Величайшей щедростью Всевышнего Аллаха является то, что Он наделил нас верой и сделал из числа мусульман.
«Иман» означает веру сердцем и подтверждение ее языком. То есть, место веры – в сердце. Из сердца она доходит до языка и, распространяясь на все стороны нашей жизни, на все поступки и поведение, формирует наш красивый нрав.
«Иман» не является продуктом разума. Несомненно, для того, чтобы уверовать, необходимо обладать знаниями, но обладание знаниями еще не означает обладания верой.
Конечно же Иблис (Дьявол) прекрасно знал о Могуществе и Величии Всевышнего Создателя, но не мог преодолеть зависти к особому отношению Господа к первому человеку – пророку Адаму (мир ему) и восстал, отказавшись выполнить божественное повеление. Всевышний Господь объявил: «Иблис стал неверующим».
И сколько же было в истории человечества таких, которые восстали против веры, последовав за своей гордыней, злобой и гневом, подобно Фараону, Абу Джахлю и Валиду бин Мугире, несмотря на то, что в глубине души они не имели никаких сомнений в правдивости и праведности тех пророков, которые призывали их к истине, являя множество чудес с позволения Всевышнего. Причина этого в том, что вера находится в сердце.
Муаллим (учитель) Джуди Эфенди так говорил об этой истине: «На что способен интеллект, если вера не дана, о Господь! Что понял из аятов Абу Джахль, хотя и знал арабский, о Господь!»
Следует разъяснить и другую истину, состоящую в том, что ограниченный человеческий разум не может охватить ислам во всей его глубине. Ислам – наивысшая истина, ниспосланная человечеству от Всевышнего Бога. Разуму, сотворенному и дарованному Создателем человеку, не дано трактовать божественные откровения так, как заблагорассудиться, и выносить собственные суждения. Признание этого является признаком покорности человека своему Творцу.
«Иман» (вера) – это обращение к таинственному, сокровенному духовному миру. Лишь с наступлением смерти, когда исчезнут телесные преграды, и человек узреет ангелов и вечный мир, завершится испытание веры.
Самое важное в вере – это глубокое и искреннее признание пророков и священных писаний с полной покорностью в сердце, очищенном от наущений гордыни и сатаны.
Только сердце, а не разум, способно сполна познать истину божественных откровений, ниспосланных Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха).
С другой стороны, одним из условий веры является признание истин ислама с точки зрения здравого смысла. То есть, в исламе нет ничего, что противоречило бы человеческому разуму. Напротив, религия ислам – это истина и духовная сила, которая воспитывает умы и доводит их до совершенства. В противном случае, человек может обречь себя на вечную погибель по причине своего невежества и глупости. То есть, принимая ислам, разум (Разумному существу принадлежат две способности – созерцательная и деятельная. Созерцательная способность постигает природу сущего, деятельная же обдумывает поступки и определяет для них правильную меру. Созерцательную способность называют умом, деятельную – разумом (Прим. ред).) человека начинает преобладать над умом.
Священный Коран и Сунна несут неопровержимые и убедительные доводы религии Единобожия, истинности пророческой миссии Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и божественных откровений, предвещающих события Судного Дня.
Вдумчивый взгляд и сердце, далекое от всяких сомнений и внутренних противоречий, несомненно, извлекут из ясных доказательств ислама ясную пользу и, различив неоспоримые истины, засвидетельствуют свою веру.
Ислам дает неопровержимый ответ на любой вопрос человеческого разума, какими бы эти вопросы ни были, и наилучшим образом упорядочивает жизнь человека.
Именно Ислам является тем универсальным «рецептом» для каждого, кто желает обрести жизнь, наполненную покоем, благополучием и радостью.
Прекрасно сказал поэт Мехмет Акиф:
Подобна вера бриллианту, прекрасна она!
Сердце без веры – лишь ноша в груди!..
Вера – это обретение душевного покоя. Души отвергших веру мечутся в сомнениях и смятении, будучи обреченными на бесцельное и бесславное существование в этом мире. Эти души подобны безжизненным руинам. Ни один спесивый бунтарь не задается вопросом: «Почему я появился на этот свет? Для чего существует этот мир? Что я должен делать в этой жизни?» и проводит свою жизнь, будучи покорным рабом своих страстей и желаний.
Результат безверия – это «банкротство» в вечной жизни по причине растраты всех жизненных ценностей на земные потребности. Попытка избежать исполнения божественных предписаний лишь загоняет человека в огненную пропасть преисподней. Невозможно скрыться от божественного наказания. Единственный путь к спасению и благоденствию – обратиться к Всемогущему Создателю.
В Священном Коране есть множество историй из жизни народов прошлого. Хадисы Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) дают ясное представление о грядущих событиях Судного Дня и вечной жизни.
У прошлого и нынешнего времени есть один общий признак: каждый раз, когда люди достигали сытой и комфортной жизни, они отдалялись от духовных ценностей и религиозных предписаний. Возгордившись и устремившись за мирскими страстями, они теряли веру и вставали на путь отрицания Всевышнего Творца и веры.
Естественную, заложенную в природу человеческой души от рождения потребность верить во Всемогущего Создателя, они пытались удовлетворить всяческими искаженными или выдуманными ими самими учениями, называя их по-разному: «Это вера моих пред ков!» или же «Это мои жизненные принципы!», «Я верю по-своему!» Однако все эти слова – лишь отвержение веры, ибо истинная вера – это та, которую избрал для людей Всевышний Творец, которую донесли до человечества пророки, и которая подтверждается поклонением и поступками.
Результатом подобных заблуждений является возникновение и существование множества различных течений и религиозных групп в современном христианстве.
Всевышний Аллах объявляет, что «троица» является ересью, Иисус Христос (пророк Иса – мир ему) не бог, а человек и пророк.
Иудаизм был изменен стараниями раввинов, впавших в заблуждение, и в нынешнем виде представляет собой искаженное религиозное учение, предназначенное сугубо для представителей одной «избранной» нации. Хотя в действительности, нации и народы созданы Единственным Творцом, и никакой из них Он не дал превосходства одной над другой.
В эпоху бурного развития науки и техники отрицание христианским духовенством научного познания привело к тому, что многие ученые охладели душой к христианству; отрицание священнослужителями светских наук оттолкнуло большинство ученых от религии и церкви. Однако те ученые, которые в душе признавали существование Творца и то, что этот мир создан по Его замыслу и с определенной целью, стали из тех, которые верили в Существование Бога, но отвергали искаженное христианское вероучение. Придав новый облик имевшему место еще в античной Греции заблудшему верованию и назвав его по-новому «деизмом», они стали его последователями.
Очевидно, что насколько далеко от Истинного Единобожия современное христианство, настолько же далек от Истины и является явным куфром (неверием) деизм, признающий изначальное сотворение этого мира Создателем, но полностью отрицающий Его участие во всем происходящем.
Неужели они не размышляют над тем, что после того как христианское учение было искажено, мог ли Всевышний Творец оставить людей без нового пророка и нового Откровения? Конечно, нет… Он послал Своего Любимого Посланника (мир ему и благословение Аллаха) ко всем мирам и дал Священный Коран…
Сколько счастливых верующих из числа иудеев и христиан удостоились чести познать эту истину.
Сальман Фариси (да будет доволен им Аллах), родившийся в семье огнепоклонников, после долгих лет странствий, которые привели его сначала к христианским монахам, потом в рабство, в конце концов, встретился с Посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и стал мусульманином.
Абдуллах бин Салям, который до принятия Ислама был иудейским священником, увидев пророка Мухаммада (мир ему и благословение), воскликнул: «Не может говорить неправду человек с таким лицом!» – и засвидетельствовал свою веру.
И вчера, и сегодня, и завтра истинна только одна вера – ислам. Единственная религия, которую одобряет Всевышний Аллах – это ислам. И пророк Адам, и пророк Нух (Ной), и пророк Ибрахим (Авраам), и пророк Муса (Моисей) и Пророк Иса (Иисус) – все пророки без исключения призывали к одной религии единобожия, то есть исламу.
Двадцатое столетие охарактеризовалось тяжелыми историческими потрясениями, сопровождавшимися жестокими нападками на веру, дошедшими до степени полного запрета религии и массовым уничтожением ученых и лидеров общин верующих во всем мире и, в особенности, – в нашей стране. Религиозное обучение было предано забвению, а в эпоху ярого атеизма запрещено полностью.
Плоды «Эпохи Просвещения» (конец 17-го – начало 19-го столетия), проникая в мусульманскую среду, способствовали подмене многих духовных ценностей материальными потребностями, религия была выставлена в виде фактора, препятствующего развитию науки и общественной мысли. В результате этого распространилось подражание западному образу жизни, что привело появлению даже в странах, где официальной религией являлся ислам, множества ложных убеждений типа атеизма, деизма, реформизма и прочих.
Сама прежде христианская Европа в этот период попала в кабалу многочисленных философских учений:
— Материализм единственным началом и основой всего сущего признает материю, полностью отвергая духовное, и считая сознание продуктом высокоорганизованной материи – мозга.
— Позитивизм, философское направление 19–20 веков, отдает предпочтение положительному научному опыту как единственному источнику знания и отрицает познавательную ценность философии и иных форм теоретической деятельности.
Последователи этих философских учений надеялись, что человеческое общество будет следовать лишь за разумом и наукой, но это осталось лишь в их мечтах.
— Дарвинизм – теория «эволюции путем естественного отбора», которая, в частности, рассматривает человека как продукт эволюции от низших форм жизни к высшим, произошедшей в результате случайных «полезных изменений». Социальный дарвинизм – это теория, согласно которой закономерности естественного отбора и борьбы за существование распространяются и на отношения в человеческом обществе, и рассматривает религии как пережиток прошлого и факты истории человечества.
— Психоанализ (Фрейдизм) основными действующими силами человеческой психики считает инстинкты, которые направляют человека к какой-либо цели. Главенствующими инстинктами, согласно этому учению, являются либидо (половой инстинкт) и инстинкт страха смерти.
К глубокому сожалению, и в нашей стране нашлось множество сторонников идей позитивизма, материализма, дарвинизма и психоанализа, некоторые из которых активно переводили и распространяли литературу, пропагандирующую эти заблудшие учения, в частности –произведения Огюста Конта, Эрнеста Ренана, Рейнгарда Дози и им подобных.
Те же самые люди, годами сплетавшие паучьи гнезда смуты в теле Османского государства и добившиеся его разрушения, в годы оголтелого атеизма, широко распространив свои «произведения» через учреждения народного образования, принуждали молодые поколения наших граждан изучать их. Тем самым отрава бездуховности заразила некоторые слои нашего общества.
Враждебное отношение к религии, сформировавшееся в период атеизма, к глубокому сожалению, передалось некоторой части интеллигенции, деятелей науки.
Вклад мусульман в развитие науки
В описанный период, как в Европе, так и в нашей стране, наука яростно противопоставлялась религии. Следствием этого стало пренебрежительное отношение молодого поколения к духовности. А ведь внимательное изучение истории человечества подтверждает неоспоримый вклад мусульман в развитие науки.
Для примера:
• Основоположником алгебры является величайший ученый Абу Абдуллах Мухаммад аль-Хорезми. Запись цифр в десятичной системе исчисления дошла до Европы также через труды мусульманских ученых.
• В период правления Халифа аль-Мамуна (786 – 833) из династии Аббасидов путем расчетов, проведенных в Куфе и Синджане ученым Ахмадом бин Муса и его братьями, была вычислена примерная длина экватора Земли – 39 000 километров. Погрешность расчета составила 2,5%.
• Величайшими учеными, обретшими мировую известность, являются аль-Хорезми (математика), Джабир бин Хайян (химия, медицина, фармацевтика), Абуль-Изз ибн Исмаил аль-Джазари (механик-изобретатель), Фергани и Баттани (астрономия), Ибн Сина (медицина) и многие другие, которые на несколько веков опередили в своих открытиях и изобретениях европейскую науку.
• Именно мусульмане стояли у истоков науки география. Путевые очерки Аулия Челяби (1611 – 1682), посетившего множество стран, и Ибн Баттуты (1304 – 1369), в течение 29 лет странствующего по разным континентам, являются бесценными источниками для изучения географии и истории разных народов и стран.
• Христофор Колумб (1446 – 1506) в своих воспоминаниях указывает, что о существовании Америки он впервые узнал от мусульман, в частности – из произведений Ибн Рушда.
• Бируни за два века до Ибн Рушда сообщает о существовании Америки. Адмирал турецкого флота Пири Реис (1465 – 1554) в своем географическом атласе «Бахрия» опубликовал большую карту мира. «Большая карта мира» Пири Реиса и сегодня остается научной загадкой, не разгаданной учеными. На этой карте обозначены и Северная, и Южная Америка, и даже береговая линия Антарктиды, куда в то время еще не ступала нога человека.
• Идриси (1100 – 1166) 8 веков назад смог начертить карты, которые по своей точности близки к современным.
• По сути, большинство европейских первооткрывателей были всего лишь морскими разбойниками – пиратами, которые в погоне за легкой наживой грабили и убивали, захватывали и продавали в рабство десятки тысяч ни в чем не повинных людей.
Несомненно, настоящими первооткрывателями являются именно путешественники-мусульмане: Ибн Баттута, Аулия Челяби и многие продолжатели их дела.
• Ибн Халдун (1332 – 1406) по праву считается основоположником социологии, а его произведение «Мукаддима» по сей день является базовым первоисточником этой науки.
• Когда разговор заходит об архитектуре, нельзя не сказать про великого зодчего Мимара Синана (1489 – 1588), чьи великолепные творения многие века изумляют миллионы людей.
• Величайший ученый Улугбек (1394–1449) в 1424-1428 гг. построил обсерваторию на холме Кухак в окрестностях Самарканда, оснащенную лучшими и наиболее совершенными в то время инструментами, в которой работали такие известные астрономы, как Кази-заде Руми, Гиёсиддин Джамшид Каши, Али Кушчи. Даже в последующие столетия никто из ученых не смог сравниться с Улукбеком в точности расчетов и наблюдений. Его звездные таблицы были настолько точны, что кажется невероятным, что они были составлены еще до изобретения телескопа.
Однако большинство публикуемых источников по истории науки и научных открытий написаны в духе преклонения перед западной цивилизацией в стремлении популяризировать европейских ученых и приписать им все величайшие научные открытия человечества.
Отрицание Западом заслуг мусульманских ученых – одно из проявлений поведения неверующих людей. А неосведомленность Востока о выдающихся достижениях собственной цивилизации есть последствие преклонения перед Западом.
А ведь западная цивилизация в большом долгу перед мусульманским миром за те научные знания, которые она заимствовала у мусульман и за счет которых был достигнут научно-технический прогресс. Запад смог совершить научную революцию лишь благодаря тем знаниям, которые пришли к ним из Багдада в эпоху исламского халифата, или были привезены участниками крестовых походов, или вышли из университетов Андалузии.
Ученый Фуат Сезгин5 посвятил свою жизнь исследованию этого факта и обнародованию результатов данного исследования. В ходе изучения исторического материала он выяснил, в частности:
— В Европе принято считать, что впервые изучение природы с использованием математических вычислений предложил английский философ, монах Роджер Бэкон (1214 – 1292), но на самом деле первенство в этих исследованиях и изобретениях принадлежит Ибн аль-Хайсаму (965 – 1040).
— Основателем тригонометрии на Западе принято считать Региомонтана (1436 –1476), хотя в действительности это право принадлежит аль-Баттани (858 – 929) и Насируддину ат-Туси (1201 – 1274), на труды которых Региомонтан опирался в своих работах.
— Первыми, кто обосновал представление о гелиоцентрической системе устройства мира, то есть о том, что в центре солнечной системы находится Солнце, вокруг которого по своим орбитам движутся планеты, на Западе считают Николая Коперника (1473 – 1543) и Иоганна Кеплера (1571 – 1630). Но их идеи сформировались под влиянием научных трудов Абу Исхака аз-Заркали (1029 – 1087), ученого из Андалузии.
По многим разделам науки можно привести сотни похожих примеров. (Фуат Сезгин «Наука и техника в Исламе», Издательство Kültür A.Ş., том I, стр. 163-166)
В то же время, вплоть до XVI века отношение Западной Европы к науке выглядело следующим образом:
Первые сведения по астрономии начали распространяться в Европе посредством переведенных на европейские языки научных трудов мусульманских ученых. Галилео Галилей (1564 – 1642), несмотря на утверждение католической церкви о том, что центром Вселенной является Земля, заявил о вращении Земли вокруг Солнца. За это убеждение инквизиция начала судебный процесс и требовала в качестве наказания за ересь смертной казни для великого ученого. Католическая церковь приговорила его к заточению на неопределенное время.
Все сказанное свидетельствует о том, что не существует никаких обстоятельств, которые бы послужили причиной, чтобы мусульмане испытывали комплекс неполноценности перед западной наукой.
Можно привести подобные примеры и из области гуманитарных знаний.
Так, в основу философских систем известных европейских мыслителей Фомы Аквинского (1225 – 1274), Блеза Паскаля (1623 – 1662), Рене Декарта (1596 – 1650) и Дэвида Юма (1711 – 1777) положены идеи из произведений Имама Газзали (1058 – 1111).
Причиной того, что мусульмане забыли о выдающемся вкладе исламской цивилизации в развитие мировой науки, является тотальное распространение бездуховной музыки, фильмов, рекламы и моды, пропагандирующих западный образ жизни через радио, телевидение и интернет.
В это сложное время главной целью врагов ислама является Истинная Вера. Самой активной идеологией, которая в современную эпоху выдается за истину, является деизм.
Деизм
Деизм по своей сути является проявлением духовного невежества – джахилии (араб.). Некоторые из арабов, живших в период так называемой «Эпохи джахилии» заявляли: «Аллах существует. Он тот, который сотворил людей, Землю и небеса и все мироздание… И Он – Один. Но Он не посылал пророков, Священные Писания и божественные законы. Мы живем только один раз, не будем воскрешены и не будем наказаны за свои деяния в земной жизни». Признавая существование Аллаха, они в то же время поклонялись идолам.
Неверующие из числа арабов, которым были не по душе аяты Священного Корана, раскрывающие события, которые будут происходить после смерти и после Конца света, требовали от Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) изменить Священный Коран:
«Представь нам Коран, в котором не говорится о воскрешении в вечной жизни, или поменяй в нем те аяты, в которых говорится об этом!» (Заджадж, Ма’анил-Куран ва И’рабуху, III, 11);
«Представь нам Коран, который не запрещает нам поклоняться нашим богиням аль-Лат и аль-Уззе. Если тебе Аллах не дает такой Коран, тогда ты сам сочини такой Коран или измени аяты, которые велят нам делать то, что нам не по душе (то есть, убери аяты о вечной жизни)!»
Они требовали следующее:
• Аяты о наказании заменить на аяты о милости и прощении;
• Сделать запретное дозволенным; а дозволенное заменить запретным. (Вахиди, стр. 270; Алуси, XI, 85).
О таких людях снизошел аят:
«Когда Наши ясные аяты читают тем, которые не надеются на встречу с Нами, они говорят: “Принеси нам другой Коран или замени его!” Скажи: “Не подобает мне заменять его по своему желанию. Я лишь следую тому, что внушается мне в откровении, и боюсь, что если я ослушаюсь Господа моего, то меня постигнут мучения в Великий день”». (Йунус, 15)
Последователи деизма, хотя на словах и заявляют о признании существования Создателя, но на самом деле признают не Всевышнего Аллаха, а некое телесное существо, которое они измышляют в своем воображении. То есть, суть деизма – абсолютное отвержение Существования и Единственности Бога, Его повелений и откровений, Его пророков и посланников, Судного Дня и вечной жизни.
Атеизм, полностью отрицающий Существование Всемогущего Творца, подобен восприятию человека, который, видя свет и чувствуя тепло Солнца, отрицает существование самого небесного светила. Деизм отличается от других видов неверия лишь тем, что его последователи на словах утверждают, что Бог является создателем Вселенной, но при этом отрицают, что Он ниспосылает людям откровения, наставляет их и определяет наказание и награду.
В их замутненном сознании Бог предстает в образе управляемой веревочками марионетки, дергая за которые, они могут заставить это божество принять любые решения и согласиться с любыми их желаниями и прихотями. Разве можно уравнять того, Кто сотворил необъятные миры во вселенной и приводит их в движение, и тот созданный фантазиями заблудших людей образ безвольного божества, которое, по их убеждению, отстранилось от управления миром и владычества над своими созданиями. Если бы действительность была таковой, разве не наступил бы хаос во всем мироздании?
То божество, о котором говорят последователи деизма, не что иное, как измышленный ими идол, который никак не влияет на этот мир. Идол, который не устраняет насилие и бесправие, порождаемое самими людьми. Идол, который не устанавливает права и законы, не определяет нормы морали и нравственности. Идол, который не может защитить слабых и нуждающихся. Идол, который остается безучастным к страданиям униженных и безнаказанности тиранов. Жалкое произведение слабого ума!
Начало идеи деизма было положено в трудах философов Древней Греции, которые, исходя из своих умозаключений, были вынуждены признать существование «Изначального создателя». Так как качества, которыми наделялся «Изначальный создатель», не входили в противоречие с греческой религией, состоящей из общинных культов множества различных божеств, которые не были всемогущими, но покровительствовали каким-либо стихиям, роду занятий или географическим местностям, то вера в него не вызывала сомнений в затуманенных умах и давала сердцам желаемый покой.
Подобное явление много веков спустя произошло и в христианском мире. По мере того, как христианское учение искажалось, оно все более входило в противоречие со здравым смыслом, знанием и наукой, что стало причиной отвержения множеством бывших ее последователей некоторых канонов христианской религии, самой церкви и христианских священнослужителей.
Сегодня абсолютно очевидно, что христианство полностью превратилось в продукт человеческой мысли. Основу искаженного христианского учения заложил апостол Павел, сами же догматы и каноны церкви были сформулированы на Вселенских соборах под давлением императоров Византии. Так, повсеместное празднование Рождества является нововведением, которого не было на заре христианства. Также в католической и православной Церквях было узаконено причисление к лику святых, в том числе руководителей Церкви, что означало, что Церковь декларировала близость этих людей к Богу, почитала их и молилась им, как своим покровителям.
Нет сомнения в том, что такая религия не могла и не может удовлетворить ни пытливый разум, ни сердце, ищущее Всевышнего Бога. Именно по этой причине на Западе сформировалось учение деизма, которое не признавало христианскую Церковь, ее учение и священнослужителей, но, отвергая искаженную религию, продолжало верить в существование Творца.
[Для России и стран постсоветского пространства более характерна такая форма проявления деизма, когда люди считают себя причисленными к какой-либо религиозной конфессии – христианству или исламу, однако на самом деле – это религиозно индифферентные, светские или полностью нерелигиозные люди, которые отождествляют себя с христианской или мусульманской культурой или религией, исходя из своего происхождения…
На вопрос о том, верит ли он в Бога, такой человек обычно отвечает: «Я верю в душе» или «Я верю, что над нами есть какая-то сила», но вопрос о конфессиональной принадлежности у него сомнений не вызывает: «Конечно, я мусульманин», «Конечно, я православный»…
На том лишь основании, что он является выходцем, например, из тюркских или кавказских народов, традиционно исповедующих ислам, этот человек будет считать себя мусульманином. Его представления об исламе очень поверхностны, вряд ли он хотя бы раз в жизни совершал намаз и вообще знает, как это делается, хотя для мусульманина пятикратная ежедневная молитва является обязательной. В большинстве своем эти люди не задумываются о своей религии, ведут вольный светский образ жизни, не имеющий ничего общего с нормами ислама.
Или, например, если человек знает, что рожден в православной среде, был крещен в церкви, то этого ему достаточно, чтобы называть себя православным. При этом он может совсем не задумываться над сутью религиозных догм, существующих в православии.
Все эти люди, заявляя о своей принадлежности к той или иной религии, не знают ее основ, не интересуются ею, не выполняют ее предписаний, по-настоящему не живут по ней. По сути, отвергнув ее, они довольствуются «верой в душе» – Прим. ред.].
Потусторонний мир существует
Эпоха, в которую мы живем и являемся свидетелями описанных выше явлений, не что иное, как эпоха «джахилии», то есть духовного невежества. Первым признаком джахилии является отрицание жизни после смерти.
Причиной любого насилия по отношению к окружающим является одержимость гордыней, жаждой власти и стремлением контроля над всем, которые неизбежно ведут к попранию прав других людей. Порождениями гордыни являются такие чувства и качества, как зависть, ревность, жадность, насилие, нетерпимость, осуждение других и высокомерие, которые, в свою очередь, становятся причиной совершения многих грехов против Создателя и Его творений.
Вера в Судный День, в то, что каждому человеку предстоит Отчет за его деяния, совершенные в земном мире, направляет его к справедливости, обретению благого нрава, соблюдению прав всех живущих на этой Земле, то есть, к богобоязненности.
Однако даже сама мысль о Судном Дне невыносима для тех, кто превратился в раба своей гордыни.
Когда одно время над входом на кладбище в Зинжирликую в Стамбуле висела доска с аятом из Священного Корана: «Каждая душа вкусит смерть…» (аль-Анкабут, 57), это вызвало много протестных заявлений, суть которых сводилось к одному требованию: «Уберите эту надпись!.. Она тяготит нас и наводит мрачные мысли…»
Сам факт, что в наше время землю под новые кладбища выделяют вне населенных пунктов, тоже вызвано нежеланием многих людей думать о смерти и о том, что будет происходить после нее.
В то же время в Османском государстве – прекрасном образце исламской цивилизации – умерших хоронили в черте города, на участках земли, прилегающих к мечетям, с тем, чтобы живущие, проходя мимо могил, никогда не были в беспечности относительно бренности земного бытия, постоянно помнили о том, что вечен только Всевышний Творец, и каждый, покинув этот мир, предстанет перед Ним.
В духовно опустошенной социальной среде, пропитанной атеизмом, деизмом и (или) секуляризмом (светскостью), как правило, нет места вере в вечную жизнь. В таком обществе вместо милосердия, сострадания и сопереживания друг другу более естественными проявлениями являются черствость, жестокость и бесчеловечность. Об этом свидетельствует история человечества от древних времен (крестовые походы Средневековья) до XX-го столетия и наших дней (войны на Кавказе, Балканском полуострове, Палестине, Сирии).
В первые дни распространения ислама среди арабов было много таких, которые не желали слышать о Судном Дне. Первые аяты Священного Корана, говорящие о Воскрешении и событиях Судного Дня, вызывали у них панический ужас.
Многобожники Мекки назвали «великой вестью» воскрешение после смерти и препирались между собой, будучи в глубоком смятении: «А если эта Великая весть на самом деле истинна, и если Судный День и Отчет после смерти действительно настанут? Неужели мы снова оживем после смерти?»
Об этом в Священном Коране сказано: «О чем они расспрашивают друг друга? О великой вести, относительно которой они расходятся во мнениях». (ан-Наба, 1-3)
И в наше время – эпоху современной джахилии, те, кого затянул водоворот земных страстей и удовольствий, избегают всяких напоминаний о существовании Вечной жизни. Однако «В тот день человек скажет: «Куда бежать?» О нет! Не будет убежища!» (аль-Кыйама, 10-11)
Когда перед ним воочию предстанут ужасы и потрясения Судного Дня, человек воскликнет: «Где же спасение и избавление от всего, что постигло и поразило нас?» И прибежище будет только у Аллаха. Никто не сможет укрыться от Него и избежать своей участи. Все люди непременно предстанут пред Ним и получат воздаяние за свои деяния.
Не следует забывать, что, несмотря на то, что человечество на протяжении всей своей истории находилось под неослабным пророческим наставничеством, мысль о неизбежности смерти дремлет в сознании каждого живущего и время от времени, словно внезапно нападающая из засады змея вызывает ужас и оцепенение. Но ведь если человек будет беспокоиться о том, что смерть, которая неизбежно настигнет всякого живущего, в один из дней придет и к нему, то тогда он будет стремиться к праведному образу жизни, чтобы предстать перед Всевышним Творцом в наилучшем образе.
Невозможно в полной мере познать человеческим разумом события, которые происходят в могиле и после Воскрешения. Представление о них люди могут получить лишь через божественные откровения, переданные человечеству пророками. Люди должны быть благодарны пророкам, особенно Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), за переданные ими истинные знания о событиях вечной жизни. Какова же степень беспечности тех людей, в частности атеистов и деистов, которые игнорируют эти знания!..
Неужели был бы какой-нибудь смысл земной жизни, если бы за ней не следовали Вечная жизнь и Отчет за деяния?
Ведь любой человек, обладающий здравым смыслом, должен задуматься:
• Для чего я пришел в этот мир?
• Кто сотворил этот мир, в котором я живу?
• Кто создал этих животных и птиц для пользы людей?
• Что будет со мной после смерти?
• Где я окажусь после смерти?
Хинд бинт Утба, жена одного из предводителей курайшитов Абу Суфьяна, в свою бытность в джахилии, узнав, что ислам уравнивает права господ и рабов, воскликнула: «Разве может быть религия такой? Как я могу быть приравнена к рабыне?»
Не бывает религии без норм и правил
Сколько бы ответвлений деизма ни существовало, их объединяет желание измыслить религию без каких-либо норм, правил, законов и предписаний, то есть религию, в которой полностью отсутствуют понятия о дозволенном (халяль) и запретном (харам)… Они как бы заявляют: «Религия должна быть такой, какую я желаю! И она не должна вмешиваться в мои дела, она не может противоречить моим желаниям и потребностям!» Однако Всемогущий Творец, создав этот мир, установил и его законы.
Священный аят предупреждает: «Он возвысил небо и установил весы, чтобы вы не преступали (границы дозволенного) на весах». (ар-Рахман, 7-8)
Цель пребывания человека на Земле – служение Всевышнему Господу. Жизнь дается человеку для того, чтобы он своими поступками и деяниями доказал свою верность и покорность Богу. Конечно, у тех людей, которые не желают покориться Истинно Сущему, подобно нерадивым школьникам, нет никакого стремления выполнять божественные предписания, и они совсем не желают, чтобы этот мир был своего рода «экзаменационной аудиторией». Но в таком случае, если бы земной мир не был бы местом испытаний и экзаменов, сотворение его теряет всякий смысл.
Однако «старательные ученики» постоянно помнят о том, для чего пришли в этот мир, ответственно относятся к своим обязанностям и прилежно с любовью выполняют предписанные правила и законы.
Ни один из тех, кто попирает права других обитателей Земли, не желает установления на ней справедливости. Обделенные чувством милосердия и сострадания, они пройдут мимо несчастных, притесненных ими людей, считая, что они попали в такое положение по своей вине: «Пеняйте на самих себя!»
А те, чьи сердца наделены милосердием, довольны истинной религией, которая устанавливает в обществе справедливость и безопасность, и сами усердствуют на пути укрепления в обществе этих добродетелей.
Сколько в мире государств, на землю которых вместо зерен добра и милости падают снаряды и бомбы зла и насилия: Сирия, Ирак, Йемен, Мьянма, Палестина… На этих землях слышны лишь плач и стоны. Причиной этих страданий является дикий и агрессивный бездуховный мир капитализма.
Человек, лишенный милосердия, – самый злосчастный из людей, потерявший ключ к вратам вечного счастья.
Милосердие – неугасимый источник света и тепла в сердце истинного мусульманина. Главным признаком мусульманина, отличающим его от людей неверующих, является именно милосердие. Признак же неверующих и язычников – это злоба и жестокость.
Милосердие – качество, присущее человеку. Лишь тому, в чьем сердце присутствует это драгоценное качество, дарована возможность преодолевать духовный путь к своему Создателю.
Одно из обязательных предписаний ислама – пост. Первое, чему нас учит пост, – это милосердие. Пост очищает око души, которое, к сожалению, засоряется, отчего человек становится грубым и нарушает чужие права.
Любое место, где дают религиозные знания, должно стать школой милосердия. Если религиозные заведения поразит вирус гордыни или эгоизма, «древо милосердия» засохнет, не успев даже пустить корни.
Священный Коран, призывая задуматься о смысле сотворения человека, обращается ко всему человечеству:
«Неужели человек полагает, что он будет оставлен без присмотра?» (аль-Кыяма, 36);
«Неужели вы полагали, что Мы сотворили вас ради забавы и что вы не будете возвращены к Нам?» (аль-Му’минун, 115)
В мирской жизни много насилия и скверны. Представьте, что будет, если буйного маньяка предоставить самому себе?! Или если кровожадный волк окажется среди стада беззащитных ягнят?
Также и человек в своей жизни преступает множество границ и вторгается в права многих созданных. Считать, что эта величественная Вселенная и самое совершенное создание в ней – человек – существуют сами по себе, противоречит логике.
Невозможно, чтобы за свои деяния он не был привлечен к Отчету и Суду. Ведь даже в этом мире за совершенные преступления люди отбывают наказание в тюрьме.
Если представить, что религия опирается исключительно на доводы разума, то всякий мыслящий человек мог бы предложить свою религию, основанную на своих умозаключениях, что привело бы к множеству нескончаемых конфликтов на религиозной почве. Все занимались бы лишь опровержением друг друга и отстаиванием своей правоты.
Именно поэтому происходили все конфликты между философами, обвиняющими друг друга в заблуждениях и лжи. Например, сонм древнегреческих богов, являющихся родственниками друг другу, был создан философами для объяснения происхождения жизни и мироустройства. Те же философы дошли в своих мыслях до обожествления правителя и унижения народа, ставя его на уровень бессловесного скота, и оправдания рабства. Труды этих людей, в частности Аристотеля, ныне преданы забвению и пылятся на полках истории. Они не смогли указать светлый путь ни себе, ни человечеству.
И напротив, все пророки приходили, подтверждая миссию друг друга, устанавливали справедливость и гармонию в обществе.
Сегодня идеи глобализма поразили и исламское общество. Как враг вторгается в государство, также вторгается чуждая культура. Реклама, пробуждающая низменные страсти, мода, ориентирующая на сомнительные ценности и расточительство, лживые передачи по телевидению, западня интернета, внушение и пропаганда негатива приводят к ужасающему духовному разрушению. Умы и внутренний мир людей ввергнуты в хаос.
Сердца становятся пленниками этого мира. Человек становится рабом своих страстей и желаний.
Людям внушается понимание жизни без продолжения в вечности, далекое от переживаний о вечном мире. Шаг за шагом их отдаляют от веры и религии и обрекают на духовный упадок через пропаганду западного образа жизни, направленного на отчуждение исламского мира от духовных ценностей ислама. И, к сожалению, ислам сейчас не занимает в обществе того места, которого достоин, и не изучается так, как это должно.
Хочу привести один случай, произошедший в Стамбуле двадцать-тридцать лет назад.
Секретарь французской коммунистической партии Роже Гароди прибыл в Стамбул. Он проводил конференцию во дворце Йылдыз-сарай. Его спросили:
«Вы были коммунистом. Даже таким коммунистом, который практически пропитался идеями Маркса. А сейчас вы мусульманин. Почему вы были католиком, почему были коммунистом, почему сейчас Вы мусульманин?»
Он ответил:
«Я был католиком. Отправился на обучение в Америку. Тогда тресты и картели тоннами сжигали пшеницу, тоннами сливали молоко. Они делали это, чтобы захватить монополию. Эта бездушность и отсутствие милосердия подтолкнули меня к коммунизму.
Я увидел бездуховность коммунизма, ведущего к тому, что совесть людей мельчает. И я захотел возвести мост между ним и католицизмом, дабы придать ему духовности. Потом я понял, что это не получится, и остановился на этом.
Позже меня приговорили к расстрелу. Однако солдат сделал вид, что не смотрит на меня, дав мне возможность бежать.
Поскольку я социолог, мне стало интересно, почему этот солдат отпустил меня. Я нашел его и задал вопрос:
– Почему ты отпустил меня, ведь приказано было расстрелять?
Он ответил:
– Я мусульманин. И я не знаю, что ты совершил. Я не знаю, из-за чего они хотели лишить тебя жизни. И не захотел становиться инструментом в их руках. Поэтому я отвернулся, и ты смог бежать.
До того момента я считал, что ислам – это племенная (этническая) религия. И поскольку я в то же время был и экономистом, то в первую очередь начал с вопросов экономики. Что такое ростовщичество (риба)? В коммунизме оно запрещено, так как является способом эксплуатации человека человеком. А что такое ростовщичество в исламе? Меня это заинтересовало. Но один случай с Билялем (да будет доволен им Аллах) успокоил меня. Биляль принес Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) финики. Он посмотрел на них и спросил:
– Биляль, где ты взял это?
Он ответил:
– У нас были обычные финики. За две меры их мы взяли одну меру для еды Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). На это Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
– Это то же самое, что риба (ростовщичество). Не делай так!
И после он указал решение:
– Если ты хочешь купить хорошие финики, прежде продай то, что ты имеешь. А после купи хорошие финики на деньги с продажи. (Бухари, Вакаля, 11)
Я увидел, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) не допускал и малой части процента. Этот случай направил меня к решению изучить ислам полностью.
Мне попалось основное произведение Имама Абу Ханифы (да будет с ним милость Аллаха) по исламскому праву. Какое же это (сильное) представление о праве! Это дало мне уверенность и указало путь!
Но стоит сказать, что, к сожалению, исламский мир с тех пор не дал ни одного ученого права (шариата), равного Абу Ханифе. Я обучаю положениям права по школе Имама Абу Ханифы, хотя я сам – молодой мусульманин.
Вы здоровы, но относитесь к себе, как к больным. Вы следуете за Западом, который болен. Разве здоровый человек должен следовать за больным?»
Значит, в первую очередь мы должны обратиться к своим ценностям. Мы должны осознать и постичь душой ценность наших святынь. В противном случае (да убережет нас от этого Аллах) мы не будем ничем отличаться от тех, кто умер от голода, сидя на кладовой с запасом продуктов!
В самом деле, западный мир сегодня серьезно болен. Из-за стремления к наживе, погони за земными благами… Либерализм капиталистического общества породил вседозволенность: они говорят: «Оставьте, пусть делают, что хотят!», делая нормой все запретное: зло, мерзость и распущенность. Христианство не наполняет души, потому что оно опустошено. Первый удар по истинному христианству был нанесен Павлом, который сначала отменил закон (шариат). Он сказал: «Верьте в Отца, Сына и Святого Духа, то есть в Троицу. Все остальное оставьте! Положения Торы не обязательны для вас. Выведение законов – это дело цезаря».
Это означало, что людям было дано разрешение жить, как пожелает душа, не соблюдая божественных повелений, избрав «широкий путь» греха. А устанавливать мирские законы для них – это дело правителей.
И это стало делом правителей. Один за другим были проведены Вселенские соборы, на которых искажения, заимствованные из языческих религий, были перенесены в христианскую веру и утверждены как догматы христианства. То есть, вероучение христианства было установлено людьми.
На первом Вселенском соборе, собранном в Никее в 325 году было принято большинством присутствующих, что пророк Иисус (Иса) – Бог.
На первом Константинопольском соборе в 381 году Святой дух также был признан Богом.
На Эфесском соборе в 431 году пречистой Марии (Марьям) был придан статус «богородицы». А для пророка Иисуса (Исы) было установлено две ипостаси – бога и человека.
Халкидонский собор был созван в 451 году против ереси монофизитов, считавших, что человеческая природа Иисуса была поглощена его божественной природой, поэтому они признавали в Христе только эту природу. Позже это направление было принято Восточными церквями – египетских коптов, армян, сирийцев, эфиопов.
На втором Никейском Соборе в 787 году было принято положение, что поклонение иконам не является грехом. В то время как около 200 лет до этого велись споры относительно того, грех это или нет, и некоторые императоры запрещали иконы.
Православные христиане признали первые 7 соборов, католики – все состоявшиеся 21 собор вместе с последним, проведенным в 1965 году. На этом последнем соборе в Ватикане был оглашен призыв к диалогу с другими христианскими течениями и другими религиями.
Итак, вероубеждение современного христианства сформировалось на соборах. Закон был упразднен, внутреннее содержание религии опустошено. Церковь установила обычай прощения грехов за плату. И человек начал прощать грехи такому же человеку, как он сам.
В исламе же все сохранено в изначальном виде. Коран, который мы держим в руках, – это тот же самый Коран, который дошел до нас без всяких изменений, в том виде, как он был ниспослан Всевышним Аллахом Своему Посланнику (мир ему и благословение Аллаха).
Благодаря стараниям наших праведных ученых, мы имеем ценнейший источник практических знаний по религии – благородную Сунну нашего Пророка (мир ему и благословение Аллаха), которую он оставил нам.
А также – живые правовые школы, основанные в первых веках ислама на фетвах (правовых решениях) сподвижников и учеников, воспитанных ими.
Но, несмотря на это, в наше время звучат громкие заявления, что:
• Ислам тоже нуждается в реформе;
• На самом деле правовые школы не нужны;
• Все либо большая часть благородных хадисов – выдумка;
• Аяты объявляются относящимися только к местности и времени их ниспослания, с тем, что им не нужно следовать в наши дни, также распространяется прочая клевета и ересь.
Таким образом они пытаются реформировать ислам по образцу христианства.
Однако ислам, как последняя истинная религия, до Судного Дня будет под защитой, обещанной Всемогущим Творцом. Наш Пророк (мир ему и благословение Аллаха) так сказал об этой истине, которую мы обозначаем понятием «Ахлю Сунна уаль-Джама’а»:
«Не перестанет группа людей из моей общины открыто придерживаться истины, и не повредят им выступающие против них. И так будет до тех пор, пока не придет повеление от Аллаха!» (Муслим, Имара, 1920)
Религия прямого пути – ислама совершенна. А у совершенного нет потребности в том, что несовершенно. То есть, ислам не нуждается ни в каких костылях из систем, придуманных человеком, или измененных человеком религий.
К сожалению те, кто публично рассуждает о вопросах религии, выносит на обсуждение подобные заблуждения, искажения и всякую ересь, представляя идеи ориенталистов как свои собственные, на самом деле, пользуясь невежеством общества в религиозных вопросах, обманывают доверчивых и наивных людей, пытаются заронить в них сомнения в том, что касается основных столпов ислама.
Что останется, если не следовать мазхабам, не доверять хадисам и считать, что Коран отстал от времени? Конечно же, останется одна из замаскированных тактик отрицания – деизм. Это ловушка, суть и цель которой – разрушение основ ислама.
В Турецкой Республике широкое хождение имеет книга, подготовленная и изданная некоммерческой организацией «Деизм», основанной в 2018 году, деятельностью которой является популяризация деизма. Ее автору, которого, исходя из его взглядов, можно охарактеризовать как теолога-реформиста и модерниста, а вместе с ним – и другим теологам, отрицающим Сунну Пророка, посвящены слова благодарности от издателя. http://deizmdernegi.org/Deizm Derneği Kuruluş Deklarasyonu
На нас же лежит разъяснение того, что деизм никогда не станет принимаемой Богом религией, а также того, что это понимание, являющееся чуждым продуктом невежества, ничем не отличается от других видов отрицания Бога, таких как многобожие и атеизм.
Также нашей обязанностью является разъяснение важности веры. Если уподобить веру пламени свечи, теплящемуся в нашей душе, то для его защиты необходим плафон, оберегающий его от грубых вихрей невежества.
Этот защитный плафон у нашей свечи появляется, если:
• Жить тем, во что веришь;
• Отдалиться от запретного;
• Совершать праведные деяния, сохранять стойкость на прямом пути и богобоязненность;
• Пребывать вместе с праведными и преданными рабами Аллаха.
Потому что тот, кто не живет так, как верит, начинает верить так, как живет.
Имам Шафи’и (да пребудет с ним милость Аллаха) давал такое наставление: «Если ты не займешь себя истиной, то заблуждение и ложь займутся тобой».
Живя в обществе, зараженном вирусом деизма и атеизма, человеку тяжело сохранить иммунитет против него. Семья, в которой не проявляется интереса к религии, потом – дошкольные и учебные заведения, куда отдают родители своих детей, считая, что там они получат хорошее воспитание и образование, – являются благодатной средой для развития этой опасной болезни сердца.
В системе дошкольных и учебных заведений существуют такие опасности: привитие образа жизни в беспечности и заблуждении, отчуждении от истинных религиозных ценностей. Смешанное пребывание мужского и женского пола. Искажение мыслей, намерений и поступков. Дефекты личности и характера…
Необходимо оберегать сердце от этого.
Имам Газзали (да пребудет с ним милость Аллаха) говорил, что нахождение вместе с грешниками и беспечными людьми со временем приводит к общности мыслей, а общность мыслей со временем приводит к общности сердец. А это значит, что человек шаг за шагом приближается к своей погибели. Ведь вторая жена пророка Нуха/Ноя (мир ему) и жена пророка Лута/Лота (мир ему) именно по этой причине были обречены попасть в Ад.
Наш Пророк (мир ему и благословение Аллаха), когда вместе с сахабами проходил мимо местности, где племя Самуд постигло наказание, предупредил их:
«Вы в проклятой долине, проходите быстро, не пейте и не запасайте воды из колодца, выкиньте тесто (которое замесили на этой воде)!» (Бухари, Анбия, 17/3378)
Теперь задумаемся над состоянием наших сограждан, которые будучи постоянно подвержены вещанию приверженцев куфра (неверия) с экранов телевизора, из интернета и т.п., впитывают их состояния и поддаются их пропаганде.
Если мы оставим наши усилия в воспитании, обучении и преподавании, не сможем выполнить наши обязанности в повелении одобряемого и предостережении от порицаемого, то наши дети вырастут не нашими детьми. В аяте сказано, что сатана может соучаствовать в потомстве. Быть биологическими родителями – это мало. Если дитя вскармливается сатаной через приверженцев неверия, то он станет их дитем.
Надо всегда помнить об этом.
• Заблудшему пониманию религии модернистами и деистами, заимствованному от востоковедов, нужно противопоставить настоящее религиозное образование.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал Абдуллаху бин Умару (да будет доволен им Аллах):
«О Ибн Умар! (Ухватись за) религию твою! (Ухватись за) религию твою! Поистине – она твоя плоть и кровь! Так смотри же, от кого ты берешь (у кого учишь) свою религию! Бери от тех, кто следует прямым путем, и не бери от тех, кто сошел с истины». (Хатыб аль-Багдади, аль-Кифая фи ильми’р-ривая, аль-Мадинату’ль-Мунаввара, аль-Мактабату’ль-Ильмиййя, стр. 121)
Три смуты
В наши дни в преподавании ислама существует три смуты, направленные на подрыв основ религии:
• Первая: попытки показать иджтихад и мазхабы (Иджтихад – право высших авторитетов в вопросах шариата (муджтахидов) выносить самостоятельные решения на основе Корана и Сунны. Мазхаб – богословско-правовая школа в Исламе — прим. ред) ненужными, сделав каждого муджтахидом самому себе. В результате этих веяний даже многие люди, не знающие «азов» религии, начали выстраивать свои умозаключения по разным правовым вопросам. А это означает (да упасет от этого Аллах) ослабление и разрушение религии. И на такую благодатную почву накладываются старания тех, кто пытается расчистить пространство для деизма.
В то время как мазхабы – это правовые школы, вобравшие самые достоверные правовые решения ученых-муджтахидов, начиная с поколения сподвижников Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Выбор одного из мазхабов для следования ему – это необходимость. Отказ от всех мазхабов невозможен, потому что они представляют собой свод положений, выведенных из Корана и Сунны.
• Вторая: попытки внести сомнения в отношении благородной Сунны. Это делается через уловку, выдвигающую Коран, как единственный источник знания по исламу.
На самом деле Священный Коран был ниспослан в сердце нашего Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Доведение Корана, его разъяснение, обучение ему было возложено на нашего Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Невозможно понять Коран без Сунны Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). Его жизнь является толкованием и практикой Корана, а не чем-то отдельным от него.
Священное Писание и Сунна – это два главных кровеносных сосуда ислама, два основных доказательства религии.
• Третья: попытки отменить обязательность предписаний Корана, представляя его как Писание древности, ниспосланное арабам, которое имело актуальность только в те времена. Это похоже на вступление сатаны в противоборство с Всевышним Аллахом. Известно, что Всевышний Аллах, сотворив человека, повелел ангелам: «Совершите земной поклон Адаму!», что было не поклонением ему, а знаком уважения.
Иблис (Сатана) возгордился, охваченный завистью к Адаму, и не поклонился ему. Он выступил против повеления Всевышнего Творца. Когда его спросили о причине этого, он не сказал: «Я последовал за своими страстями (нафсом). Прошу, прости меня, мой Господь!», а изрек бессмысленное возражение: «Я создан из огня, а Адам – из земли. Я лучше него!»
Однако Всевышний Аллах не спросил у него: «Кто лучше? Ты или Адам?», а лишь повелел сделать поклон.
Таким образом, первое восстание против Аллаха совершил Иблис (да будет на нем проклятие Аллаха). По причине этой неблагодарности он был изгнан из божественного присутствия и обречен на вечное проклятие. (См. аль-А’раф, 12-13; Сад, 71-78 и т.д.).
Всевышний Аллах даровал Священный Коран как путеводитель истины всему человечеству вплоть до Судного Дня. До Судного Дня Он не направит нам других пророков, и не ниспошлет других писаний. Считать, что в Последнем Завете Бога человечеству – Священном Коране есть положения с истекшим сроком давности – это отвратительная клевета в отношении Всевышнего Творца.
К сожалению, в наши дни на многих этапах обучения на «иляхияте» (богословском факультете) студентам под видом знаний проводят порочные идеи таких противников ислама и востоковедов, как Леоне Каэтани, Игнац Гольдцихер и им подобных. Это замутняет душу и сознание учащихся. Не стоит забывать, что обучающие этому берут на себя большую ответственность и грех.
Мы сказали о трех смутах:
• Отрицание мазхабов,
• Отрицание Сунны,
• Отрицание предписаний (хукмов)…
Они порождают сомнения в отношении религиозных дисциплин и, к сожалению, вынуждают проходящих обучение обращаться к деизму.
Выход из этого – обучать правильному.
Поколения, изучившие истину, не пригубят яд из разукрашенного кубка, преподнесенного востоковедами, неверующими людьми, чуждыми и враждебными Исламу. Мавляна Руми сказал: «Прежде чем читать аяты Священного Корана и благородные хадисы Пророка, исправь себя! Если ты не чувствуешь прекрасных ароматов в розовом саду, не ищи изъяна в саду, а ищи его в своей душе и носу!»
Сегодня, чтобы давать правильное исламское образование, необходимо поднять его уровень. Недостаточно летних курсов. И, учитывая необходимый в современных условиях объем религиозных знаний, даже программы медресе или отделений имамов- хатыбов также будет недостаточно.
Наш Пророк (мир ему и благословение Аллаха) обучал сподвижников 23 года. Необходимо проживать свою религию, получая образование в течение всей жизни и помогать в этом другим. Преподавать религию должны богобоязненные учителя, идущие прямым путем, живущие своей религией.
Наши соотечественники, не имеющие достаточного религиозного образования, а чаще – не имеющие даже элементарных знаний по религии, не в состоянии разобраться в сути многочисленных дискуссий, споров, предложений пройти какой-то курс лекций, приглашений последовать какому-то «духовному пути», представленных на широких просторах интернет-ресурсов. И выбрав то, что кажется созвучным их внутреннему состоянию, принимают это и начинают этому следовать.
Бездумное подражание Западу привело к полному религиозному невежеству, охватившему все наше общество…
Но нет безвыходного положения. Выход – призывать так, как призывал наш Пророк (мир ему и благословение Аллаха). Каждый имеющий возможность должен усердствовать в этом. А людям, обладающим знаниями, чтобы обучить других исламу, непозволительно отстраняться от этого.
Если контингент медресе или курсов при мечетях не набирается в то время, когда вокруг столько невежества, значит, мы не работаем.
• Мы будем напоминать нашим соотечественникам, что истинная жизнь – это вечная жизнь.
• Мы будем объяснять, что за каждое совершенное дело будет отчет.
• Мы будем объяснять, что цель нашего сотворения – это познание нашего Господа и поклонение Ему.
• Мы будем помогать нашей религии, живя по ней и обучая этому других, будем служить ей. А наш Господь обещает, что поможет нам на нашем последнем вздохе.
Пусть Всевышний Аллах удостоит нас этого! Аминь!
Автор: Шейх Осман Нури аль-Ханафи
Из книги: «Деи́зм – сумрачные лабиринты безверия», стр. 30-58