Тазкия

Болезни нафса и пути их излечения (1)

Виды человеческого нафса

Знайте, что человеческий нафс подразделяется на три вида: нафс мутмаинна, нафс лаууама и нафс аммара.

Нафс мутмаинна النَّفْسُ الْمُطْمَئِنَّةُ – это душа, обретшая покой, твердо убежденная в том, что Всевышний Аллах является его Господом, искренне верящая в обещания Аллаха, подтверждающая правдивость Его слов, терпеливо переносящая всё, что приходит от Него.

Это уверовавший нафс, которого Аллах не опозорит в ахирате, книгу его деяний вручит ему в правую руку и оправдает его. Обретший покой нафс покорен божественному предопределению с его добром или злом, пользой или вредом.

Всевышний Аллах так обращается к такому нафсу за веру. Его истинным обещаниям и за стремление заслужить Его довольство посредством благих поступков:

يَا أَيَّتُهَا النَّفْسُ الْمُطْمَئِنَّةُ ارْجِعِي إِلَى رَبِّكِ رَاضِيَةً مَّرْضِيَّةً

«О душа, обретшая покой! Вернись к своему Господу удовлетворенной и снискавшей довольство!» («Аль-Фаджр / Заря», 89:27-28)

Нафс лаууама لنَّفْسِ اللَّوَّامَةِ – это грешная душа, постоянно упрекающая себя и за хорошие, и за плохие поступки, не умеющая быть терпеливой ни в радости, ни в горести, всегда недовольная собой. Она без конца укоряет себя, говоря: «Зачем я это сделал?! Надо было делать по-другому!»

Этот нафс сам по себе не хороший и не плохой. Просто он всегда не доволен собой.

Упрекающий нафс сильно расстраивается по причине упущенных возможностей и никогда не бывает довольным своими поступками. Когда он совершает что-либо хорошее, то говорит: «Надо было сделать больше!» Когда же он совершает предосудительный поступок, то говорит: «И зачем я это сделал ?!» Всевышний Аллах клянется упрекающим нафсом, говоря:

وَلَا أُقْسِمُ بِالنَّفْسِ اللَّوَّامَةِ

«Клянусь душой упрекающей!» («Аль-Кыяма / Воскресение», 75:2)

Нафс аммара النَّفْسَ لَأَمَّارَةٌ – это душа, повелевающая зло. Всевышний Аллах говорит о ней в той суре, где приводится повествование о пророке Йусуфе:

إِنَّ النَّفْسَ لَأَمَّارَةٌ بِالسُّوءِ

«Ведь нафс (эго) человека призывает его к плохому». («Йусуф», 12:53)

Кроме этого, о таком нафсе Аллах говорит в следующих двух аятах:

وَأَمَّا مَنْ خَافَ مَقَامَ رَبِّهِ وَنَهَى النَّفْسَ عَنِ الْهَوَى

«… кто боялся предстать перед своим Господом, удерживал себя от [запретных] желаний». («Ан-Назигат / Исторгающие», 79:40)

أَفَرَأَيْتَ مَنِ اتَّخَذَ إِلَهَهُ هَوَاهُ

«Видел ли ты того, кто сделал свою страсть себе богом?»10 («Аль-Джасийа / Коленопреклонённые», 45:23)

О склонности этого нафса к дурным поступкам и его отдаленности от благих деяний Всевышний упомянул и в других аятах.

В одном хадисе, дошедшем от Абу Хурайры через Абу Саляму, Саляму ибн Кухайля, Ша’бу и Суфьяна, Абу Асима, Ахмада ибн Хусейна ибн Абана, Абдуль-Джаббара ибн Сирина и Али ибн Амра, приводится такое высказывание Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха): «Глина, из которой был сотворен пророк Адам (мир ему), была смешана с несчастьем, страстью и похотью».

Всевышний Аллах говорит:

وَجَاهِدُوا فِي اللَّهِ حَقَّ جِهَادِهِ

«Усердствуйте на пути Аллаха надлежащим образом». («Аль-Хадж / Паломничество», 22:78)

То есть, держите в узде свой нафс, не давайте ему бегать за преходящими и пустыми мечтами и желаниями!

* * *

В другом своем произведении шейх Абу Абдуррахман ас-Сулами говорит так: «Люди привыкли считать, что мученичество за веру – это смерть на поле брани. Однако истинное мученичество заключается в неповиновении низменным желаниям души и уничтожении ее стремления ко злу».

Автор: Шейх Абу Абдуррахман ас-Сулами (умер в 1021 г.)
Из книги: «Болезни нафса и пути их излечения», стр. 8-10

Print Friendly, PDF & Email

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *