4. Сбор хадисов
Для сохранения хадисов пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) использовались три способа:
а) память;
б) практикование;
в) запись.
Память
Всемогущий и Всевышний Аллах наделил арабов удивительной памятью.
а) Как сообщал Джафар ибн Амр Домари (радиаЛлаху ’анху), он вместе с господином Убайдуллой ибн Адием ибн Хияром (радиаЛлаху ’анху) пошел однажды навестить господина Вахшия (радиаЛлаху ’анху). Господин Убайдулла (радиаЛлаху ’анху) спросил господина Вахшия (радиаЛлаху ’анху), узнал ли тот его. «Нет», – последовал ответ. Но при этом Вахший (радиаЛлаху ’анху) припомнил, что много лет тому назад у Адия ибн Хияра был ребенок, и этого ребенка ему сказали понести к кормилице. Ребенок был полностью укрыт, за исключением его стоп. И господин Вахший (радиаЛлаху ’анху) заметил:
– Твои стопы напоминают те стопы. (Бухари. Сахих / под ред. Мухаммада Фуада Абдульбакы. Карачи: Кадими кутуб-хана, том 2, стр. 582–583, хадис 4072)
Спустя много лет после случая при рождении господина Убайдуллы (радиаЛлаху ’анху) господин Вахший (радиаЛлаху ’анху) смог узнать его стопы! И это при том, что форма стоп обычно меняется по мере взросления человека.
б) Хафиз Ибн Хаджар Аскалани (рахимахуЛлах) (773–852 гг. х.) писал:
«Однажды Марван захотел испытать память господина Абу Хурейры (радиаЛлаху ’анху) в отношении хадисов. Он попросил его привести несколько хадисов, а на следующий год попросил привести те же самые хадисы. И господин Абу Хурейра (радиаЛлаху ’анху) повторил их ровно так, как в прошлый год, не допустив ни единой ошибки». (Аскалани. Исоба. Бейрут: Дар аль-кутуб аль-ильмия, 1-е изд, том 7, стр. 353)
в) Имеется и много иных случаев, демонстрирующих глубину памяти арабов. Многие сподвижники (радиаЛлаху ’анхум) запоминали хадисы и сохраняли их посредством своей памяти.
Практикование
Один из самых эффективных способов сохранения знаний – их практикование. Всемогущий Аллах и Его посланник (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) подчеркивали важность практикования знаний. В результате практикование хадисов пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) стало эффективным способом их сохранения.
Запись
К наиболее эффективным способам сохранения знаний относится также их запись. Этот способ применялся и по отношению к хадисам пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам), в том числе непосредственно сподвижниками (радиаЛлаху ’анхум). На самом деле, пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) разрешал и побуждал сподвижников (радиаЛлаху ’анхум) записывать его хадисы. Это подтверждается следующим:
а) Один из сподвижников (радиаЛлаху ’анху) пожаловался пророку (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) на то, что он слышит хадисы, но не может запомнить. Тогда пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) сказал: «Ищи помощи через правую руку», – и жестами указал на записывание. (Тирмизи. Сунан, том 2, стр. 91, хадис 2666)
б) Господин Абдулла ибн Амр ибн Ас (радиаЛлаху ’анху) рассказывал:
«Я записывал все, что слышал от пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам). Тем самым я хотел сохранить (услышанные хадисы). Курайшиты остановили меня, сказав:
– Ты записываешь все, в то время как пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) – человек. Он говорит и в гневе, и в радости.
Я перестал делать записи и рассказал об этом пророку (саллаллаху ‘алейхи уа саллам). Он указал пальцем на свой рот и сказал:
– Продолжай записывать. Клянусь Тем, в Чьей власти моя жизнь, ничто не исходит отсюда (изо рта), кроме истины». (Абу Дауд. Сунан, том 2, стр. 156–157)
в) Господин Абдулла ибн Амр рассказывал:
– Запечатлевайте знания, – сказал пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам).
– Что значит «запечатлевать знания»? – спросил я.
– Записывать их, – ответил он. (Мустадрак. Бейрут: Дар аль-кутуб аль-ильмия, хадис 362)
С учетом указанных сообщений, многие сподвижники записывали хадисы и составляли собственные сборники. Далее приводятся некоторые примеров таких собраний хадисов.
Ас-сахифа ас-садика
Это сборник, записанный господином Абдуллой ибн Амром ибн Асом (радиаЛлаху ’анху). Как говорил господин Абу Хурейра (радиаЛлаху ’анху):
«Никто из сподвижников пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) не собрал больше хадисов, чем я, за исключением Абдуллы ибн Амра. Это от того, что он вел записи, а я – нет». (Бухари. Сахих. Карачи: Кадими кутуб-хана, том 1, стр. 22, хадис 113)
Точное количество повествований господина Абдуллы ибн Амра ибн Аса (радиаЛлаху ’анху) неизвестно, но их точно было больше, чем у господина Абу Хурейры (радиаЛлаху ’анху), число которых – около 5374.
Этот сборник был передан внуку господина Абдуллы ибн Амра ибн Аса, которого звали Амр ибн Шуайб, и цепочка рассказчиков обычно такая:
عن عمرو بن شعيب عن أبيه عن جده
…от Амра Ибн Шуайба от его отца от его деда…
Хафиз Ибн Хаджар Аскалани (рахимахуЛлах) (773–852 гг. х.) цитировал слова Яхьи ибн Маина (рахимахуЛлах) (157–223 гг. х.) и Али ибн Медини (рахимахуЛлах) (161/162–234/258 гг. х.):
«Каждое сообщение Амра ибн Шуайба… – из «Ас-сахифа ас-садика»». (Аскалани. Тахзиб ат-тахзиб. Каир: Дар-уль-китаб аль-ислами, 1-е изд., 1993, том 8, стр. 53–55)
Может возникнуть возражение: почему же мы обнаруживаем больше хадисов от господина Абу Хурейры (радиаЛлаху ’анху), чем от господина Абдуллы ибн Амра ибн Аса (радиаЛлаху ’анху)? Причина тут в том, что господин Абдулла ибн Амр ибн Ас (радиаЛлаху ’анху) находился в Леванте (Сирии), и у него было не так много учеников, как у господина Абу Хурейры (радиаЛлаху ’анху). Именно сообщения учеников господина Абу Хурейры (радиаЛлаху ’анху) сделали количество переданных от него хадисов бо́льшим, чем число хадисов, переданных от господина Абдуллы ибн Амра ибн Аса (радиаЛлаху ’анху), несмотря на то, что тот сохранил больше хадисов, чем господин Абу Хурейра (радиаЛлаху ’анху).
Сахифа господина Али (радиаЛлаху ’анху)
Господина Али (радиаЛлаху ’анху) однажды спросили, не обладает ли семья пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) какими-то особенными знаниями, которых нет у других. Он ответил:
«Нет. От пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) мы (его семья) записали лишь Коран и то, что находится в этом сборнике». (Бухари. Сахих / под ред. Мухаммада Фуада Абдульбакы. Карачи: Кадими кутуб-хана, том 1, стр. 21, хадис 111)
В том сборнике содержались нормы виры, выкупа и возмездия.
Китаб ас-садака
Это сборник хадисов о милостыне и закяте, продиктованный пророком (саллаллаху ‘алейхи уа саллам). Сборник был передан господину Абу Бакру (радиаЛлаху ’анху), затем – господину Умару (радиаЛлаху ’анху), далее – двум его сыновьям, господам Абдулле и Убайдулле (радиаЛлаху ’анхума), потом – господину Умару ибн Абдульазизу, после этого – Салиму ибн Абдулле, от которого эти хадисы передал и распространил среди людей Ибн Шихаб Зухри (у. 124 г. х.). (Тирмизи. Сунан, том 1, стр. 79)
Сухуф господина Анаса ибн Малика (радиаЛлаху ’анху)
Сагид ибн Хиляль (рахимахуЛлах) говорил:
«Мы бывали у господина Анаса ибн Малика (радиаЛлаху ’анху). Он брал свои сборники и говорил:
– Я слышал эти хадисы от пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам), записывал их и показывал их пророку (саллаллаху ‘алейхи уа саллам)». (Мустадрак. Бейрут: Дар аль-кутуб аль-ильмия, хадис 6452)
Сухуф господина Ибн Аббаса (радиаЛлаху ’анхума)
Курейб ибн Аби Муслим (рахимахуЛлах), освобожденный раб господина Ибн Аббаса (радиаЛлаху ’анхума), рассказывал:
«У меня находятся сборники господина Абдуллы ибн Аббаса (радиаЛлаху ’анхума) весом с верблюда». (Ибн Саад. Табакат. Бейрут: Дар ас-садир, том 5, стр. 293)
Сахифа Хаммама ибн Мунаббиха (рахимахуЛлах)
Хаммам ибн Мунаббих был учеником господина Абу Хурейры (радиаЛлаху ’анху) и собирал его хадисы. Это собрание известно как «Ас-сахифа ас-сахиха» и является также частью сборника «Муснад» Ахмада. Оно считалось утерянным, но не так давно было найдено в библиотеке в Берлине. При сравнении хадисов оттуда с соответствующими хадисами сборника «Муснад» Ахмада было обнаружено полное соответствие.
Запрет на запись?
Здесь можно отметить, что при всем при этом пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) запрещал записывать хадисы:
«Не записывайте от меня. Кто запишет от меня что-то помимо Корана, должен удалить это». (Муслим. Сахих, том 2, стр. 414)
Но этот запрет действовал только на начальных стадиях ислама. Его целью было избежать путаницу между Кораном и хадисами.
Согласно мнению имама Навави (рахимахуЛлах) (631–676 гг. х.), запрет касался записи хадисов вместе с Кораном. В этом случае Коран и хадисы смешались бы.
Запись хадисов во времена сподвижников
Из приведенного выше видно, что сохранение хадисов посредством записи было обычным делом среди сподвижников, и уже в то время хадисы сохраняли.
Сохранение хадисов во времена сподвижников осуществлялось на индивидуальном уровне, а не посредством исламского правительства, как в случае с записью и сохранением Корана. Причиной этому было то, что Коран был только недавно собран воедино, и господа Абу Бакр и Умар (радиаЛлаху ’анхума) опасались, что люди будут уделять больше внимания хадисам, чем Корану, и пренебрегать Кораном. Это видно по сообщению со следующими словами господина Умара (радиаЛлаху ’анху):
«Я хотел собрать Сунну, но помнил об общине, что была до вас. Они составили сборник и погрузились в него, пренебрегая книгой Аллаха. Клянусь Аллахом, я не смешаю ни с чем книгу Аллаха!» (Ибн Абдильбарр в «Илм»; Канз аль-уммаль, хадис 29474)
Поначалу господин Али (радиаЛлаху ’анху) был против передачи большого количества хадисов, но, когда иудей Абдулла ибн Саба задумал извратить ислам путем возвышения господина Али (радиаЛлаху ’анху) до уровня Аллаха и измышления хадисов, господин Али (радиаЛлаху ’анху) стал бороться против этого через передачу множества хадисов о достоинствах других сподвижников (радиаЛлаху ’анхум). Тем самым ученики господина Али (радиаЛлаху ’анху) получили ряд сборников хадисов, переданных им.
Запись хадисов на официальном уровне
Когда халифом стал Умар ибн Абдульазиз (рахимахуЛлах) (61–101 гг. х.), он решил собрать хадисы на официальном уровне. Он написал судье Абу Бакру ибн Хазму (рахимахуЛлах):
«Посмотрите, что есть из хадисов пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам), и запишите их, а то я опасаюсь исчезновения знаний и ухода алимов в иной мир». (Бухари. Сахих, глава 34)
В сборнике «Муватта» имама Малика (рахимахуЛлах) (95–179 гг. х.) сообщается, что Умар ибн Абдульазиз (рахимахуЛлах) (61–101 гг. х.) просил также собрать сунны (практику) первых праведных халифов. Абу Нуайм (у. 460 г. х.) в книге «Тарих Исфахан» писал, что эта просьба была также разослана всем судьям различных провинций. (Аскалани. Фатх аль-Бари. Карачи: Кадими кутуб-хана, том 1, стр. 259)
Автор: Муфтий Ибрагим Десаи
Из книги: «Азы хадисоведения», стр. 11-17