
Его учителя
Рассуждая о своём отношении к знаниям, имам Абу Ханифа (да смилостивится над ним Аллах) говорил о себе следующее: «Я родился и вырос в Куфе – очаге знаний и фикха; посещал собрания учёных, приобрёл знания у самого достойного из факыхов» (Мухаммад Абу Зухра, «Абу Ханифа: Хаятуху уа асруху арауху уа фикхуху» с. 58). И этим достойнейшим из учёных, уроки которого он не пропускал, был Хаммад ибн Абу Сулейман, преемник ‘Али и Ибн Мас’уда.
Абу Ханифа посещал занятия Хаммада ибн Абу Сулеймана на протяжении 18-ти лет, одновременно являясь его ассистентом. Когда Хаммаду приходилось уезжать из города, Абу Ханифа заменял его на занятиях и давал ответы на вопросы, которые ему задавали (Абу Бакр Ахмад ибн ‘Али аль-Хатиб аль-Багдади, «Тариху Мадинати ас-салям», Бейрут 2001, XV, с. 457). Однажды Хаммад покинул Куфу на целых два месяца. В это время Абу Ханифе, который заменял своего учителя на занятиях, пришлось так же отвечать на вопросы, о которых он ранее не слышал от Хаммада. Он справился с этим, но записал все свои ответы, чтобы доложить о них учителю после его приезда. Таких вопросов насчиталось около шестидесяти. Хаммад согласился с решением Абу Ханифы в сороках вопросах, и выразил разногласие с ним в остальных двадцати вопросах. (аль-Хатиб аль-Багдади, «Тариху Мадинати ас-салям», Бейрут 2001, XV, с. 457)
Абу Ханифа был особенно привязан и предан Хаммаду, уроки которого он не пропускал на протяжении 18-ти лет. Даже после смерти своего учителя, предав его тело земле, он никогда не забывал о нём. Он и его родители продолжали просить исти’фар у Всевышнего Аллаха ради своего учителя после каждого намаза. И он упоминал в своих молитвах не только Хаммада, но и всех своих учителей и учеников. (аль-Багдади, «Тариху Мадинати ас-салям», Бейрут 2001, XV, с. 457)
Абу Ханифа получал знания и у других учёных, помимо Хаммада. Абу Хафс насчитал 4 тысячи учёных, у которых его устаз брал знания. Некоторые биографы говорили, что это количество относится только к его учителям из числа таби’инов (Ибн Хаджар аль-Мекки, «Аль-хайратуль-хисан», с. 50). Это количество совсем не является преувеличением, так как Абу Ханифа (да смилостивится над ним Аллах) совершил хадж 55 раз. Известно, что в месяцы паломничества огромное количество муфассиров, мухаддисов и факыхов Исламского мира собирались в местности под названием Аль-Харамейн. Поэтому совсем не удивительно, если Абу Ханифа в каждое свое прибытие в Мекку встречался с не менее, чем 70-ю учёными, у которых приобретал знания о Коране и Сунне. Таким образом, только за период паломничества он мог повстречать около четырёх тысяч учёных.
Помимо неоднократной поездки в Мекку с целью совершения хаджа, Абу Ханифа (да смилостивится над ним Аллах) некоторое время проживал в этом городе, когда укрывался от наместника Омейядов в Ираке Ибн Хубейра (в 130-м году по хиджре) (Аль-Муваффак ибн Ахмад аль-Мекки, «Манакибу Абу Ханифа» (вместе с «Манакиб» Кардари), изд-во «Даруль китабиль араби», 1981, I, стр. 276), пока правительство не перешло в руки Абу Джа’фара аль-Мансура. Учитывая тот факт, что Абу Джа’фар стал править лишь с 137-го года по хиджре, Абу Ханифа прожил в Мекке не менее семи лет (Ибн Хаджар аль-Мекки, «Аль-хайратуль-хисан», с. 51). Он посещал научные собрания ‘Аты ибн Абу Рабаха и Икримы, учеников ‘Абдуллаха ибн »Аббаса, а также уроки Нафи’, ученика Ибн ‘Умара. (Мухаммад Абу Зухра, «Абу Ханифа: Хаятуху уа асруху арауху уа фикхуху» с. 58)
Куфа и Мекка, таким образом, являлись для Абу Ханифы двумя главными источниками получения знаний. Если в Куфе он смог стать наследником знаний, передаваемых Ибн Мас’удом (да будет доволен им Аллах), то в Мекке он стал преемником знаний Ибн ‘Аббаса и Ибн ‘Умара (да будет доволен ими Аллах). Потому, когда его спрашивали о его знаниях, он, в первую очередь, называл имена именно этих учёных. Однажды его пригласили к наместнику ‘Аббасидов в Ираке Абу Джа’фару, где присутствовал и ‘Иса ибн Муса.
‘Иса ибн Муса в тот день сказал Абу Джа’фару: «Абу Ханифа – единственный настоящий учёный нашего времени».
Тогда Абу Джа’фар обратился к Абу Ханифе:
— О, Абу Ханифа, у кого ты получил знания, которые имеешь?
