Фетвы Фикх

Чтение талькина усопшему | Хукм по 4 мазхабам

Те, кто говорит о дозволенности чтения талькина усопшему после погребения его в могиле, приводят следующие доказательства:

1. Ат-Табарани и Абдулазиз аль-Ханбали передают от Абу Умама (радиаллаху ‘анху), что он сказал: «Когда я умру, то сделайте со мной то, что повелел Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи уа саллям) делать с усопшими. Посланник Аллаха (салляллаху ‘аляйхи уа саллям) повелел нам:

إذا مات أحدٌ من إخوانكِم فسويتُم الترابَ على قبرهِ ، فليَقُم أحدكُم على رأسِ قبرهِ ، ثم ليقل : يا فلانَ بن فلانَة فإنهُ يسمعهُ ولا يجيبهُ ثم ليَقُل : يا فلانَ بن فلانةٍ فإنه يستَوي قاعدا ، ثم يقولُ : يا فلانَ بن فلانةٍ ، فيقول : أرشدْنَا رحمكَ اللهُ ، ولكن لا تشعُرونَ ، فليقل : اذكر ما خرجتَ عليهِ من الدنيا : شهادةَ أن لا إلهَ إلا اللهُ وأن محمدا عبدهُ ورسولهُ صلى الله عليه وسلم ، وأنكَ رضيتَ باللهِ ربا ، وبالإسلامِ دينا ، وبمحمدٍ صلى الله عليه وسلم نبيا ، وبالقرآنِ إماما ، فإن مُنْكرا ونكيرا يأخذُ كلَّ واحدٍ منهما بيدِ صاحبهِ ويقول : انطلقْ ، ما يُقْعِدُنا عند من لُقّنَ حجتهُ ؟ فيكونُ الله عز وجل حجهُما دونهُ . فقالوا : يا رسولَ اللهِ ، فإن لم يعرف أمّهُ ؟ قال : فلينسبهُ إلى أمهِ حواءَ : يا فلان ابن حواءَ

«Когда умрёт один из ваших братьев, и вы засыплете и разровняете землю над его могилой, пусть один из вас встанет у изголовья могилы и скажет: “О такой-то, сын такой-то (женщины)”. И тогда он ответит: “Обучи нас (правильному ответу), да смилуется над тобой Аллах”, однако вы не узнаете (не услышите) этого. Затем стоящий у могилы скажет: “Вспомни то, с чем ты вышел из этой жизни – свидетельство, что нет ничего достойного поклонения, кроме Аллаха, и что Мухаммад (салляллаху ‘аляйхи уа саллям) – Его раб и посланник, и что ты был доволен Аллахом как Господом, Исламом – как религией, Мухаммадом (салляллаху ‘аляйхи уа саллям) – как пророком и Кораном – как руководством”. После этого ангелы Мункар и Накир возьмутся за руки и скажут друг другу: “Пойдём! Что заставляет нас сидеть рядом с тем, кому был прочитан его довод (ответ)?!”» Тогда один мужчина сказал: «О Посланник Аллаха (салляллаху ‘аляйхи уа саллям)! Что, если не будет известно имя его матери?» Он ответил: «Пусть назовёт его по имени его праматери Хавы: “О такой-то, сын Хавы!”»

В цепочке передавших этот хадис есть Саид аль-Азди, а Ибн Абу Хатам не высказал о нём ни положительное (та‘диль), ни отрицательное мнение (джарх). Аль-Хафиз Ибн Хаджар аль-Аскаляни в книге «Тальхис аль-Хабир» сказал: «Его иснад – годный (салих)» и привёл другие хадисы, подкрепляющие его (шавахид). Аль-Хафиз ад-Дия также подкрепил этот хадис в книге «Аль-Ахкам». (См. «Найль аль-автар», т. 4, стр. 102)

2. Аль-Хафиз Саид бин Мансур передаёт от Рашида бин Са‘да, Дамура бин Хабиба и Хабиба бин Умайра (эти трое являются первыми, ранними табиунами): «Когда разравнивали землю над могилой усопшего, и люди расходились, они (сподвижники) находили желательным говорить усопшему возле его могилы: “О такой-то, засвидетельствуй три раза, что нет бога, кроме Аллаха. О такой-то, скажи: «Мой Господь – Аллах, моя религия – Ислам, мой пророк – Мухаммад (салляллаху ‘аляйхи уа саллям)», а потом они расходились”».

