

Однажды Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи уа саллям) спросил у Биляла (радыйаллаху анху):

О, Биляль! В райском саду я услышал впереди себя звук твоих шагов. После того, как ты стал мусульманином, за какое благое дело ты больше всего ожидаешь вознаграждение?

Биляль (радыйаллаху анху) ответил:

Сразу после омовения, вне зависимости от времени суток, я совершаю намазы. Я надеюсь, что благодаря именно этим намазам меня ожидает огромное вознаграждение. (Бухари, Тахаджуд, 17).

Постоянное нахождение в состоянии ритуальной чистоты и совершение намаза после каждого омовения служит предпосылкой для достижения состояния ихсан. Однако следует заметить, что это по силам только настойчивым людям, обладающим сильной волей и желанием. Подобное состояние порой служит причиной прощения грехов. Перед тем, как приступить к обучению людей, Усман (радыйаллаху анху) всегда совершал омовение, после чего говорил:

«Кто совершит омовение точно так, как совершил я, и затем выполнит два ракята намаза, во время которого мыслями будет вместе с Аллахом, тому простятся все его прегрешения». (Бухари, Вуду, 24).

Намаз Тауба

Порой бывает, что человек по забывчивости или, поддавшись влиянию страстей, совершает неблаговидные поступки. В такие минуты нужно, прежде всего, искренне раскаяться и устремиться всеми помыслами к Аллаху. Пока грехи не оставили серьезные отпечатки, раскаяние в содеянном и проникновенные молитвы являются своеобразным искуплением за допущенные прегрешения. Всевышний Аллах повелевает:

«Если [многобожники] и возгордятся, то ведь те, которые находятся перед Господом твоим, воздают Ему славу и ночью и днем без устали. (Сура «Фуссилят», 41/36)

Также Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи уа саллям) утверждал: «Где бы ты ни находился, бойся Аллаха! Если совершишь какой-либо грех, сразу же старайся совершить доброе дело, ибо оно стирает следы прегрешения. Всегда сохраняй хорошие отношения с людьми и относись ко всем с любовью!» (Тирмизи, Бирр, 55).

Наряду с вышеприведенными аятами и хадисами, существует множество других, в которых также призывается после каждого негативного проступка совершить какое-либо богоугодное дело. Однажды ранним утром Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи уа саллям) вызвал к себе муадзина Биляла (радыйаллаху анху) и сказал ему:

Биляль, скажи мне: благодаря какому поступку ты раньше меня вошел в рай? Вчера, когда Аллах показал мне райский сад, я слышал впереди себя звуки твоих шагов.

Биляль (радыйаллаху анху) ответил:

– О Посланник Аллаха! Стоит мне только оступиться и совершить какой-либо грех, как я сразу же совершаю два ракята намаза.

Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи уа саллям) воскликнул:

Да! Именно благодаря этому! (Ибн Хузайма, II, 213).

Намаз Шукур

Воздаяние благодарности Аллаху, выражение признательности за бесчисленные блага, дарованные Всевышним, является долгом каждого живущего на нашей планете. Благодарность Аллаху способствует увеличению благ, приносит радость и покой. А обратное, то есть забвение милостей, приводит к тому, что Господь лишает раба счастья, забирая у него все, и даже служит причиной Божьего гнева. Мавляна Джалалятдин Руми прекрасно описал это в своем произведении Маснави.

«Благодарность подобна всасыванию молока из сосков. Как бы не были полны груди, молоко никогда само по себе не польется. Чтобы увеличить молоко, нужно обязательно сосать грудь. Для увеличения благ необходимо быть благодарным».

Когда до Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи уа саллям) доходили радостные вести, он, выражая свою благодарность Аллаху, сразу падал ниц и совершал намаз.

Анас бин Малик (радыйаллаху анху) рассказывал:

«Стоило только Пророку Мухаммаду (саллаллаху алейхи уа саллям) узнать какое-либо радостное сообщение, как он сразу начинал молиться». (Ибн Маджа, Салят, 192)

Сподвижники тоже начинали склонять головы в поклоне и падать ниц, узнав хорошую новость.