— Я получил знания от учеников ‘Умара, ‘Али и Ибн Мас’уда (да будет доволен ими Аллах). ‘Абдуллах ибн ‘Аббас, уроки учеников которого я посещал, поистине, обладал таким объёмом знаний, что в свое время не было на земле кого-либо, кто знал бы больше, чем он…» (Абу Бакр Ахмад ибн ‘Али аль-Хатиб аль-Багдади, «Тариху Мадинати ас-салям», Бейрут 2001, XV, с. 458)
Он был подобен пчеле, которая собирает нектар, подлетая от цветка к цветку, а затем преобразует этот нектар в сладчайший и неповторимый мед. Имам А’зам получал знания у самых великих учёных, начиная с ‘Али и Ибн Мас’уда в Куфе, затем Ибн ‘Аббаса и Ибн ‘Умара в Мекке (да будет доволен ими Аллах), завершая теми учёными, чьи пути с целью совершения хаджа пересеклись в аль-Харамейне. И ему удалось создать из крупиц этих знаний свой собственный колоссальный труд.
Сподвижники, с которыми он встречался
Какой бы труд по жизнеописанию Абу Ханифы мы не взяли, во всех из них упоминается, что он встречался с некоторыми из сподвижников, а часть биографов, в особенности учёные-ханафиты, утверждают, что имам А’зам передал некоторые хадисы от сподвижников. (Мухаммад Абу Зухра, «Абу Ханифа: Хаятуху уа асруху уа фикху»; изд-во «Даруль-Фикриль-араби», Каир, 1997, с. 59)
Для того, чтобы считаться таби’ином, достаточно при жизни встретиться вживую со сподвижником Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), передача хадиса при этом не является обязательным условием. Ибн Хаджар аль-‘Аскалани также утверждал, что относительно того, кого можно считать таби’ином, самым авторитетным является именно это предположение. Имам ан-Навави также давал следующее определение слову «таби’ин»: человек, который встречался с кем-либо из саха́бов. (Ибн Хаджар аль-Мекки, «Аль-хайратуль-хисан», с. 59)
Более того, если настаивать на том условии, что человек должен передать хадис от сподвижника, чтобы считаться таби’ином, это будет противоречить хадису, переданному от Муслима. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Наилучший среди таби’инов – человек по имени Увейс». А Увейс, как известно, лишь встречался со сподвижниками при жизни, но не передавал никаких хадисов.
Из этого следует, что даже если считать, что Абу Ханифа не передавал никаких хадисов от сподвижников, он всё равно будет считаться одним из таби’инов. Ибн Хаджар аль-‘Аскалани говорит об этом следующее: «Родившись в Куфе в 80-м году по хиджре, Абу Ханифа застиг при жизни много сподвижников, которые жили в городе, потому его смело можно называть одним из таби’инов. В этом плане он превзошёл многих своих учёных современников». (Ибн Хаджар аль-Мекки, «Аль-хайратуль-хисан», с. 59)
Абу Ханифа, таким образом, встречался с несколькими сподвижниками и слышал от них хадисы. В хронологическом порядке его встречи с ними можно представить следующим образом:
Анас ибн Малик. Известно три версии относительно того, когда умер Анас ибн Малик: в 91-ом, 92 или 93-м году по хиджре (Аль-Мекки, «Манакибу Абу Ханифа» (вместе с «Манакиб» Кардари); изд-во «Даруль-китабиль-араби», Бейрут, 1981; I, с. 27-29). Даже если предположить, что подтверждается более ранняя дата смерти Анаса ибн Малика, это не могло препятствовать их встрече. Также и учёные единогласны в этом вопросе. (Джалялутдин Ас-Суюти – «Табйизус-сахифа», Изд-во «Даруль-аркам», Бейрут, с. 64)
‘Абдуллах ибн Джуз аз-Забиди. В 96-м году по хиджре в возрасте 16-ти лет Абу Ханифа (да смилостивится над ним Аллах) совершил хадж вместе со своим отцом и смог посетить кружок хадиса, где ‘Абдуллах (да будет доволен им Аллах) рассказывал о том, что слышал от Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). ‘Абдуллах ибн Джуз покинул этот мир в 97-м году по хиджре. (Аль-Мекки, «Манакибу Абу Ханифа» (вместе с «Манакиб» Кардари); изд-во «Даруль-китабиль-араби», Бейрут, 1981; I, с. 28)
‘Абдуллах ибн Абу Афва. Абу Ханифа встречался с ним в последний раз в возрасте 7 лет, так как ‘Абдуллах (да будет доволен им Аллах) скончался в 87-м по хиджре.
‘Абдуллах ибн Унайс. ‘Абдуллах (да будет доволен им Аллах) приехал в Куфу в 94-м году по хиджре, когда Абу Ханифе (да смилостивится над ним Аллах) было 14 лет (Аль-Мекки, «Манакибу Абу Ханифа» (вместе с «Манакиб» Кардари); изд-во «Даруль-китабиль-араби», Бейрут, 1981; I, с. 28). Сам имам А’зам сообщал о том, что слышал хадисы от этого сподвижника. (Ибн Хаджар аль-Мекки, «Аль-хайратуль-хисан», с. 45)
Василя ибн аль-Аска. Когда Абу Ханифа (да смилостивится над ним Аллах) встретился с Василей (да будет доволен им Аллах), который покинул этот мир в 85-м году по хиджре, ему было 5 лет. (Аль-Муваффак ибн Ахмад аль-Мекки, «Манакибу Абу Ханифа» (вместе с «Манакиб» Кардари); изд-во «Даруль-китабиль-араби», Бейрут, 1981; I, с. 31)
Абут-Туфайл Амир ибн Василя. Абут-Туфайл (да будет доволен им Аллах) – сподвижник, который покинул этот мир одним из самых последних. Он скончался в Мекке в 102-м году по хиджре. (Ибн Хаджар аль-Мекки, «Аль-хайратуль-хисан», с. 47)
Тяга Абу Ханифы (да смилостивится над ним Аллах) к учёным известна каждому. Даже активно занимаясь торговыми делами, он продолжал посещать различные религиозно-научные собрания. И он неоднократно привлекал внимание учёных того времени тем, что яростно защищал убеждения Ахлю-Сунны, если возникали разногласия и споры. Потому представляется невозможным даже допустить мысль, что такой знающий учёный, как Абу Ханифа, упустил возможность встретиться со сподвижниками, жившими в то время в Куфе! Следовательно, разве можно представить, что он встречался со сподвижниками, но совсем не передавал хадисы, которые услышал от них!? Это всего лишь предположения тех, кто не питает достаточного уважения к личности великого учёного. Доказательством этого является вся жизнь имама А’зама (да смилостивится над ним Аллах). К тому же, он сам рассказывал о случае, который с ним произошёл: «В 96-м году по хиджре, когда мне было 16 лет, я отправился с отцом в хадж. Войдя в Запретную мечеть, я увидел огромное собрание учёных и спросил отца: «Кому принадлежит это собрание?». Мой отец сказал: «Это кружок сподвижника Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) по имени ‘Абдуллах ибн Джузи аз-Забиди (да будет доволен им Аллах)». После этого я направился прямо к нему и услышал, как он передавал следующий хадис: «Кто посвятит себя религии Всевышнего Аллаха, Всевышний Аллах избавит его от сомнений и наделит ризком (пропитанием) оттуда, откуда он не ждёт». (Аль-Муваффак ибн Ахмад аль-Мекки, «Манакибу Абу Ханифа» (вместе с «Манакиб» Кардари); изд-во «Даруль-китабиль-араби», Бейрут, 1981; I, с. 31; Ибн Хаджар аль-Мекки, «Аль-хайратуль-хисан», с. 45)
Некоторые учёные признают, что Абу Ханифа (да смилостивится над ним Аллах) встречался с Анасом ибн Маликом (да будет доволен им Аллах), но отрицают, что он слышал хадисы от него. Одна группа учёных признаёт, что имам А’зам застиг некоторых сподвижников в живых, но отрицает, что он виделся с ними и передавал хадисы от них. Вторая группа учёных пошла ещё дальше в опровержении его причастности к передаче хадисов. В качестве доказательства они единогласно утверждают: «Такой-то и такой-то учёный не сообщали о том, что Абу Ханифа встречался с кем-либо из сподвижников». А такое возражение недопустимо, ведь они рассуждают на основе отсутствия доказательства. Аль-Кардари сообщал об этом следующее: «Некоторые из мухаддисов отрицают, что Абу Ханифа встречался со сподвижниками, но его ученики, согласно достоверной цепочке, утверждают обратное. О том, как было на самом деле, ученикам Абу Ханифы (да смилостивится над ним Аллах) должно быть известно лучше. Исходя из этого, взгляды тех, кто считает, что имам А’зам встречался со сподвижниками и передавал от них хадисы, сильнее взглядов тех, кто опровергает это мнение». (Хафизутдин ибн Мухаммад аль-Кардари, «Манакибу Абу Ханифа», изд-во «Даруль-китабиль-араби», Бейрут, 1981; I, с. 28)
Абу Ханифа – таби’ин и самый великий муджтахид всего Исламского мира, за исключением эпохи сподвижников. Будучи одним из таби’инов, он подпадает под категорию людей, о которых говорится в Священном Коране:
وَالسَّابِقُونَ الْأَوَّلُونَ مِنَ الْمُهَاجِرِينَ وَالْأَنْصَارِ وَالَّذِينَ اتَّبَعُوهُمْ بِإِحْسَانٍ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُمْ وَرَضُوا عَنْهُ
«И первые из мухаджиров и ансаров, которые опередили остальных, и те, кто искренне последовал за ними (и те, кто будет следовать по их пути вплоть до конца света), — они те, кем доволен Аллах. Они также довольны Аллахом». («Ат-Тауба / Покаяние», 9:100)
Автор: Шейх Ихсан Шеноджак
Из книги: «Абу Ханифа — великий муджтахид»