БисмилЛахи.
Десятый день месяца Мухаррама называется «Яум Ашура» — днем Ашуры. Несколько тысяч лет назад именно в этот день Господь спас Своего пророка Мусу (алейхиссалам) и его последователей от рук фараона. Мусульманам, проживающим в Лучезарной Медине, приходилось часто встречаться и общаться с местными евреями. После переселения — Хиджры, пророк (салляллаху алейхи уа саллям) увидел иудеев соблюдающих пост. Он (салляллаху алейхи уа саллям) задал им вопрос о смысле поста.
Сообщается, что Ибн Аббас (радиаЛлаху анху) сказал:
«Пророк (салляллаху алейхи уа саллям) прибыл в Медину, и увидел, что иудеи постятся в день Ашура. Он спросил их: «Что это?» Они ответили: «Это великий день! Именно в нем Аллах спас сынов Исраиля от их врага, и Муса (алейхиссалам) стал поститься в этот день». Тогда Пророк (салляллаху алейхи уа саллям) сказал: «Я более близок к Мусе, чем вы!» Затем он постился и велел соблюдать этот пост». (Бухари, 2004)
В первые годы Ислама пост Ашура был обязательным, но потом это обязательство было отменено, о чем свидетельствуют слова сподвижника ибн Масгуда (радиаЛлаху анху):
«Когда (пост) Рамадана стал обязательным, пост дня Ашуры был оставлен (т.е. стал добровольным)». (Муслим, 1125)
Когда люди спросили ибн Аббаса (радиаЛлаху анху) о посте Ашура, то он ответил:
«Мне неизвестно, чтобы посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) постился в какой-либо день из-за его превосходства над другими днями, кроме этого дня, или в какой-либо месяц из-за его превосходства над другими месяцами, кроме Рамадана». (Муслим)
Пост в день Ашура послужит прощением для маленьких грехов совершенных в прошлом году. Пророк (салляллаху алейхи уа саллям) сказал:
«За пост в день Ашура я надеюсь, что Аллах сотрёт грехи предыдущего года». (Муслим, 2718)
Муфтий Таки Усмани аль-Ханафи (хафизахуЛлах) пишет:
«Согласно одному из хадисов, лучше, чтобы пост в день Ашура дополнялся постом в предыдущий или следующий за ним день. То есть нужно поститься два дня:
– либо 9-го и 10-го мухаррама,
– либо 10-го и 11-го мухаррама.
Причиной этому, как говорил пророк (салляллаху алейхи уа саллям), является то, что иудеи постились только в день Ашура, а пророк (салляллаху алейхи уа саллям) хотел отделить мусульманский способ поста от иудейского. Поэтому он посоветовал мусульманам добавить еще один день поста к посту в день Ашура». (См.: «Исламские месяцы», стр. 9)
Ибн Аббас (радиаЛлаху анху) сообщил, что, когда Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) постился в день Ашура и повелел в этот день соблюдать пост, они (его сподвижники) сказали ему: «Посланник Аллаха, это день, который почитается иудеями и христианами». В связи с этим Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) сказал: «В будущем году, ин шаа Аллах, мы будем соблюдать пост и на 9-ый день (месяца)». Но Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) умер до наступления следующего года. (Муслим, 1134)
Имам Ибн Хаджар (рахимахуЛлах), упоминает о трёх степенях постящихся в день Ашура: «Низшая степень — это соблюдение поста только в день Ашура. Следующая степень — соблюдение поста в день Ашура и в предшествующий ему день. А высшая степень — соблюдение поста в девятый, десятый (Ашура) и одиннадцатый день мухаррама. А Аллах знает обо всём лучше». (См.: «Фатх аль-Бари», т. 4, стр. 246)
Ин шаа Аллах эти три дня выпадают на 15, 16 и 17 июля. Кто не может, пусть два дня держит, если это не по силам, то, хотя-бы один день — в день Ашура.
А Аллах же знает лучше.
Подготовил: Хадис аль-Ханафи