Когда несколько сподвижников не присоединились к воинам, идущим в поход на Табук, все отказались общаться с ними. Среди тех, кто остался дома, был и Кааб бин Малик (радыйаллаху анху). Земля, несмотря на гигантские размеры, показалась им тесной. Однако милосердный Аллах принял их молитвы и простил их. Когда Кааб узнал об этом, от радости он сразу бросился на землю, выражая свою признательность Аллаху. (Ибн Маджа, Салят, 192). Затем он все свое имущество принес и положил перед Пророком Мухаммадом (саллаллаху алейхи ва саллям). Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи уа саллям) отказался принять все его состояние и приказал раздать только половину. (Бухари, Магази, 79).

В принципе, выражение благодарности является работой души, а чтобы психологические и духовные чувства приобрели смысл, они обязательно должны приобрести физическую форму. Кроме того, порой возникает необходимость каким-то образом подавить бурное чувство радости, так как оно может привести к нежелательным последствиям. Преклонение головы перед Аллахом, который, оказав Свою милость, подарил радость человеку, предупреждает возникновение чувства гордыни и самодовольства.

Намаз Таравих

Ежевечернее совершение намаза Таравих в месяц Рамадан является сунной Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи уа саллям), ибо он говорил: «Всевышний Аллах вменил в обязанность мусульман соблюдение поста в месяц Рамадан, а я сделал сунной совершение намаза Таравих». (Ибн Маджа, Салят, 173)

Чтобы получить наибольшую духовную пользу во время этого месяца, наряду с соблюдением в течение дня поста, вечерами нужно постоянно молиться, стараться не злословить и избегать пустых, никчемных занятий. Кроме всего прочего, в последние дни Рамадана очень важно уединиться от людей и заняться благочестивыми делами. Ночные поклонения в этот месяц способствуют прощению грехов, поэтому Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи уа саллям) говорил:

«Кто, искренне поверив и надеясь только на Аллаха, будет ночами совершать намазы, тому будут прощены все его прегрешения». (Бухари, Таравих, 46)

Согласно сообщению Айши (радыйаллаху анха), Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи уа саллям) в этот месяц самозабвенно предавался молениям и старался совершать как можно больше богоугодных дел. В последние десять дней этого месяца он занимался только поклонениями. При этом он сам не спал и глубокой ночью будил остальных членов своей семьи. (Бухари, Фадлуль лайлатуль кадр, 5).

Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям), совершая намаз Таравих во время Рамадана, подчеркивал значимость этого месяца, но выполнял этот намаз в одиночку, так как, по его мнению, каждый должен совершать поклонения, учитывая свои психофизические возможности. Его сподвижники совершали намаз Таравих по отдельности и после смерти Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям), во время правления благородного Абу Бакра (радыйаллаху анху). Коллективное совершение этого намаза началось только в период правления Умара (радыйаллаху анху). Айша (радыйаллаху анха) смысл совершения этого намаза Пророком Мухаммадом (саллаллаху алейхи уа саллям) у себя дома, в одиночку, пояснила следующим образом:

«Однажды ночью Посланник Аллаха совершил в мечети нафиль (дополнительный) намаз. Присутствовавшие в это время сподвижники присоединились к нему. Утром среди остальных сподвижников разнеслись вести, что ночью Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи уа саллям) совершал в мечети намаз нафиль. В следующий вечер Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи уа саллям) вновь совершил в мечети намаз нафиль, и снова среди народа стали говорить только об этом. В этот вечер число молящихся сильно увеличилось. На третьи или четвертые сутки собралось столько народа, что пришедшие не вместились в мечеть. Однако в этот вечер Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи уа саллям) не пришел в мечеть. Когда наступило утро, Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи уа саллям) сказал им:

«Я заметил ваше рвение, но вчера меня от прихода в мечеть удержал страх, что вы этот намаз сделаете для себя обязательным». (Бухари, Таравих, 1; Муслим, Мусафирин, 177).

Намаз Тасбих

Как-то Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи уа саллям) спросил у своего дяди Аббаса (радыйаллаху анху): «Многоуважаемый дядя! Хотите ли вы, чтобы я оказал вам милость?» Ради прощения всех прошлых грехов и достижения милости Аллаха, он дал ему следующий совет:

«Вам нужно совершить четыре ракята намаза. В каждом ракяте необходимо прочитать суру «Фатиха» и к ней добавить какую-нибудь суру по желанию. Закончив чтение Корана в первом ракяте, до выполнения поясного поклона, стоя, нужно пятнадцать раз прочитать тасбих: «субханаллахи валь хамдулилляхи ва ля иляха илляаллаху валлаху акбар». Затем необходимо сделать поясной поклон и этот тасбих прочитать десять раз. Подняв голову и выпрямив туловище, нужно прочитать еще десять раз. Потом нужно склониться в земном поклоне и прочитать этот тасбих десять раз. Подняв голову нужно прочитать еще десять раз и опустив ее во второй раз к земле, необходимо произнести еще десять раз. Подняв голову после второго земного поклона нужно прочитать еще десять раз. Таким образом, в одном ракяте намаза этот тасбих будет прочтен семьдесят пять раз. То же самое необходимо повторить и в остальных ракятах. Если хочешь, совершай этот намаз хоть каждый день, можешь раз в неделю, можешь раз в месяц. Ну, хотя бы раз в году. Если не можешь совершить один раз в течение года, то прочитай этот намаз хоть один раз в жизни». (Абу Дауд, Татавву, 14; Тирмизи, Витр, 19).

Намаз Истиска

Однажды сподвижники пожаловались Пророку Мухаммаду (саллаллаху алейхи ва саллям), что уже давно не выпадал дождь. Услышав стенания людей, он приказал принести минбар и поставить его на широкой площади, где обычно в праздничные дни собирались люди. Назначили специальный день, чтобы там собрались все жители города. Сразу после восхода солнца Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи уа саллям) направился к площади и, взойдя на минбар, воскликнул «Аллаху Акбар», затем восславил Аллаха и сказал:

«Вы жалуетесь на то, что вас измучила засуха, что уже давно не было дождя. Всемогущий Аллах повелел вам помолиться Ему и обещает, что обязательно примет ваши молитвы. Затем Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи уа саллям) прочитал следующую молитву:

«Только Аллах достоин восхвалений. Он Милосерден и Милостив. Он – Владыка Судного дня. Нет бога, кроме Аллаха! Он властен над каждой вещью. О Аллах! Ты Господь, который не имеет Себе равных! Ты Богат, а мы бедны! Ниспошли на нас дождь и сделай так, чтобы мы обрели силы. Нам достаточно, чтобы дождь лил немного».

Прочитав эту молитву, Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи уа саллям) настолько высоко воздел руки, что стала видна белизна подмышек. Затем он повернулся спиной к собравшимся и вывернул наизнанку свои одежды. Руки в это время оставались поднятыми. Потом вновь повернулся лицом к народу и, сойдя с минбара, совершил два ракята намаза. В это время волей Аллаха на горизонте показалась тучка. Загремел гром, и засверкали молнии. Следом начался сильный дождь. Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи уа саллям) еще не дошел до мечети, а по улицам уже текли ручейки воды. Увидев, как люди торопятся укрыться от дождя, Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи уа саллям) засмеялся так сильно, что были видны его коренные зубы. Затем он воскликнул:

«Свидетельствую, что власть Аллаха простирается над всем. А я раб и Посланник Аллаха». (Абу Дауд, Истиска, 2).

Намазы Кусуф и Хусуф

Кроме вышеперечисленных нафиль намазов, в Исламской молитвенной практике существуют и другие намазы, под названием Кусуф и Хусуф. Эти намазы совершаются во время солнечного и лунного затмений, когда перед нами предстает могущество Аллаха. В такие минуты человек осознает свою слабость и ничтожность и, отринув все мирские помыслы, мгновенно обращается лицом к Господу. Именно такие мгновения являются хорошей возможностью полностью отдаться поклонениям и другим богоугодным поступкам.

Однако хотелось бы напомнить, что на свете во все времена существуют невежественные люди, придающие планетам божественный статус и поклоняющиеся им. Истинный мусульманин, чтобы показать, что небесные планеты тоже подчиняются законам Аллаха, при любых природных явлениях обращается с мольбой к Творцу Вселенной. Подобные действия возвышают принципы и идеи Ислама, и, кроме этого, являются блестящим ответом тем, кто отвергает и не верит в могущество Аллаха.

Согласно рассказу Абдуллаха ибн Амра (радыйаллаху анху), во времена Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи уа саллям) однажды случилось солнечное затмение. Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи уа саллям) встал и вместе со своими сподвижниками совершил два ракята намаза, в процессе которого так долго стоял, что все подумали: «Он не станет совершать поясной поклон». Затем он все-таки склонился в поясном поклоне, но и в этом положении он находился очень долго. Потом приподнялся и, выпрямившись, стоял так долго, что всем показалось, что он вовсе не собирается совершать земной поклон. Наконец, он распростерся в земном поклоне и очень долго находился в этом положении. После этого он длительное время сидел. Затем опять склонил свою голову в земном поклоне. И пока он таким образом совершал намаз, на улице во всей своей красе засверкало солнце. После чего Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи уа саллям), взойдя на минбар, произнес перед своими соратниками блестящую речь, которую начал с восхвалений Аллаха. В своей речи Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи уа саллям) сказал:

«Солнце и луна являются одним из доказательств существования и единства Аллаха. Если вы станете свидетелями затмения, помолитесь и попросите защиты у Всесильного Господа. Вспомните Его могущество и, встав на намаз, поминайте Аллаха и раздавайте милостыни». (Бухари, Кусуф, 2-4).

Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи уа саллям) всегда рассказывал своим сподвижником о солнце и луне как о формах демонстрации Божественного могущества и отмечал, что рождение и смерть кого-либо не могут являться причиной затмения. Однако он неукоснительно подчеркивал, что скрытое ведомо только Великому Аллаху, и поэтому в любой момент может начаться Конец Света. По этой причине каждый человек, постоянно помня о бренности этой жизни и о большой вероятности внезапной смерти, как своей, так и всего человечества, должен всегда молиться Аллаху. Как только наступала темнота, лил сильный ливень, гремел гром, происходило солнечное или лунное затмение, Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи уа саллям) сразу совершал намаз, моля Аллаха оказать милосердие последователям и всему живущему на нашей планете.

Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи уа саллям) испытывал страх только и только перед Аллахом. Как рассказывала благородная Айша (радыйаллаху анха), при виде черной тучи или дуновении ветра Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи уа саллям) менялся в лице. Порой он просто стоял и смотрел на тучу, а иногда заходил и выходил из дома. А когда начинался дождь, он по-настоящему успокаивался. Все это были признаки его беспокойства, и, когда благородная Айша (радыйаллаху анха) хотела узнать о причине его тревог, Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи уа саллям) отвечал:

«Откуда мне знать, может, эта темная туча несет беду, как это произошло с племенем Адитов. Когда они увидели грозовую тучу, то подумали, что вскоре пойдет дождь, но в действительности она принесла им большую беду». (Бухари, Тафсир, 46/2; Муслим, Истиска, 14-46).

Подобное состояние Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи уа саллям) показывает, что он всегда был начеку, ни на мгновение не упуская из виду вероятность наступления Судного дня. В то же время он хотел, чтобы и его последователи не забывали об этом.

И при лунных затмениях Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи уа саллям) всегда совершал намазы до тех пор, пока не появлялась луна. Своим сподвижникам он советовал поступить аналогичным образом. (Ибн Хиббан, VII, 68, 100).

Совершение намазов Кусуф и Хусуф является сунной Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи уа саллям). При солнечном затмении необходимо молиться до окончания затмения. Религиозные правила разрешают и коллективное совершение этого намаза, тогда как намаз Хусуф совершают наедине. Также можно совершать эти намазы в мечети, но при этом азан и икамат не читают. Разве что при солнечном затмении можно громко прокричать «ас-саляту джамиатун» (собирайтесь для совершения намаза). (Бухари, Кусуф, 3; А. Коксал, XI, 221).

Землетрясения, как солнечные и лунные затмения, представляют собой проявления воли Аллаха. В пятом году после переселения мусульман из Мекки в Медину случилось землетрясение. Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи уа саллям), который душой всегда пребывал вместе с Создателем, воскликнул: «Аллах желает вернуть вас в Свое лоно. Поэтому и вы старайтесь обрести Его милость!». (Ибн Абу Шайба, II, 220; Ибн Асир, Усудуль Габе, I, 29). Согласно источникам, ибн Аббас, следуя советам Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи уа саллям), при землетрясениях всегда совершал намазы вместе со своими друзьями. (Ибн Абу Шайба, II, 220).

Автор: Доц. Др. Омер Челик, Др. Мустафа Озтурк, Мурат Кая
Из книги: «Лучший Пример», том 1.

Print Friendly, PDF & Email

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *