Слово تَقْليد «такли́д» в арабском языке означает «стремление одного человека подражать другому». В принципе любое обучение осуществляется через подражание не имеющего знаний ученика знающему учителю. В этой главе речь пойдет о таклиде, то есть, подражании (следовании примеру) в вопросе понимания законов Шариата. Если точнее, о подражании другим в вопросах фикха, о следовании мазхабу на примере нашей действительности.
Всем известно, что некоторые фанатики не признают мазхабы фикха (религиозно-правовые школы) и призывают к этому других. Они считают мазхабы ошибкой и недостатком, а в целях оправдания своих взглядов доходят до осуждения величайших имамов, основавших мазхабы.
Шейх Абдуль Фаттах Абу Гудда аль-Ханафи (рахимахуЛлах) в своей рецензии книги «Иълаус сунан» пишет:
«Причиной написания этой книги является положение, сложившееся в середине XX столетия. Тогда, после отделения Пакистана от Индии группа лиц, объявивших себя «ахли хадис» («последователями хадисов», буквально: «людьми хадисов»), выступили с заявлением о якобы несоответствии сунне Пророка (саллаллаху алайхи уа саллам) мазхаба Ханафия, распространенного среди большинства мусульман, проживавших на этой огромной территории. Они также обвинили последователей мазхаба Абу Ханифы в том, что они якобы возвысили над хадисами метод сопоставления — «кияс», используемый в принятии шариатских решений, и осудили всю ханафитскую правовую систему (фикх)».
Помимо этого, они отвергли необходимость следования всем четырем признанным имамам, основателям мазхабов. Эти люди, отрицающие мазхабы, заявляют: «Зачем нам следовать учению Абу Ханифы вместо исполнения того, что сказано в Куръане и сунне, то есть того, что предписано Аллахом и Его Пророком?!».
По их мнению, следование мазхабу фикха почему-то означает игнорирование Аллаха, Пречист Он, Всевышний, и Его Посланника (саллаллаху алайхи уа саллам) и выполнение вместо этого требований простого смертного. Без сомнений, подобное убеждение приведет к куфру того, кто его придерживается. Прежде чем изложить опровержение убеждений обвинителей таклида, ознакомимся с тем, как разъясняют таклид ученые.
В Кувейтской «Энциклопедии фикха» понятие таклида толкуется следующим образом:
«Таклид означает принятие чьих-либо утверждений без доказательств. Это признание простым человеком мнения муджтахида. Обращение к сказанному Пророком (саллаллаху алайхи уа саллам) — это не таклид. Так же, как и обращение к «иджмаъ» — согласию ученых — это не таклид. Поскольку в этом случае происходит возвращение к самому первоисточнику».
«Ученые науки вероубеждения пришли к единому мнению, что в вероубеждении (акыде) таклид не допустим. В вопросе же таклида в практических положениях Шариата (фикхе) существует два мнения.
Первое: Допустимость таклида в указанных вопросах. Это слова ученых науки вероубеждения. Они говорят следующее:
«Муджтахид в случае верного или неверного определения практических положений одинаково заслуживает воздаяния и не становится грешником. Поэтому в подобных вопросах таклид допустим. Однако для простых людей он обязателен, поскольку от них требуется соблюдение положений Шариата. Иногда при обосновании этих положений встречаются аяты и хадисы, имеющие скрытый смысл, знание которого необходимо для иджтихада. Требование же от простых людей уровня муджтахидов приведет к сокращению роста населения, упадку сельского хозяйства, остановке ремесленничества, производства и, в конечном итоге, к хаосу. Сподвижники Пророка (радияллаху анхум) выносили фетвы между собой и для других людей, они не велели им быть муджтахидами. Сам Аллах, Пречист Он, Всевышний, повелел спрашивать у знающих учёных: «Так спрашивайте же у людей зикра (то есть, хорошо знающих шариат)».
Второе мнение: таклид запрещен (харам) и неприемлем. Это утверждение относится к Ибн Абдул Барру, Ибнул Кайюму и Шавкани».
Однако, если мы изучим второе мнение, то увидим, что речь идет о неприемлемости таклида только для тех, кто имеет возможность самостоятельно извлекать смысл священных текстов. Те, кто выступает против таклида, а значит и против мазхабов, для обоснования своих утверждений пытаются приводить, в частности, следующие доказательства: Аллах, Пречист Он, Всевышний, в суре «Тауба» сказал:
اتَّخَذُوا أَحْبَارَهُمْ وَرُهْبَانَهُمْ أَرْبَابًا مِنْ دُونِ اللَّهِ وَالْمَسِيحَ ابْنَ مَرْيَمَ وَمَا أُمِرُوا إِلَّا لِيَعْبُدُوا إِلَٰهًا وَاحِدًا ۖ لَا إِلَٰهَ إِلَّا هُوَ ۚ سُبْحَانَهُ عَمَّا يُشْرِكُونَ
«Они обожествили — наряду с Аллахом — своих раввинов (иудейских ученых) и монахов (христианских аскетов — то есть подчинялись им в их решениях насчет дозволенного и запретного как богам), а также (обожествили) Помазанника (Ису), сына Марьям. А ведь им было велено (в Таурате и Инджиле) поклоняться только одному Богу, кроме которого никто не достоин поклонения! Он превыше всего, что они к нему приравнивают!» (аят 31)
Раввин — это религиозный служитель и учитель у иудеев. Монах — аскет и религиозный учитель у христиан. В этом аяте Аллах обвиняет тех, кто обожествляют этих религиозных деятелей и подчиняются их человеческой воле так, как если бы это была воля Аллаха, придавая их, тем самым, Единственному Богу как бы в партнеры, в соучастники. Фанатики считают, что подражающие факихам мусульмане подобны тем иудеям и христианам, которые обожествили первосвященников и монахов.
Имам Ахмад и Тирмизи передали от Ади ибн Хатима (радияллаху анху), что, когда он услышал о призыве Посланника Аллаха (саллаллаху алайхи уа саллам), он убежал в Шам (Сирия). Во времена невежества Ади ибн Хатим (радияллаху анху) принял христианство. Его младшая сестра и несколько человек из его рода попали в плен к мусульманам. Но Посланник Аллаха (саллаллаху алайхи уа саллам) освободил его сестру, дав ей подарки. Сестра, придя к брату, призвала его принять Ислам и уговорила его пойти к Посланнику Аллаха (саллаллаху алайхи уа саллам). Ади, будучи сыном Хатима Таи, известного своей щедростью, был еще и предводителем своего племени. Его прибытие в Медину вызвало различные разговоры среди людей.Он зашел к Посланнику Аллаха (саллаллаху алайхи уа саллам) с золотым крестом на шее. В то время тот как раз читал аят:
اتَّخَذُوا أَحْبَارَهُمْ وَرُهْبَانَهُمْ أَرْبَابًا مِّن دُونِ اللَّهِ وَالْمَسِيحَ ابْنَ مَرْيَمَ
«Они обожествили — наряду с Аллахом — своих раввинов (иудейских ученых) и монахов (христианских аскетов — то есть подчинялись им в их решениях насчет дозволенного и запретного как богам), а также (обожествили) Помазанника (Ису), сына Марьям…»
Ади (радияллаху анху) говорит: «Я сказал: «Они вовсе не поклонялись им (как Господам)».
Посланник (саллаллаху алайхи уа саллам) ответил: «Но они запретили им разрешенное и разрешили запретное, а те согласились. Вот это и есть поклонение им (признание их Господами)».
Иудеи и христиане не признавали и не признают богами своих первосвященников и монахов. Но многие из них подчинились сказанному этими служителями, как если бы это была воля Господа Бога: они признали дозволенным то, что те назвали дозволенным, и признали запрещенным то, что те назвали разрешенным. Тем самым, они проявили неверие в Единственного, так как наряду с ним признали таких же, как они людей, своими Господами.
По аналогии с этим фанатики обвиняют в куфре всех мусульман, следующих таклиду! Эти обвинения опровергаются следующим образом:
Следовать мазхабу фикха не означает подчинения такому же, как мы, человеку, да еще и непременно отклонившись от Куръана и сунны. Авторы наших мазхабов фикха являются выдающимися учеными вероучения людей сунны и согласия. Они не допускали и не могли допустить никаких серьезных ошибок в главном — в вопросах вероучения (акыды). Следовательно, обвинение, что такие выдающиеся ученые могли призывать людей следовать не Куръану и сунне, а их собственным идеям, абсолютно противоречит логике.
Имамы мазхабов фикха в доступной форме разъясняли людям смысл Куръана и сунны, а также донесли до мусульман способы следования Куръану и сунне. Они никогда не выдвигали ничего, что противоречило бы Куръану и сунне, не требовали, чтобы их обожествляли или как-то превозносили, чтобы их личным советам следовали вопреки шариату Аллаха. Напротив, они добились уважения мусульман своим трудом, знаниями, воспитанностью и богобоязненностью.
Наши ученые характеризуют имамов мазхабов фикха и их заслуги следующим примером:
«Прожить праведную жизнь схоже с благополучным восхождением на вершину горы. Куръан и сунна являются картой и руководством, указывающими путь на эту вершину. Имамы мазхабов являются людьми, которые, используя такое руководство, находят самый легкий и безопасный путь для восхождения, ставят разметки и облегчают его.
Отрицающие мазхабы фикха похожи на тех, кто придя к подножию горы, имея карту и руководство, тем не менее пытаются подняться на вершину, ища для себя новый, нигде не отмеченный путь. Если они обладают глубокими знаниями, силой и возможностями, то теоретически есть вероятность, что они поднимутся на вершину, но в противном случае они сорвутся с горы. Знания, сила и возможности, которые могут помочь подняться на вершину, должны быть, как минимум, равны или даже превышать возможности авторов мазхабов».
Автор: Шейх Мухаммад Садык аль-Ханафи
Из книги: «Васатыя — путь жизни», стр. 265-270