Аш-Шавкани сказал: «Аль-Хафиз Ибн Хаджар аль-Аскаляни привёл этот хадис в книге “Ат-Тальхис”, но умолчал о его статусе. Рашид, который упоминается в цепочке этого предания, участвовал в битве при Сиффине вместе с Муавией. Ибн Хазм счёл его слабым, а ад-Даракутни сказал, что на него опираются».

Я скажу: молчание аль-Хафиза о статусе этого текста и слова ад-Даракутни о передатчике Рашиде бин Са‘де указывают на то, что его приводят в качестве доказательства. К тому же, Рашид не является единственным передатчиком, наряду с ним этот хадис передали два других человека, и поэтому слова Ибн Хазма о том, что в его цепочке есть слабый передатчик, могут быть опровергнуты;

3. Хадис: «Говорите своим усопшим: нет ничего достойного поклонения, кроме Аллаха». Имамы Ахмад, Муслим, ан-Насаи передают этот хадис от Абу Саида аль-Худрий, Абу Хурайры и Аиши, а те – от Посланника Аллаха (салляллаху ‘аляйхи уа саллям).

Я скажу: хоть имам ан-Навави и другие учёные и сказали, что под усопшим понимается человек, находящийся при смерти (умирающий), но ат-Табари, аль-Камаль ибн Хумам, аш-Шавкани и другие учёные говорят: «Слова “ваши усопшие” указывают на усопших, умерших людей, а включение в это понятие находящегося при смерти (умирающего) человека является аллегорией. И перенос смысла может быть действителен только при наличии доказательства, указания (карина)». Так как нет довода, которое определяет переход с прямого смысла на переносный, то нельзя отнести эти слова к аллегории. Поэтому понимание их как усопших (а не находящихся при смерти) более предпочтительно. Аллах знает лучше.

А те признаки, указания, которые приводит противоположная сторона о том, что его последними словами должны быть: «Нет бога кроме Аллаха», или о том, что из-за боязни шайтана или смерти в беспечности (умирающему следует внушать слова свидетельства) – это всё не более предпочтительно, чем признак, заключающийся в том, что внушать покойному эти слова после смерти и погребения следует, чтобы он вспомнил их при допросе ангелов Мункара и Накира для того, чтобы это помогло ему правильно ответить на их вопросы. Напротив, вспоминание слов свидетельств во время допроса ангела является более предпочтительным и необходимым. Об этом упомянул Ибн аль-Араби аль-Малики;

4. Аль-Бухари, Муслим, аль-Халляль, Ибн Касир и другие учёные передали, что сподвижник Амр бин аль-‘Асс сказал своей семье: «Когда вы меня похороните, то стойте после этого вокруг моей могилы столько времени, сколько необходимо для того, чтобы закалывать жертвенное животное и разделать его мясо, чтобы я мог радоваться на вас и посмотреть, что я отвечу посланцам моего Господа»;

5. Мнения факихов и их мазхабов. Вот некоторые мнения факихов мазхабов относительно чтения талькина и его дозволенности:

а) Маликиты: Автор книги «Мавахиб аль-Джалиль» по маликитскому праву передаёт от Ибн аль-Араби следующее: «Ибн аль-Араби сказал в “Аль-Масалик”: “Когда усопшего положат в его могилу, то желательно в это время читать талькин. Это действие сподвижников и лучших праведников, потому что оно соответствует словам Всевышнего:

وَذَكِّرْ فَإِنَّ الذِّكْرَىٰ تَنْفَعُ الْمُؤْمِنِينَ

«Ты напоминай, ибо напоминание приносит пользу верующим». (сура Аз-Зарият, аят 55)

А верующий более всего нуждается в напоминании об Аллахе при допросе ангелов”». (См. комментарии к «Мавахиб аль-Джалиль» т. 2, стр. 238)

б) Ханбалиты: Ибн Кудама аль-Макдиси в книге «Аль-Мугни» передаёт от имама Ахмада его ответ на вопрос аль-Ашрама о талькине: «Я не видел, чтобы кто-либо совершал такое, кроме жителей Шама. Когда умер Абу аль-Мугира, пришёл один человек и прочитал талькин. А Абу аль-Мугира передавал от Абу Бакра бин Марьям, (а тот) передал от своих шейхов, что они также читали талькин. Это пересказал Ибн ‘Аййаш». Далее Ибн Кудама говорит: «Аль-Кади и Абу аль-Хаттаб сказали: “Чтение талькина является желательным”, и они передали хадис об этом от Абу Умама аль-Бахили».

Посмотри первое доказательство дозволенности талькина, упомянутое выше, где аль-Хафиз Ибн Хаджар аль-Аскаляни в книге «Ат-Тальхис» отнёс этот хадис к ат-Табари и сказал, что его иснад салих (годный). Он также привёл другие хадисы, подкрепляющие его (шавахид), ад-Дийа аль-Макдиси подкрепил этот хадис в книге «Аль-Ахкам». Этот хадис также передали Абдулазиз аль-Ханбали в книге «Аш-Шафи» и Ибн Шахин в книге «Зикр аль-Мавт». В цепочке этого хадиса есть передатчик Саид аль-Азди, о статусе которого умолчал Ибн Абу Хатам.

В книгах «Китаб аль-Фуру» Ибн Муфлиха аль-Ханбали и «Аль-Инсаф» аль-Мардави приводится, что шейх Абдуллах бин Абдулазиз аль-‘Анкари сказал: «Наш шейх Абдуррахман Абабутайн сказал: “Чтение талькина усопшему разрешено, по мнению Ахмада и некоторых его последователей. Он сказал: «Оно не порицается»”».

в) Шафииты: Выдающийся учёный аль-Мунави в комментариях к труду «Аль-Джамиу ас-Сагир» имама ас-Суюти приводит мнение шафиитов: «Что касается чтения талькина после смерти, когда усопший уже в могиле, то сказано, что талькин читают для всех мусульман, кроме пророков. Этого мнения придерживаются наши учёные-шафииты, и это мнение также отнесли к точке зрения ахль ас-Сунна уа аль-джамаа. Также сказано, что талькин не читают, таково мнение Абу Ханифы». (См. т. 2, стр. 282)

Ан-Навави в книге «Аль-Азкар» сказал: «Что касается чтения талькина усопшему после смерти, то многие наши (шафиитские) учёные сказали о желательности этого. Одни из тех, кто сказали о желательности этого – аль-Кади Хусайн, аль-Мутавалли, аль-Макдиси и ар-Рафии». (См. «Аль-Азкар», стр. 123)

г) Ханафиты: Некоторые ханафитские учёные считают, что талькин нежелателен, а другие ханафиты относят это мнение к Абу Ханифе. Они говорят: «Не читают талькин усопшему после того, как его уложили в могильную нишу, а если всё-таки прочитали, то это не запрещено». Но большинство из них сказали о дозволенности и желательности чтения талькина.

Ибн Абидин об этом говорит в своём труде «Хашият»: «Его слова “не совершается талькин после того, как покойного уложили в могильную нишу”, он упомянул в “Аль-Ми‘радж”, указав, что это явствует из предания (от Абу Ханифы)». Далее он говорит: «В книгах “Аль-Хубазия” и “Аль-Кафи” передаются слова шейха аз-Захида ас-Саффара, что это мнение мутазилитов, потому что воскрешение после смерти, по их мнению, невозможно». А по мнению ахль ас-Сунна уа аль-джамаа, хадис: «Читайте своим усопшим слова: “Нет ничего достойного поклонения, кроме Аллаха”» имеет прямой смысл (хакика), потому что Аллах оживляет покойного согласно переданным хадисам на этот счёт. Передаётся, что Пророк (салляллаху ‘аляйхи уа саллям) повелел читать талькин своим усопшим после погребения. Читающий талькин говорит следующие слова:

يا فلان ابن فلانة اذكر دينك الذي كنت عليه في دار الدنيا شهادة أن لا إله إلا الله وأن محمدا رسول الله وأن الجنة حق وأن النار حق وأن البعث حق وأن الساعة آتية لا ريب فيها وأن الله يبعث من في القبور وأنك رضيت بالله ربّا وبالإسلام دينا وبمحمد نبيا ورسولا وبالقرآن إماما وبالكعبة قبلة وبالمؤمنين إخوانا

«О такой-то, сын такой-то, вспомни свою религию, которую ты соблюдал в этом мире: (вспомни) свидетельство, что нет никого и ничего достойного поклонения, кроме Аллаха, и что Мухаммад – Посланник Аллаха (салляллаху ‘аляйхи уа саллям), (вспомни, что) Рай – истина, и Ад истина, воскрешение – истина, Судный час непременно будет, (и что) Аллах воскресит тех, кто в могилах, (что) ты доволен Аллахом как Господом, а Исламом – как религией, и Мухаммадом (салляллаху ‘аляйхи уа саллям) – как пророком и посланником, и Кораном – как руководителем, и Каабой – как киблой, и верующими – как братьями».

Также в книге «Аль-Фатх» передаются слова аль-Камаля ибн аль-Хумама: «Далее он сказал: “Не порицается (не запрещается) чтение талькина после погребения, потому что нет вреда в этом, а наоборот, польза. Поистине, усопший радуется чтению зикра, согласно хадисам”».

Далее Ибн Абидин сказал: «Я скажу: того, что передаётся в “Хашият ат-Тахтави” от аз-Зайла‘и, я не видел там (в книге), там лишь сказано следующее: “Сказано, что талькин читают, исходя из буквального смысла выражения, которое мы передали. Также говорится, что не следует ни повелевать, ни запрещать читать талькин”. Приведённое им доказательство первого мнения указывает на то, что он выбирает это мнение. Постарайся это понять». (См. «Хашият», Ибн Абидин, т. 2, стр. 191)

Итак, стало очевидно, что большинство факихов, особенно поздние, и мухаккики из четырёх мазхабов, такие как аль-Камаль ибн аль-Хумам, аз-Зайла‘и и Ибн Абидин из числа ханафитов; ан-Навави из числа шафиитов; Ибн аль-Араби из числа маликитов; Ибн Кудама из числа ханбалитов – все они и многие другие говорят о дозволенности чтения талькина усопшему. Некоторые из них говорят о желательности этого, ссылаясь на предыдущие доказательства.

Здесь не приводятся слова ранних мутазилитов и нынешних салафитов о том, что нет пользы от талькина, ибо усопший не слышит то, что ему читают, потому что после смерти он не слышит речей обитателей этого мира. Они же в качестве доказательства этого мнения приводят аят Корана:

وَمَا أَنتَ بِمُسْمِعٍ مَّن فِي الْقُبُورِ

«Ты не можешь заставить слышать тех, кто в могиле». (Фатир, аят 22)

Я скажу: эти их слова отвергаются, а руководство в качестве довода этим и иными подобными аятами неправильно по следующим причинам:

1. Смысл слов Аллаха:

 وَمَا أَنتَ بِمُسْمِعٍ مَّن فِي الْقُبُورِ

«Ты не можешь заставить слышать тех, кто в могиле». (Фатир, аят 22)

Смысл этих слов заключается в следующем: «Подобно тому, как усопшие не получат пользу от правильного пути и призыва к нему после их смерти и погребения в могилах, будучи не уверовавшими, так же ты не сможешь влиять и наставлять на истинный путь этих многобожников, которым предписано несчастье». (См. «Тафсир», Ибн Касир, т. 3, стр. 552)

Данный аят приведён для объяснения того, что этим многобожникам не помогут твои молитвы, о Пророк (салляллаху ‘аляйхи уа саллям), подобно тому, как твоя эта мольба не поможет тем, кто умер неверным. Тут отнюдь не отрицается то, что обитатели могилы могут слышать. Отрицается только, что они ответят на твой призыв по причине их смерти, им подобны и многобожники, которые не отвечают призыву. Если бы тут отрицалось то, что обитатели могилы слышат, то Пророк (салляллаху ‘аляйхи уа саллям) никогда бы не обращался к ним. Об этом мы скажем далее;

2. Имеются многочисленные достоверные доказательства того, что обитатели могилы слышат речь обитателей этого мира, обращённую к ним. Самыми важными из них являются следующие:

а) Передаётся от Анаса бин Малика (радиаллаху ‘анху), что Пророк (салляллаху ‘аляйхи уа саллям) сказал об убийстве многобожников во время битвы при Бадре:

والذي نفس محمد بيده ما أنتم بأسمع لما أقول منهم

«Клянусь Тем, в Чьей власти душа Мухаммада (салляллаху ‘аляйхи уа саллям), вы слышите то, что я говорю, не лучше, чем они».

Нельзя говорить, что это касалось только этих многобожников, ибо нет прямого указания на такое обособление;

б) Муслим передаёт от Сулаймана бин Бурайда, а тот – от своего отца: «Посланник Аллаха (салляллаху ‘аляйхи уа саллям), когда они (сподвижники) выходили на кладбище, обучал их (этим словам):

السلام على أهل الديار من المسلمين والمؤمنين وإنا إن شاء الله بكم لاحقون أسأل الله لنا ولكم العافية

«Да пребудет мир с обитателями могил из числа мусульман и верующих. Поистине, мы, по воле Аллаха, последуем за вами. Я прошу у Аллаха благополучия для себя и для вас».

Ибн аль-Кайим сказал: «Это – обращение к тем, кто слышит и разумеет. Если бы это было не так, то оно было бы обращением к несуществующему и неорганическому (миру) – праведные салафы единодушны в этом. Известно множество переданных от них хадисов о том, что усопший знает о посещении его живым человеком и радуется ему». Далее он привёл множество этих хадисов в книге «Ар-Рух». (См. «Ар-Радд аль-мухкам аль-матин», стр. 248-249)

в) Передаёт ат-Тирмизи от Ибн Аббаса: «Посланник Аллаха (салляллаху ‘аляйхи уа саллям) прошёл рядом с могилами Медины, повернулся к ним лицом и сказал:

السلام عليكم يا أهل القبور يغفر الله لنا ولكم أنتم لنا سلفنا ونحن بالأثر

“Да пребудет с вами мир, о обитатели могил. Да простит Аллах нам и вам. Вы опередили нас, а мы (придём) следом”.

Ат-Тирмизи сказал: «Это хороший хадис». (См. «Субуль ас-Салям», т. 2, стр. 118)

Я скажу: если обитатели могил не слышат речь живых, обращённую к ним, то почему Посланник Аллаха (салляллаху ‘аляйхи уа саллям) приветствовал их, учитывая то, что его приветствие, как это видно из хадиса от Ибн Аббаса, обращено ко второму лицу: «Да пребудет с вами мир»? Если они не слышат его слова, которыми он поприветствовал их, то это означает, что это действие Пророка (салляллаху ‘аляйхи уа саллям) напрасно и бессмысленно, а это в отношении него невозможно. Поэтому автор книги «Субуль ас-салям» после упоминания хадиса Ибн Аббаса говорит следующее: «В нём есть (указание), что они, то есть усопшие, знают проходящих рядом с ними и знают также, что их приветствуют, иначе это было бы пустым делом». Нельзя говорить, что это касается исключительно Пророка (салляллаху ‘аляйхи уа саллям), потому что он учил сподвижников, что обитателей могил следует приветствовать, подобно тому, как он приветствовал. Поэтому это действие характеризуется как общее (а не касающееся только Пророка, салляллаху ‘аляйхи уа саллям);

г) Аль-Бухари, Муслим, аль-Халляль, Ибн Касир и другие имамы передают, что сподвижник Амр ибн аль-Асс сказал своей семье: «Когда вы похороните меня, то стойте после этого вокруг моей могилы столько времени, сколько необходимо, чтобы закалывать жертвенное животное и разделать его мясо, чтобы я мог радоваться вам и посмотреть, что я отвечу посланцам (ангелам, учиняющим допрос) моего Господа». Это также указывает на то, что усопший чувствует и радуется тем, кто вокруг его могилы;

д) Аль-Бухари, Муслим, Абу Давуд и ан-Насаи передают от Анаса бин Малика, что Посланник Аллаха (салляллаху ‘аляйхи уа саллям) сказал: «Поистине, когда кладут раба в могилу, и его друзья расходятся, он слышит топот их сандалий. А когда они уходят, к нему приходят два ангела». (См. «Джами аль-усуль», т. 11, стр. 173)

Его слова о том, что он слышит звук их сандалий, ясно указывает на то, что усопший слышит даже движение живых людей. Из-за этих и многих других доказательств становится очевидным, что усопшие могут слышать. И поэтому талькин помогает им, и это подтверждается разумом, и вдобавок шариатскими текстами, которые говорят о его дозволенности.

По мнению многих учёных, в том числе Ибн Касира, деяния живых родственников показывают усопшим в мире Барзах. И в качестве доказательства они приводят следующие доводы:

1. Слова Всевышнего Аллаха:

وَقُلِ اعْمَلُوا فَسَيَرَى اللَّهُ عَمَلَكُمْ وَرَسُولُهُ وَالْمُؤْمِنُونَ

«Ты скажи: “Совершайте деяния, и увидит ваше деяние Аллах, Его посланник и верующие”». (Ат-Тавба, аят 105);

2. Абу Давуд ат-Таялиси передаёт слова Джабира ибн Абдуллаха, что Посланник Аллаха (салляллаху ‘аляйхи уа саллям) сказал:

إن أعمالكم تعرض على أقربائكم وعشائركم في قبورهم فإن كان خيرا استبشروا به وإن كان غير ذلك قالوا: اللهم ألهمهم أن يعملوا بطاعتك

«Поистине ваши деяния показывают вашим родным и родственникам в могилах: если они будут благими, то они радуются этому, а если они не будут таковыми, то скажут: “О Аллах, внуши им совершать поклонение Тебе”». Даже если этот хадис и слабый, он усиливается следующим хадисом;

3. Имам Ахмад передаёт от Анаса, что Пророк (салляллаху ‘аляйхи уа саллям), сказал:

إن أعمالكم تعرض على أقربائكم وعشائركم من الأموات فإن كان خيرا استبشروا به وإن كان غير ذلك قالوا : اللهم لا تُ ِمتْ ُه ْم حتى تهديهم كما هديتنا

«Поистине ваши деяния показывают вашим родным и родственникам из числа усопших, если они будут благими, то они радуются этому, а если они не будут таковыми, то скажут: “О Аллах, не умерщвляй их, пока не наставишь на истинный путь, подобно тому, как наставил нас на истинный путь”». (См. «Тафсир Ибн Касир», т. 2, стр. 387)

4. Передано от Абу ад-Дарда, что он сказал:

اللهم وفقني إلى العمل الصالح حتى لا أخجل أمام خالي عبد الله بن رواحة

«О Аллах, даруй мне успех совершать благие дела, чтобы не стесняться перед моим дядей Абдуллахом ибн Раввахой».

А Абдуллах на тот момент был уже мёртв. (См. «Китаб аль-иман» шейха Абдуллаха Сираджуддина, стр. 96) 

Автор: Шейх Абдуль-Кадир Иса Дийаб
Из книги: «Весы справедливости», стр. 91-103

Print Friendly, PDF & Email

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *